Мухитдинов Артур Нуриевич – заместитель начальника Управления образования Снежинского городского округа, Челябинская область
Макарочкина Галина Геннадьевна – заведующая МАДОУ ЦРР-ДС №30 Снежинского округа, Челябинская область
Осинцева Полина Петровна – заместитель заведующей по УВР МАДОУ ЦРР-ДС №30 Снежинского округа, Челябинская область
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Центр развития ребёнка – детский сад №30» с 2018 года является ресурсным центром по подготовке и проведению регионального этапа всероссийских соревнований по робототехнике «ИКаРёнок» (Инженерные Кадры России).
Одной из сегодняшних проблем в России является: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования, поэтому президент России В.В. Путин отметил необходимость популяризации профессии инженера. Востребованность данных профессий актуальна и для нашего города.
С целью ранней профориентации, мотивации детей к техническому творчеству и инженерной деятельности, выявления и развития таланта в каждом ребенке в нашей стране создаются новые детские центры, технопарки и кванториумы.
В настоящий момент всё большую значимость и актуальность приобретает в детском саду образовательная робототехника. Робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов. А использование робототехнического оборудования в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ– это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами конструкторской деятельности до 7–8 лет – в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить, почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела.
Перспективность применения роботехники обусловлена её универсальностью, высокими образовательными возможностями, обеспечивающими организацию максимально продуктивной творческой деятельности детей:
Вместе с тем, при своей перспективности и актуальности внедрение в образовательный процесс робототехники вызвал ряд противоречий:
Учитывая все вышеназванные тенденции развития образования, выявленные противоречия, четвёртый год успешно реализуется проект «ИКаРёнок».
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста совместно с родителями к техническому творчеству в рамках повышения престижности технических профессий ФГУП РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина; формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширения сетевого взаимодействия образовательных организаций (вовлечение в техническое сообщество).
Задачи:
Проект является тематическим. Тема сезона 2018–2019 учебного года была «Сохраняя традиции Великой России», сезона 2019–2020 года – «Город мастеров».
Участие команды воспитанников ДОУ в Проекте предполагает выполнение четырех соревновательных заданий.
Конкурсные испытания проходят в очно-заочной форме.
Представление и защита творческого проекта «Производство и профессии будущего» (Поэтапная видеопрезентация творческого проекта).
Видеопрезентации творческого проекта высылаются в оргкомитет за 7 дней до начала соревнований и оцениваются заочно. Продолжительность видеопрезентации не должна превышать 5 минут. Очно на соревновании команды выставляют «товар лицом», представляют судьям и гостям творческие проекты, отвечают на вопросы.
«Инженерная книга» (заочно).
«Инженерная книга» – подробное описание проекта и этапов работы над ним.
«Мы – изобретатели!» – командное выполнение заданий, направленных на развитие изобретательности, творческого воображения, конструктивных навыков, внимания, памяти, логического мышления, умения работать в команде.
Командное выполнение заданий состоит из двух конкурсных испытаний.
Мемо-кубики – это дидактическая игра, в занимательной форме помогает развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, фантазию, способствует творческому конструированию.
Командное выполнение заданий, направленных на развитие конструктивных навыков, воображения, творческого мышления, умения работать в команде. Проектное задание Тайна КУБИБИКА «Картон мобиль». Соревновательное задание: изготовить (собрать) действующий макет из творческого материала подвижного механизма «Картон мобиль», способного без вмешательства членов команды и посторонних людей, после объявленного судьёй старта, проехать по полигону и попасть в установленные (размеченные) ворота.
Работу команд оценивает жюри Проекта, которое формируется оргкомитетом из числа специалистов ФГУП РФЯЦ ВНИИТФ, Управления образования, СФТИ НИЯУ МИФИ, образовательных учреждений города.
Основанием для награждения победителей Проекта служит решение жюри, оформленное итоговым протоколом.
Итоги подводятся в командном зачете. Результаты участников складываются из баллов, полученных за 4 соревновательных задания.
Абсолютным победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов по всем конкурсным испытаниям. Победители и призеры награждаются дипломами и памятными призами. Всем остальным командам-участникам вручаются грамоты за участие и поощрительные призы. Абсолютный победитель представляет город Снежинск на региональных соревнованиях.
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Ваша корзина пуста