«Живая сказка» – это особая форма организации совместной деятельности взрослых и детей, позволяющая педагогу организовать увлекательный и развивающий образовательный процесс с детьми в рамках практически любой темы. Достаточно всего лишь провести предварительную беседу по нужной теме или загадать загадку, вызвав интерес у детей, и предложить им разыграть собственную сказочную историю на эту тему. Но в отличие от обычного театра, детям предлагается побывать одновременно и актёрами, и зрителями своего спектакля. Выбирается место для действия – сцена и организуется зрительный зал. А для самой театрализации детям предоставляется широкий выбор элементов костюмов (отправляются в «костюмерную») и атрибутов для спектакля.
Выбрав понравившиеся образы, дети принимают на себя роли, в рамках которых они должны вести себя соответственно (походка, тон голоса, характер). Сюжет действия придумывается самими детьми и проговаривается уже после принятия на себя образов.
Педагог обыгрывает это в форме «интервью у актёров». При этом задаются наводящие вопросы, уточняющие ход сюжета, смысл поступков персонажей и их взаимоотношений в сказке. Роль взрослого в данном процессе регулирующая: педагог следит за тем, чтобы все персонажи были задействованы в спектакле и направляет инициативу детей таким образом, чтобы сюжет имел основные части: начало, завязка, проблемная ситуация, развязка, конец.
Задачи педагога в процессе сказочного действия:
• координировать действия детей с целью воплощения задуманного сюжета и раскрытия темы;
• поддерживать детскую инициативу, оказывать помощь детям в выражении эмоций, жестов;
• организовывать музыкальное, звуковое сопровождение спектакля;
• учить детей действовать в роли актёров (исполнять свою роль и импровизировать в диалогах, в отдельных сценах) и в роли зрителей (поддерживать выступающих аплодисментами, репликами).
Музыкальное сопровождение спектакля – очень важный элемент. Музыка помогает детям лучше передать сказочный образ, двигаться в рамках действия (вальс на балу во дворце; скачки принца на богатырском коне; сражение со злым волшебником; грусть принцессы, заточённой в башню, и т. д.) Если педагог, который организует подобную деятельность с детьми, владеет музыкальным инструментом и может импровизировать в процессе сказки, то он способствует поддержке интереса и развитию действия. Это позволяет ему быть готовым к любому повороту событий, даёт свободу к творчеству детей. Если же педагог не владеет инструментом, то необходимо иметь некоторые заготовки музыкальных фрагментов и звуков в записи (стук копыт, пение птиц, рык зверей и т.п.) и поработать ди-джеем, выбирая нужные фрагменты.
При такой форме театрализации происходит развитие творческих способностей, социальное развитие детей, развитие речи. Данная форма организации совместной деятельности с детьми может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями, педагогом-психологом, ведь в процессе действия дети учатся передавать эмоциональное состояние персонажа, искать выход из проблемных ситуаций, что относится к компетенции педагога-психолога. В любом детском коллективе есть как дети-лидеры (они, как правило, выбирают себе главные роли и образы), так и застенчивые дети-тихони, которым необходима поддержка в процессе спектакля. Они должны получать одобрение окружающих даже за малейшие действия. Тут необходимо присутствие психолога для поддержки таких детей и координации детского коллектива.
Данное сопровождение будет являться своеобразным тренингом и возможностью осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.
Любая сказка собственного сочинения и исполнения приносит радость и детям, и взрослым. Дети научаются импровизировать в любых условиях и использовать подручные предметы для «игры в сказку». Зачастую, они продолжают разворачивать сюжет на прогулке, дома, на следующий день в детском саду. Сказка способствует усвоению социального опыта, сплочению детского коллектива, развитию личности.
Ваша корзина пуста