Мухалева Азалия Айратовна – воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» (Бугульма, Республика Татарстан), gumerova.1818@mail.ru
Научный руководитель: Миннуллина Розалия Фаизовна – доцент, кандидат педагогических наук, Елабужский институт (филиал) КФУ
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы учитывается специфика развития интереса читателей. В ходе изложения материала автор раскрывает понятия «читательский интерес» и «познавательная литература», характеризует специфику развития читательского интереса, а также описывает методические приемы развития читательского интереса средствами познавательной литературы.
Ключевые слова: познавательная литература, читательский интерес, старший дошкольный возраст, методические приемы работы.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, – интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом и развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование их характерной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что в современном обществе проблема приобщения ребенка к чтению требует повышенного внимания. Как вы знаете, современные дети большую часть своего времени проводят за телевизором и компьютером, а книг читают всё меньше и меньше. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.
Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня необязательно ходить в библиотеку – интересующую книгу можно найти в Интернете. В связи с этим задачи учителей и родителей состоят в том, чтобы направить детей на правильный выбор источников информации, а также повысить престиж чтения и статус «читающего человека» среди молодого поколения.
Чтение – это сложный мыслительный процесс, и, прежде всего, процесс смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса возникает, прежде всего, из-за его неоднородности: с одной стороны, чтение – это процесс прямого чувственного познания, а с другой стороны, это косвенное отражение реальности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; это сложная деятельность, включающая семантическое восприятие и высшие психические функции, такие как внимание, память и мышление.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Книга неодинаково важна для малыша трех лет и для ребенка 6–7 лет.
Книга не нужна трехлетнему ребенку, она необходима для привлечения внимания ребенка к книге. Читательская активность ребенка в этот период развития связана с просмотром, кратким прослушиванием и первым общением с книгой из рук взрослого. Учитель показывает образец трендовой книги: бережно держит ее, внимательно перелистывает. Вы всегда должны показывать детям того, о ком говорите, а затем просить детей: покажите медведя, лису. Таким образом учитель учит первому общению с героями. При знакомстве с литературным произведением учитель не читает, а рассказывает книгу, тесно взаимодействуя с детьми во время чтения, заглядывая им в глаза, используя любимый детьми кукольный театр.
В старшем возрасте для привлечения детей к литературным произведениям используют метод создания проблемных ситуаций, а также детское экспериментирование, вытекающее из содержания произведений художественной литературы. В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникает потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации используют для того чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам.
Чтобы помочь детям правильно воспринимать содержание литературного произведения, наблюдайте за развитием действия с использованием ИКТ. Дети с удовольствием выполняют задания с помощью интерактивных инструментов.
Для организации непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в моменты управления, совместной деятельности с детьми учителя используют различные формы работы: индивидуальные, групповые, подгрупповые формы работы; чтение, рассказывание историй, беседу, дискуссию, ситуационную беседу, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театральные, режиссерские игры, практические и игровые ситуации, творческую трансформацию повествования, забавные вопросы, детские упражнения в синхронном выражении эмоций, которые способствуют обучению творческой активности ребенка и ценностным качествам.
Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, используют плоскостной, теневой, настольный, пальчиковый театр.
Иллюстрирование художественных произведений детской литературы старшими дошкольниками, рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упомянутых в произведении, различные виды художественной деятельности, создание поделок, конструирование предметов являются другими эффективными средствами для облегчения усвоения литературного произведения.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что среди ученых существует множество мнений относительно трактовки понятия «читательский интерес». Обобщая взгляды всех авторов, можно определить интерес читателя как активный процесс понимания читателя. Научить ребенка чтению можно, только вызвав у него интерес к книгам. Актуальность проблемы развития читательского интереса у старших дошкольников сегодня обусловлена широким развитием цифровых технологий, которые привлекают современных детей доступностью быстрой и готовой информации. Читая книги, ребенок учится размышлять, воображать, размышлять над новой информацией, тем самым развивая свои творческие способности, креативность и способность самостоятельно мыслить.
Педагогический процесс по формированию читательского интереса у старших дошкольников должен быть, в первую очередь, построен с учетом возрастных особенностей восприятия художественных произведений. Восприятие любого художественного произведения – это довольно сложный, многосторонний творческий процесс, содержащий в себе весь жизненный, эстетический и эмоциональный опыт человека.
В старшем дошкольном возрасте должно происходить закрепление ранее полученного интереса к книгам и его дальнейшее развитие. Главная задача педагогов в данном случае – спроектировать литературный опыт дошкольников, познакомить их с различными литературными жанрами, способствовать осознанию собственного отношения к героям произведений. Доступность книги является определяющим фактором формирования и развития его читательского интереса. Книги должны быть обязательным элементом развивающей среды, в которой находится дошкольник. Среди основных методов развития читательского интереса у старших дошкольников можно выделить: выразительное чтение вслух и кукольную драматизацию. Эффективность этих методов будет выше, если художественное слово будет присутствовать в повседневной жизни ребенка.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят не только с художественной, но и с познавательной литературой. Дошкольники почерпнут много полезной информации из учебной литературы, которая интересует их в данный момент. В этот период главное – показать ребенку, что он легко найдет ответы на свои вопросы в книге. Развитие познавательного интереса пробуждает у ребенка тягу к познавательной литературе. Благодаря этому дети привыкают к тому, что нужную им информацию можно найти в книге. В этом случае у детей развивается активный интерес к книгам.
Ваша корзина пуста