Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Применение народной педагогики это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов. Авторы статьи предлагают программу по национальной культуре для детского сада МБДОУ ЦРР Детский сад №33 «Теремок» ГО «город Якутск» Республика Саха Якутия.
Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Выдающийся этнопедагог, профессор Г.Н. Волков, путь возрождения народов видит в возрождении традиционной, демократической культуры воспитания. Современная система образования требует всемерного возрождения национальных традиций, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры.
Применение народной педагогики – это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие у детей интереса к духовным сокровищам народов. Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет.
С этой целью составлена и одобрена кафедрой педагогики дошкольного воспитания пединститута ЯГУ программа по национальной культуре в нашем детском саду, где предлагаются апробированные методические и организационные приёмы педагогической работы по приобщению детей к национальной культуре.
Цель программы: развитие личности ребёнка и воспитание его на народных традициях, формирование начальных основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Пробудить в ребёнке любовь к родному краю и городу, интерес к истории их возникновения и развития. Воспитывать любознательность, уважения к людям труда, интерес к родной природе, творческое созидательное отношение к природе.
• Приобщать дошкольников к культуре, искусству, традициям и обычаям якутского народа. Накопление социального опыта жизни в своём городе и республике, усвоение общепринятых норм поведения, взаимоотношений. Заложить важнейшие черты национального характера – трудолюбие, порядочность, сочувствие, доброту, гостеприимство, выносливость.
• Через разнообразные виды деятельности развивать первичные приёмы мышления – способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции полученной информации.
Программа по якутской национальной культуре «К истокам земли Олонхо» основана на возбуждении генетической памяти ребёнка, занятия проводится в нестандартной форме, строятся с учётом возрастных особенностей детей, их желаний, интересов. В ходе совместной деятельности используется разнообразный фольклорный материал: сказки и загадки, пословицы, стихотворения, песни, прослушиваются элементы музыкальных произведений.
В условиях возрождения национальной культуры народа Саха идёт процесс возрождения национальных игр и состязаний. Большое внимание уделяется играм и развлечениям. Через национальные игры ребёнок знакомится с повадками животных и птиц. И во время повседневной жизни и на непосредственном образовательной деятельности по физической культуре стараемся привить интерес к национальным видам спорта, к событиям физкультурной и спортивной жизни республики.
Каждый вид совместной деятельности с детьми имеет определённые познавательные, воспитательные, развивающие задачи. Основная цель – произвести эмоциональное впечатление, зародить интерес к самобытной якутской культуре. Приоритетными формами организации обучения и воспитания в рамках программы являются организованная образовательная деятельность по ознакомлению с якутскими играми, экскурсии, беседы, дидактические игры, тематические выставки, театральные постановки. Успешная реализация программы обеспечивается привлечением родителей к участию в работе по ознакомлению с якутской культурой.
Программа строится от простого к сложному, включает 6 основных принципов:
1. Круг года (о временах года).
2. Материальная культура (жилища, одежда, пища).
3. Обычаи, традиции.
4. Традиционные занятия.
5. Фольклор.
6. Народные праздники и игры.
В год проводится 34 занятия, по одному занятию в неделю.
Контроль усвоенных знаний и практических умений детей проводится как в процессе специальной непосредственной образовательной деятельности два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май), так и в процессе повседневных организованно образовательной деятельности.
Край, в котором мы живем
• Познакомить с картой Якутии, показать какую огромную территорию занимает наша республика.
• Познакомить с историей возникновения города (когда, где и кем основан), его достопримечательности.
• Пробудить интерес к истории своего города, уточнить знания детей об округе города, в котором они живут.
• Познакомить с основным укладом жизни, с промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).
Природа родного края
• Познакомить с явлениями природы, сезонными изменениями в природе. Упражнять
в узнавании деревьев, ягод, растущих в Якутии. Детям понятие, что зима в Якутии самая холодная и длинное время года и делится на три периода: первозимье, коренная зима и перелом зима.
• Закреплять и расширять представления о птицах, обитающих в республике.
• Познакомить с животными тайги. С животными и птицами занесённые в Красную книгу охраны природы. Уточнить знание детей о жизни обитателей леса в зимнее врем, дать понятие, что животные приспосабливаются к трудной зимовке (изменение цвета шерстяного покрова, утепление жилищ)
• Познакомить с самой большой и красивой рекой нашей республики – Лена. Дать детям понятие, что река кормит и поит, используется как транспортное средство.
• Познакомить с богатством республики: реки, лес, пушные животные, рыба, полезные ископаемые.
Культура, традиция и быт якутов.
• Познакомить с жизненным укладом якутов в прошлом. С предметами быта, утварью, жилищем.
• Познакомить с основным укладом жизни, с промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).
• Познакомить с якутской национальной одеждой, любимыми цветами якутских мастериц ис женскими украшениями.
• Дать понятие, о якутских самодельных играх и игрушках из дерева и бересты. Познакомить с любимыми играми детей в прошлом.
• Познакомить с якутским национальным праздником «Ысыах».
Устное народное творчество. Фольклор – это устное народное творчество, его видами –
сказкой, пословицами, загадками, осуохаем, стихами, песнями, якутским эпосом – олонхо. Познакомить детей с якутским музыкальным инструментом – хомус.
Подвижные и спортивные игры предков. Познакомить с содержанием и правилами якутских народных подвижных и спортивных игр. Воспитывать желание играть в якутские национальные игры. Научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, меткость, мелкую моторику рук. Развивать выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение воспитывать усидчивость.
Якутский язык. Добиваться понимания якутской речи: бытовой словарь (название игрушек, одежды, членов семьи, посуды, мебели, части тела, животных); счёт; названия времен года. Ознакомить с лексикой повседневного общения («волшебные слова»)
К концу года дети должны:
Знать:
• Название республики (Республика Саха (Якутия).
• Название столицы Якутии (г. Якутск).
• Имя основателя города Якутск (Петр Бекетов).
• Название центральной улицы столицы (проспект Ленина); название округа, улицы в котором живут.
• Название самой большой реки Якутии (река Лена).
• Назвать чем богата земля якутская (пушнина, лес, рыба, реки, полезные ископаемые).
• Название растущих на территории республики деревьев, ягод (береза, лиственница, ель, сосна; брусника, малина, земляника, красная и черная смородина).
• Названия животных -белый медведь, северный олень, ондатра; птиц – снегирь, лебедь, белый гусь, стерх.
• Якутские народные подвижные и спортивные игры: прыжки «куобах», перетягивание палки, «упрямые бычки», «соколиный бой», «олени и оленеводы», «охотники и утки»; настольная игра «хабылык».
• Название якутского музыкального инструмента (хомус)
• Назвать якутскую утварь (чорон, кытыйа)
• Название якутского праздника, якутского хоровода (Ысыах, оьуохай)
• От 2–3 якутских пословиц, 3–5 якутских загадок.
Уметь:
• Узнавать герб и флаг республики.
• Узнавать по фотографиям и называть достопримечательности и общественные здания города Якутска (площадь Ленина и Орджоникидзе, русский и якутский театр, аэропорт г.Якутска, ледовый дворец «Эллэй Боотур», спорткомплекс «Стерх»).
• Ориентироваться в ближайшем к детскому саду улицах (Кузьмина, Курнатовского, Пилотов).
Край, в котором мы живем.
• Познакомить символом республики (флаг, герб, гимн), об их значении.
• Дать первоначальное представление о Республике Саха как части России. Научить определять на карте территорию Якутии, показать какую огромную территорию занимает наша республика.
• Продолжать знакомство с историей города, что с приходом казаков-первопроходцев изменился уклад жизни якутов-якуты, научились строить избы, заниматься огородничеством и начали оседать в одном месте.
• Познакомить с основным укладом жизни, промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).
• Уточнить знание о достопримечательностях родного города.
Природа родного края.
• Познакомить с явлениями природы, сезонными изменениями в природе. Упражнять в узнавании деревьев, ягод, растущих в Якутии. Детям понятие, что зима
в Якутии самая холодная и длинное время года и делится на три периода: первозимье, коренная зима и перелом зима. Что Полюс холода находится в Якутии
• Продолжать знакомить с реками Якутии – Вилюй, Алдан, Оленек, Индигирка, Колыма, Яна. Воспитывать бережное отношение к природе и соблюдать правила поведения. Познакомить с достопримечательными местами на реке Лена – Ленские столбы, остров столб.
• Познакомить с богатством республики: реки, лес, пушные животные, рыба, полезные ископаемые (какую пользу приносят людям)
• Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе: холодно, часто бывают сильные морозы, земля покрыта снегом, водоемы льдом.
• Дать первоначальное представления о Красной Книге, о некоторых птицах, животных (белый медведь, рысь, снежный баран, северный олень, морж, стерх, лебедь, беркут, розовая чайка, гренландский кит, нарвал), занесенных в Красную книгу Якутии.
• Дать понятие, что изменения в живой природе связаны с потеплением и проявлением необходимых условий для жизни. Закрепить правила поведения в лесу.
Культура, традиция и быт якутов.
• Продолжать знакомить с образом жизни якутов, с утварью (мутовка, ыагыйа); с жилищем (убранством балагана)
• Самое священное животное – лошадь, убранством лошади; коновязь, с украшением на коновязи.
• Продолжать знакомить с национальной одеждой с их названием, с женскими украшениями.
• Дать понятие, о якутских самодельных играх и игрушках из дерева и бересты. Познакомить с любимыми играми детей в прошлом.
• Продолжать знакомить с якутским праздником Ысыах, о поклонении якутского народа Духам, с якутским хороводным танцем – оьуохай.
Устное народное творчество.
• Продолжать знакомить с фольклором – это устное народное творчество, его видами – сказкой, пословицами, загадками, осуохаем, стихами, песнями, якутским эпосом – олонхо.
• Познакомить детей с якутским музыкальным инструментом – хомус, купсуур, адьага.
Подвижные и спортивные игры предков. Формировать у детей понятие, что народные игры взаимосвязаны с укладом жизни предков, воспитывать интерес к народным играм. Продолжать развивать координационные способности, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение, через обучение настольным играм воспитывать усидчивость развивать внимательность и мелкую моторику рук.
Якутский язык. Добиваться понимания якутской речи: бытовой словарь (название игрушек, одежды, членов семьи, посуды, мебели, животных); счёт; названия времен года. Знакомство с якутскими звуками «е» «у» «h» «5» «н» «дь» «нь». Ознакомить с лексикой повседневного общения («волшебные слова»); составлять предложения из 2-4 слов с помощью союза «и», местоимения «я».
К концу года дети должны:
Знать:
• Название родного города и реки, на который он расположен (г. Якутск, расположен на берегу реки Лена).
• Имя первопроходца (Петр Бекетов).
• Назвать символы республики и их значение.
• Назвать площадей г.Якутска (площадь им. Ленина, площадь им. Орджоникидзе, площадь Дружбы, площадь Победы, Комсомольская Площадь).
• Название городов (Якутск, Мирный, Вилюйск, Алдан, Нерюнгри, Томмот, Удачный, Покровск) и рек (Лена, Алдан, Оленек, Индигирка, Яна, Колыма, Вилюйск), море Лаптевых, Северо- восточное море.
• Содержание и правил якутских спортивных и подвижных игр («Подъем тощей коровы», «Напиться из проруби», перетягивание палки, прыжки «куобах», «кылыы», скачки, «волк и жеребята», «пенек», «купсууру купсуй»).
• Название птиц и животных, занесенных в Красную книгу (белый медведь, рысь, снежный баран, северный олень, морж, стерх, лебедь, беркут, розовая чайка, гренландский кит, нарвал, орлан белохвостый).
• Название якутского эпоса (олонхо, олонхосут).
• Назвать чем богата Якутия (лес, рыба, пушнина, реки, полезные ископаемые (уголь, нефть, газ, золото, алмаз, серебро, железная руда, поваренная соль…).
• Назвать предметы быта, утвари якутов (чорон, кытыйа, ыагыйа, мутовка, балаган, сэргэ, салама).
• Знать слова хоровода оьуохай «В детском саду». Песню Н. Макаровой «Чэ, иккиэн оонньуохха». Стихи Л. Попова.
Уметь:
• Узнавать герб и флаг РС(Я).
• Узнавать по фотографиям и называть достопримечательности и общественные здания г. Якутска.
• Находить на карте РС(Я).
• Составлять простые предложения с помощью союза, местоимения.
• Должны уметь считать до 10.
• Должны уметь назвать на якутском языке времена года (4 слова), цвета (4–6), названия животных (4–6 слов), названия деревьев (2-4слов), семья (6 слов), посуда (4–6 слов), мебель (4–6 слов), «волшебные слова» (4 слова).
• Правильно произносить якутские звуки: «е» «у» «h» «5» «н» «дь» «нь».
генетическая память, народные традиции, народная педагогика
Ваша корзина пуста