Автором статьи рассматриваются возможности использования лэпбуков в образовательной деятельности с целью развития познавательной инициативы старших дошкольников. Материал будет полезен воспитателям старших дошкольных групп, родителям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на то, чтобы создавать условия для развития детской инициативы, свободного выбора детьми различных видов деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Детская инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Детская инициатива проявляется в различных видах деятельности. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют четыре сферы детской инициативы, одна из которых познавательная. Авторы определяют её как любознательность, т.е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Проблеме развития познавательного интереса, способам и методам активизации образовательной деятельности посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и многих других отечественных и зарубежных авторов. В настоящее время продолжается поиск и внедрение новых образовательных технологий. Одной из таких технологий является лэпбук. Впервые лэпбук для обучения детей был использован в США писательницей Т. Дюбби.
В России данная технология обрела популярность благодаря Т.А. Пироженко, которая адаптировала американский вариант лэпбука для российских условий четыре года назад.
Лэпбук – это интерактивная обучающая папка, посвященная какой-то одной теме. Лэпбук полностью соответствует принципам ФГОС ДО, он:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством познавательно-исследовательского развития ребенка, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста.
Наполнение лэпбуков может включать в себя дидактические, речевые материалы, различные схемы, мнемотаблицы, раскраски, иллюстрации, загадки и многое другое, в зависимости от выбранной темы.
Лэпбуки могут использоваться в индивидуальной работе с детьми с целью закрепления, обобщения, повторения материала. Кроме того, лэпбук хорошо использовать в работе с ребёнком, который по тем или иным причинам пропустил занятия в детском саду. Интерактивные папки можно использовать в режимных моментах, включая их рассматривание в беседу по той или иной тематике. Лэпбуки возможно использовать на занятиях при работе в микрогруппах. Тогда нужно подготовить по одному лэпбуку на подгруппу детей.
Также изготовление лэпбука может стать конечным продуктом проектной деятельности. Для их создания детям приходится проявлять различные виды активности, стимулирующие проявление познавательной инициативы – ставить эксперименты, выполнять модели и схемы, решать проблемные ситуации, изучать материал в различных источниках и т.д. Инициатива ребёнка проявляется в выборе темы, содержания, методов получения и оформления информации.
В итоге совместно с воспитанниками были изготовлены лэпбуки по каждой теме согласно календарно-тематическому планированию образовательной деятельности в старшей группе. А также лэпбуки по темам, предложенным воспитанниками и родителями, такие как «Безопасность в быту», «Мы дежурим», «Раз-два-три, на зарядку выходи» и т.д. Данный вид деятельности очень увлекает детей и взрослых, способствует повышению познавательной активности, приносит радость от процесса творчества.
1. Алиева Т.И., Урадовских Г.В. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации [Электронный ресурс]. – URL http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/4.pdf
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
3. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М.: Линка-пресс, 2014.
4. Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детсаду // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №6. С. 18–32.
Ваша корзина пуста