ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Н.А. Жемчугова, И.И. Жемчугова. Роль дошкольной образовательной среды в формировании и развитии творческих способностей: опыт Германии

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы дошкольного образования, повышение его качества. Современная система образования нацелена на развитие самостоятельности субъекта воспитательного процесса, успешного формирования уникальной структуры опыта и индивидуальных способов познания окружающего мира. Для успешной реализации данных целей необходима правильная организация среды, которая могла бы стимулировать, поддерживать и направлять детскую исследовательскую активность, развивать их творческие способности. Описан и проанализирован опыт организации пространства и жизнедеятельности детей в детских садах Германии, основные принципы и особенности немецкого подхода к воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главной педагогической целью в детских садах Германии является формирование у подопечных самостоятельности, независимости и уверенности в себе. Образовательный процесс ориентирован на практическую, проектную деятельность и экспериментальное освоение окружающего мира. Проблема развития творческих способностей является одной из важнейших в педагогической психологии и педагогике. В большинстве случаев родители и педагоги пытаются развить у своих детей определённые навыки, уделяя незначительное внимание их личностным особенностям. Согласно современным концепциям, творческие способности представляют собой системное явление, где одним из главных факторов является мотивационно-личностная сфера. Она начинает формироваться достаточно рано. В дошкольном возрасте у детей наиболее активно развиваются познавательные потребности, закладывается самооценка и уровень притязаний, кроме того ребенок приобретает навыки самоорганизации, общения со сверстниками. Несомненно среда оказывает значительную роль в становлении этих, основных для раскрытия творческого потенциала, качеств.

Полный текст

Введение

Стратегическим вектором развития отечественной системы дошкольного образования является повышение его качества. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, ст. 2, п. 29]. Одним из интересных подходов к оценке качества дошкольного образования является модель немецких ученых В. Титце, В. М. Текстор, В. Фтенакис. Они обращают внимание прежде всего на возможность комплексного и индивидуального развития дошкольника с учетом его своеобразных талантов, а также возможность взаимодействия педагогов с семьей для успешного обучения и воспитания дошкольника [10, 8, 18, 19].

Современный мир ставит перед обществом большое количество глобальных задач и проблем, решение которых возможно только при системном, разноплановом, нестандартном подходе. Умение мыслить и находить правильные ответы, выходя за рамки привычных шаблонов, является одним из важнейших проявлений творческого, продуктивного мышления и показателями конкурентоспособности человека. На данный момент развитию творческих способностей (творческого мышления) у молодого поколения уделяется большое внимание: организуется проектная деятельность в школах и университетах, создаются образовательные центры для одаренных детей, такие как Сириус, Артек, в которых школьники под руководством опытных наставников могут реализовывать свои творческие, научно-технические идеи. Дошкольный возраст является важным звеном в развитии человеческого ресурса: именно в этот период происходит формирование познавательных мотивов, активности, стремлений и инициативы, которые составляют основу творческих способностей [6].

Современная система образования все больше делает акцент на развитие самостоятельности у субъекта воспитательного процесса, формирование у него уникальной структуры опыта и индивидуальных средств работы с информацией. Для успешной реализации новых форм обучения и воспитания необходима правильная организация среды, которая позволяла бы стимулировать, поддерживать и направлять детскую исследовательскую активность, развивать их творческие способности. Кроме того, необходимо наличие первичных навыков работы в условиях самостоятельного поиска. В связи с этим, образовательный процесс должен выстраиваться с дошкольного возраста, развивая у ребенка личностные качества, которые будучи включенными в состав творческих способностей, позволяли бы успешно обучаться в соответствии с современными требованиями и образовательными стандартами.

Анализ компонентов творческих способностей

В настоящее время существует множество подходов к проблеме творческих способностей. Одни авторы полагают, что креативность обусловлена интеллектуальной одаренностью (Д. Векслер, Г. Айзенк), другие, напротив, считают, что творческие способности являются самостоятельной формой психической активности (Дж. Гилфорд, К. Тейлор), третьи подчеркивают значимость мотивационно-личностной сферы (Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс) [15].

Одним из первых, кто попытался отделить творческие способности от интеллектуальной одаренности, был Дж. Гилфорд. Пытаясь разрешить проблему диагностики креативности, он выделил ряд факторов, через которые можно было бы охарактеризовать креативное мышление (чувствительность к проблемам, беглость, гибкость, оригинальность). Эти факторы в последствии Дж. Гилфорд объединил в одну группу и обозначил ее как дивергентное мышление – способность порождать множество новых и необычных идей [5].

Согласно взглядам Д. М. Богоявленской, творческая активность характерна для каждого человека. Проблему творчества автор рассматривает через понятие «интеллектуальная активность», определяемое как интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации. Интеллектуальная активность включает в себя не только умственные способности, но и мотивационную сферу (направленность личности), при этом мотивация играет важную роль: регулирует проявление умственных способностей [2]. Познавательные потребности являются одним из основных компонентов в структуре творческих способностей ребенка и являются основой доминирования познавательных мотивов, которые выражаются в исследовательской активности и высокой чувствительности к новым, необычным стимулам [12, 7]. Познавательные потребности начинают проявляться достаточно рано – в первые месяцы жизни – и проходят в своем развитии ряд стадий: потребность в новых впечатлениях проявляется у ребенка в первые годы жизни, к началу подросткового возраста она сменяется любознательностью, затем – целенаправленной познавательной деятельностью [7]. Потребность в новых впечатлениях является основой для развития более совершенных видов познавательной потребности, ее несформированность не позволяет осуществить полноценный переход к следующей стадии, а также освоить новые способы познания окружающего мира [11]. Кроме того, значительное влияние на творческие способности оказывают эмоционально-волевые качества личности, например, отсутствие страха перед процессом творчества, умение рисковать, преодолевать трудности при реализации собственной идеи [3].

Д.Ю. Бабаева говорит о необходимости рассматривать развитие творческих способностей в контексте их взаимодействия с социокультурной средой. Она отмечает, что традиционная система обучения, формируя «когнитивные» и «социальные» стереотипы, что со временем может привести к снижению показателей креативности [2].

Творческие способности – это многомерное, комплексное явление, соответственно, их развитие должно происходить с ранних лет, при этом важно сформировать у ребенка познавательный интерес и активность – базу для дальнейшего совершенствования способностей.

Особую роль играет образовательная среда: чем более разнообразной и свободной она будет, тем с большим интересом ее будет осваивать ребенок. Одним из интересных примеров организации пространства и жизнедеятельности детей является система открытых детских садов в Германии. Их отличительной особенностью является предоставление детям максимальной автономии и свободы, начиная с выбора кружка и распорядка дня, заканчивая созданием собственных групповых правил и норм [9].

Особенности воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Германии

В Германии дошкольные образовательные учреждения представляют своеобразное пространство для реализации творческого потенциала. Здесь нет запретов (главное – не нарушать личное пространство другого), дети не ограничены в проявлении активности, они могут пользоваться всеми доступными вещами (кроме вещей, помеченных красной бумажной ладонью с фотографией владельца) без спроса воспитателя, играть в любые игры [9]. Отсутствие жестких, навязанных правил и требований позволяет детям беспрепятственно изучать окружающий мир и реализовывать свои самые смелые выдумки, а педагогам выстраивать гибкий образовательный процесс, исходя из актуальных интересов детей. Такая система воспитания создает у детей ситуацию неопределенности и препятствует формированию стереотипных способов переработки информации и взаимодействия с окружающим миром, позволяет создавать свой собственный стиль общения и познания.

Организация предметно-пространственной среды позволяет ребенку осуществить выбор, располагает его к проявлению инициативы. В дошкольных образовательных учреждениях Германии деление на группы очень условно, дети большую часть времени проводят все вместе в общем пространстве, которое разделено на тематические зоны, оборудованные для конкретной деятельности (например, комната для чтения, где собраны книги и энциклопедии, уголок для экспериментирования, где дети могут, например, изучить под микроскопом различные текстуры или провести опыт со смешением веществ, помещение для спортивных игр и др.) [16].

 

Рис. 1. Столярная мастерская.

В течение дня ребенок может выбирать для себя наиболее интересные занятия и общаться с детьми со сходными увлечениями. Подобная организация среды позволяет ребенку проявлять инициативу при выборе деятельности, что оказывает положительное влияние на становление его истинных интересов и познавательных мотивов, поскольку ребенок в процессе деятельности ориентирован не на результаты, которые от него ожидают взрослые, а на процесс: ему нравится то, чем он занимается, испытывая положительные эмоциональные переживания. В результате чего происходит сдвиг мотива на цель, и деятельность становится личностно-значимой для ребенка. Согласно Д. Б. Богоявленской, успешность развития творческих способностей определяется деятельностью, которая возникает вне чьих-либо указаний и наставлений, совершается по собственной воле и является одним из главных проявлений позиции субъекта [4].

Рис. 2. Мольберты для свободного рисования

Немецкие педагоги ориентированы на развитие у детей продуктивной деятельности и природной креативности. Большинство комнат оборудованы для созидательной деятельности (здесь можно найти самый необычный конструктор, краски для рисования руками, краски для витражей, глину, много разноцветной бумаги – все это в свободном доступе для ребенка; существуют помещения, где дети могут рисовать на стенах, на собственном теле; в коридорах стоят большие мольберты). Дети лепят, строят, конструируют, рисуют – создают уникальные поделки, которые затем используются ими для игр. Одним из новаторских педагогических методов является «Месяц без игрушек», в рамках которого на достаточно продолжительный срок из комнат убираются все немногочисленные игрушки и дети вынуждены придумывать альтернативные способы игры или создавать свои собственные игрушки из подручных средств. Данный метод, на первый взгляд, кажется достаточно суровым и жестоким, однако воспитатели утверждают, что дети настолько сильно привязываются к продуктам собственного труда, что по истечении срока долго не желают возвращаться к старым игрушкам.

Рис. 3. Свободный доступ к материалам для творчества

 

Воспитатели стремятся разнообразить время детей в дошкольных учреждениях. Они организуют тематические недели, проекты (в основном, проект представляет собой подготовку к праздникам; дети составляют развлекательную программу, рисуют декорации и придумывают костюмы), организуют посещение музеев и зоопарков, прогулки в общественных парках, выезды в лес для проведения занятий по естествознанию, походы за продуктами в соседний супермаркет [16]. Существуют даже «программы обмена» между детскими садами Чехии и Германии, целью которых является знакомство детей с культурными особенностями соседней страны. Ребенок постоянно вовлечен в деятельность, в ходе которой обогащаются и расширяются его представления об окружающем мире, накапливается бесценный для дальнейшего развития опыт. Это дает возможность выбрать приоритетную деятельность, которая была бы интересна и понятна малышу и доставляла бы ему положительные эмоции, что является залогом успешного формирования мотивов познавательной деятельности.

Одним из перспективных способов организации образовательного процесса является организация исследовательской деятельности, которая представляет собой способность приобретать знания о действительности путем реального взаимодействия с ней и образует вместе с интеллектом и творчеством целостную познавательную деятельность [13]. Поскольку объекты реального мира взаимосвязаны между собой и изменение в одном приводит к реорганизации всей системы, практическая деятельность заставляет отходить от стандартных объяснительных схем «одно действие – одно следствие» и позволяет изучить мир целостно и системно [14].

Рис. 4. Уголок для проведения «исследований»

 

Дошкольные образовательные учреждения Германии ориентированы на развитие у детей исследовательского поведения. Занятия детей очень практичны и во многом лишены игровой условности: они проводят эксперименты, мастерят игрушки, учатся готовить на настоящих кухнях, работают за столярными станками, присматривают за младшими по возрасту детьми (группы в детских садах Германии разновозрастные). Взаимодействуя с объектами реального мира у детей выше шанс столкнуться с проблемной ситуацией, характеризующейся высокой неопределенностью и новизной, которая предоставляет свободу выбора и стимулирует ребенка к поиску нестандартных решений.

Обучение ребенка, по словам немецких педагогов, идет «от руки к голове», что позволяет ребенку активно осваивать окружающий мир, выстраивая собственные закономерности. Необходимо отметить, что исследовательская деятельность в открытом детском саду всегда инициируется самим ребенком, не навязывается воспитателем [9]. Возможность действовать исходя из собственных познавательных потребностей в сочетании с доступной средой, в которой ребенок может найти все необходимые для своего проекта инструменты, материалы и книги поддерживает интерес к познанию и стимулирует развитие творческих способностей.

Рис. 5. Кухонный уголок, где дети могут готовить совместно с педагогами

Хочется отметить, что данный способ воспитания имеет, на наш взгляд, и свои слабые стороны. В неигровой деятельности ребенок приобретает исследовательский опыт, накапливает знания о фундаментальных законах жизни, которые затем отыгрываются и обогащаются в игре. Однако именно с игровой деятельностью связано развитие символических функций и способности действовать в уме, поэтому невнимание к сюжетно-ролевой игре и акцент на приобретении практических навыков может негативно влиять на развитие абстрактного мышления в более старшем возрасте.

Выводы

Главной целью системы дошкольного образования в Германии является развитие мотивационно-личностной сферы детей и их индивидуальности. Минимальный контроль и возможность действовать самому, экспериментируя, изучать окружающий мир, позволяет ребенку стать субъектом творческой, поисковой деятельности и стимулирует проявление и развитие подлинной познавательной активности. В данных условиях ребенок не скован предписаниями и стандартами, он свободен, что является весомым фактором в формировании мотивации успеха и положительной самооценки. Ребенок не боится совершить ошибку, у него не возникает страха перед деятельностью. Открытая образовательная среда создает условия для формирования важных черт детского характера, таких как любознательность, инициативность, пытливость, активность, смелость в реализации своих замыслов, которые являются одними из ключевых в творческой индивидуальности детской личности.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.06.2019).
2. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. – 2008. – №2. – С. 154–168.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета. 1983. – 176 с.
4. Богоявленская Д.Б. Одаренность: теория и практика // День за днем. – URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=673 (дата обращения: 07.05.2019)
5. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблеме творчества // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 32 – 35.
6. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. – №1. – С. 85–96.
7. Богоявленская М.Е. Этапы становления творческих способностей в дошкольном возрасте // В кн.: От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. – 2015. – С. 267–269.
8. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 52 – 63.
9. Веракса А.Н. Развитие дошкольного образования в Германии // Современное Дошкольное Образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-doshkolnogo-obrazovaniya-v-germanii (дата обращения: 20.08.2019).
10. Вольфганг Титце: «Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс» // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volfgang-tittse-razvitie-i-obespechenie-kachestva-obrazovaniya-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-eto-postoyannyy-tsiklichnyy (дата обращения: 20.08.2019).
11. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательно потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. – 2013. – №2. – С. 87–100.
12. Котляр И.А., Смирнова Е.О. Игра в дет­ских садах Германии и России // Современная зарубежная психология. – 2016. – №1. – С. 39–45.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. –
№6. – С. 29–33. – URL: http://voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения: 07.05.2019)
14. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТПГУ. – 2009. – №5 – С. 112 – 115.
15. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. URL: http://www.researcher.ru/methodics (дата обращения: 08.05.2019)
16. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколо-ва М.В. Открытый детский сад в Германии // Современное дошкольное образование. – 2010. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-detskiy-sad-v-germanii (дата обращения: 20.08.2019).
18. Teitze W. Comparisons of observed process qualify in early child care and education programs in five countries / W. Tietze, D. Cryer, J. Bairrao, J. Palacios, G. Wetzel // Early childhood research quarterly. – 1996. – Vol. 11, №4. – P. 447 – 475.
19. Cryer D. Parents’ perceptions of their children’s child care: a cross-national comparison / D. Cryer, W. Tietze, H. Wessels // Early childhood research quarterly. – 2002. – Vol. 17, №2. –
P. 259 – 277.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

организация среды в детских садах Германии, дошкольный возраст, креативность, познавательные потребности, исследовательское поведение, сюжетно-ролевая игра, развитие творческих способностей