ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Моника Сандлунд и Элен Элвстранд: «У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство»

№17 2019 Моника Сандлунд и Элен Элвстранд: «У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство»
Аннотация

В эпоху погони за успешностью, результативностью с самых ранних лет, трудно представить систему образования, в которой по-прежнему центральная роль отведена игровой деятельности: тестов практически нет, а оценки не ставят до шестого класса. Об особенностях и приоритетах дошкольного образования в Швеции мы поговорили с директором по развитию образовательных программ Линчёпингского университета в Швеции Моникой Сандлунд и доктором педагогических наук, старшим преподавателем Линчёпингского университета Элен Элвстранд.

Полный текст

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о наиболее значимых этапах вашей профессиональной карьеры.

Э. Элвстранд. Вопросы прав детей, особенно прав ребенка на участие в принятии решений, определяющих деятельность и события в детском саду, всегда вызывали у меня неподдельный научный интерес, что в конечном итоге вылилось в написание докторской диссертации (Phd) по этой теме, которую я защитила в 2009 году. Мне также очень интересна точка зрения ребенка в отношении различных объектов, одним из которых является игра. В последние годы я занимаюсь исследованием игры в контексте Детских досуговых центров – это специализированные учреждения в Швеции для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

М. Сандлунд. В настоящее время я работаю директором по развитию образовательных программ в одном из крупнейших учебных заведений Швеции, в университете Линчёпинга. С 1976 года я в сфере образования, сначала как учительница, а потом как преподаватель университета по педагогическим дисциплинам. Как видите, мне удалось накопить немалый профессиональный опыт, и, что еще немаловажно для работы в педагогической сфере, я мама четверых детей и бабушка семерых внуков. Учителем в школе я работала в течение двадцати лет, затем продолжила строить карьеру в университете в качестве преподавателя методики для будущих педагогов и вместе с тем занималась разработкой программ для педагогических направлений. Спустя двадцать четыре года у меня не стало хватать времени на преподавание, поскольку я начала работать директором по развитию образовательных программ, и сейчас, соответственно, занимаюсь только разработкой программ для будущих педагогов начальных классов.


У вас очень насыщенный опыт работы с подростками, как с ним перекликается широкое обсуждение влияния дошкольного образования на результативность детей вплоть до шестнадцати лет?

М. Сандлунд. У меня нет научных исследований на эту тему, но исходя из практической работы, я могу согласиться, что дошкольное образование является одним из факторов влияния на успешность детей в последующие годы.

Э. Элвстранд. Дело в том, что система дошкольного образования в Швеции сильно развита. За период с начала 1970-х годов, когда большое количество женщин в Швеции начали выходить на работу, до того, как дети начали ходить в школу, и появилась необходимость в детских садах, сформировался крепкий фундамент шведского дошкольного образования. Дошкольное образование у нас в стране обладает крайне важными характеристиками: оно доступно для всех (в том числе в связи с невысокой оплатой за посещение), все дети, посещающие детские сады, имеют равные возможности. Посещение детского сада является основой для воспитания и образования ребенка. Если ребенок ходил в хороший детский сад, то это конечно, сказывается в дальнейшем на его результатах в школе. Например, это позволяет выстроить более хорошие отношения в школе, у него сформированы способности более высокого уровня для групповой работы, есть, безусловно, преимущества и в индивидуальном плане, но наши исследования больше направлены на изучение взаимодействия в группе.

М. Сандлунд. Да, я могу дополнить, что дети, которые ходят в детский сад, в Швеции это более 90% детей, и при этом в детском саду было высокое качество образования, то и к подростковому возрасту они сохраняют и развивают замечательное качество – ответ­ственность за других. Они понимают, как важно всей группе, всему классу развиваться вместе, что они не только сами за себя отвечают, но и за других в группе.

В чем это проявляется? Дети следят, чтобы у всех были хорошие оценки?

М. Сандлунд. Совсем нет. До 12 лет дети не получают оценок и только в шестом классе им начинают их выставлять, да и то это совсем недавнее нововведение, до этого оценки появлялись только в восьмом классе.

Э. Элвстранд. В рамках системы образования в шведских школах большое внимание уделяется формированию и развитию групповой работы, с учетом индивидуальных потребностей каждого в группе – как воспринимать другого, как выстраивать социальные отношения.

М. Сандлунд. При этом очень важно научиться принимать и развивать разнообразие. Дети учатся открыто взаимодействовать с разными детьми в разнообразных ситуациях. Из своего опыта могу сказать, что сейчас дети научились дружелюбно относиться к иммигрантам, которые приехали в нашу страну. Нам удается создать среду, в которой дети учатся таким ценностям, как быть неэгоистичными, открытыми, ответственными и дружелюбными ко всем, т.е. не воспринимать не похожих на них, как «чужих».

Является ли дошкольное образование на каком-то этапе обязательным для всех детей?

Э. Элвстранд. Двадцать пять лет назад в Швеции была выделена отдельная ступень образования – дошкольный класс – это ступень для детей, достигших шестилетнего возраста. Помещения для дошкольного класса стали располагаться на территории школ, для них были выделены отдельные здания во дворе школы. В то время посещение дошкольного класса не было обязательным.

Два года назад, в рамках реформы, посещение дошкольного класса стало обязательным для всех детей с шести лет. В целом существенно это не изменило картину, поскольку порядка 98% детей все равно посещали дошкольный класс. И все же вокруг обязательного посещения развернулись широкие дебаты с акцентом со стороны критиков на то, что дошкольный этап образования имеет свои педагогические традиции, отличные от обязательного начального образования.

Критики выражали опасения, что образование в дошкольном классе станет слишком «школьным», в то время, когда оно должно быть выстроено в игровой форме. Они настаивают, чтобы на этом этапе использовались педагогические технологии дошкольного образования. В целом критикующая сторона упускает, что в программе начального образования (curriculum) также прописано, что ведущая деятельность для детей, посещающих начальную школу, – это игровая деятельность. Тем не менее, мы решили изучить и проанализировать позицию самих педагогов, работающих на этой ступени, каково их мнение. Чувствуют ли они с изменением статуса посещения – с необязательного на обязательный – давление, что, возможно, в большей мере следует уделять внимание основам математики, письма и других предметов или все же они остаются на позиции, что центральная деятельность – это игра, и игровая форма обучения должна использоваться и в дальнейшем.

М. Сандлунд. Результаты нашего исследования по вопросу, который мы вынесли на обсуждение, заключаются в том, что, безусловно, игровые формы обучения должны сохраняться.

У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространст­во, в которое он включает других учеников. Игра имеет самые вариативные формы, а вариативность – это то, к чему мы стремимся.

Полностью интервью читайте в журнале «Современное дошкольное образование», №6/2019

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.