ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Нафикова Л.Р. Преемственность дошкольного и школьного образования

Полный текст

Нафикова Лилия Радиковна – студентка, Елабужский институт Казанского Федерального университета (г. Елабуга, Республика Татарстан, Россия), liliya150@mail.ru

Дошкольная образовательная организация и школьная организация – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве. Однако остается недостаточно изученным вопрос о преемственных ориентирах, связывающих дошкольные организации и школу, а именно критерии отбора содержания, игровых средств подготовки к школе, призванных обеспечить высокий уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Ключевые слова: дошкольное образование, преемственность, начальное образование, игровые средства.

Главная задача дошкольного воспитания и обучения – это оптимальное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и закономерностями этого этапа жизни, в результате чего у него появляется готовность к вхождению в культуру. Школа является элементом культуры, а потому готовность к школе также может рассматриваться с этой позиции.

Исходя из анализа исследований Л.С. Выготского, Н.И. Вьюнова, Е.Е. Кравцова, И.М. Соколова, М.Ю. Стожарова и др., занимающихся проблемой преемственности дошкольного и начального образования, можно сделать вывод, что ключевым моментом в реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования является определение сущности готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. В отечественной психолого-педагогической литературе проблема преемственности оправданно обсуждается в тесном единстве с проблемой готовности к обучению, которую изучали в различных аспектах.

Рассмотрим понятие «готовность к школе», понимая его как ключевое средство решения проблемы подготовки ребенка к школе в русле преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования. Под «готовностью к школе» подразумевают уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Существующее сегодня в педагогической практике понимание готовности к школьному обучению подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков школьного типа, получивших в американских работах название «вводные навыки», на которых строится начальное школьное образование. Такого рода стыковка дошкольного и школьного обучения, с точки зрения авторов этого подхода, обеспечивает преемственность в обучении детей разного возраста. В этой системе уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Данное представление о психическом развитии ребенка вытекает из теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения. В этом случае преемственность двух форм образования рассматривается с позиции их сближения, а точнее подгонки дошкольного образования под образцы школьного образования.

Наряду с общей готовностью к школе немаловажную роль играет специальная готовность, включающая два основных компонента:

– наличие специальных знаний и умений в области элементарных математических представлений;

– наличие знаний и умений в области подготовки к обучению грамоте.

При специальной подготовке особое внимание уделяется тем знаниям, которые будут в дальнейшем востребованы начальной школой, и их роли в общем психическом развитии ребенка, удовлетворении его естественного интереса к этой области действительности. Общая и специальная готовность к школе взаимосвязаны и взаимообусловлены, и от их успешности зависит дальнейшее развитие личностного потенциала ребенка на новой ступени образования – начальной школы.

Принципиально иное понимание преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием вытекает из культурно-исторического подхода к развитию психики ребенка, предложенного Л.С. Выготским и нашедшего свое развитие в трудах его учеников и последователей. Для того чтобы раскрыть суть преемственности между образовательной работой в дошкольном и школьном возрасте, исходя из этого подхода, нужно прежде всего учитывать возрастные характеристики развития детей того и другого возраста (понятие «психологического возраста» по Л.С. Выготскому). А поскольку эти характеристики принципиально различаются, то образовательная работа с детьми-дошкольниками не может строиться по образцу обучения школьников в начальной школе. С другой стороны, согласно культурно-историческому подходу, ребенок переходит в следующий психологический возраст только в том случае, если его развитие на предыдущем возрастном этапе полностью завершилось. Об этом свидетельствуют психологические новообразования, появляющиеся в конце возрастного периода и подготавливающие дальнейшее развитие ребенка на новом возрастном этапе на основе уже других, присущих новому возрасту психологических закономерностей развития, что отражается и на процессе образования. К таким психологическим новообразованиям дошкольного возраста, без которых малоэффективно начинать обучение детей в школе, относятся:

  • изменение мотивационной сферы ребенка (появление познавательных и социальных мотивов учения, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, появление новообразования «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович);
  • появление такого уровня развития произвольной сферы, при котором ребенок может справляться с работой по образцу и по правилу, осуществляя процесс саморегуляции (Н.Н. Мельникова);
  • владение ребенком простейшими операциями обобщения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович);
  • свободное владение языком, на котором ведется обучение в школе (Л.Е. Журова).

Эти новообразования, по сути дела, и являются компонентами психологической готовности ребенка к школьному обучению. Важно подчеркнуть, что все эти новообразования невозможны без универсальных генетических предпосылок учебной деятельности, о которых было написано выше.

Исходя из культурно-исторического подхода, преемственность между дошкольным и школьным образованием реализуется не на основе сближения двух форм образования, как это делается сегодня во многих странах мира и в нашей стране в том числе, а на основе их максимального различия, вытекающего из специфики развития ребенка в каждом из рассматриваемых возрастов.

Преемственность с позиции школьной организации – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий: высокопрофессиональные специалисты; специально организованная развивающая среда; методическое обеспечение; сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям: методическая работа с педагогами дошкольной образовательной организации (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами дошкольной образовательной организации и школы); работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий, экскурсии в школьную библиотеку и классы); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе, участие учителей начальных классов на родительских собраниях).

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Практика преемственности между семьей, дошкольной образовательной организацией и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества.

Образовательная организация тесно сотрудничает с дошкольной образовательной организацией: дошкольники (старшие и подготовительные группы) ходят на экскурсию в школу, посещают «Школу дошколят». Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в дошкольной образовательной организации присутствуют учителя, набирающие детей в 1-й класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.

Таким образом, обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

В последние годы многие исследователи пытаются решить проблему преемственности ДОУ и начальной школы с помощью создания альтернативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Заслуживают внимания программы: «Преемственность», «Истоки», «Из детства в отрочество». Их целью является обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования с точки зрения подготовки детей к школе. Это означает полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

В то же время уже имеются попытки создания единых «сквозных» программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой ключик», г. Москва; «Детская школа», г. Омск; «Синяя птица», г. Нижний Новгород; «Школа 2100» и др.), основанных на принципах гуманизации и демократизации педагогического процесса.

Интерес педагогов О.В. Беляковой и Л.В. Земляченко к личностно-ориентированному образованию привел к усилению внимания на индивидуальных особенностях детей, на развитии их природных способностей, на реализацию личности ребенка во всевозможных видах деятельности. Действенным средством осуществления данных концептуальных позиций стала педагогическая технология «Обучение на коммуникативно-познавательной основе» («Обучение через общение»), которая рассматривается как система непрерывного обучения, имеющая органические связи между детским садом и начальной школой. В центре выбранной системы обучения, в отличие от традиционной, ориентированной на усвоение детьми знаний, умений и навыков, ставится личность ребенка. Следовательно, новая технология предполагает возможность перехода к активному диалогу, то есть поиску совместного решения проблем и добыванию новых интересных и полезных знаний.

Таким образом, решение проблемы преемственности является возможным, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Такой подход будет придавать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Проблему содержания и технологий подготовки дошкольников к школе рассматривали в своих работах: В.Н. Давыдов, С.В. Литвиненко, Н.А. Короткова, М.И. Лисина, Л.А. Ситак и другие. Однако остается недостаточно изученным вопрос о преемственных ориентирах, связывающих дошкольные организации и школу, а именно критерии отбора содержания, игровых средств подготовки к школе, призванных обеспечить высокий уровень готовности ребенка к обучению в школе. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что разработан целый ряд программ подготовки дошкольников к школе. Среди них «Дошколенок», «Старт», «Филиппок». Каждая программа позволяет проводить занятия подготовки к школе дошкольников с помощью игровых средств.

Игровые средства, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. В игре дети:

  1. Учатся применять имеющиеся у них знания.
  2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений.
  3. Учатся взаимодействию друг с другом.

Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь. Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей, необходимо руководящее участие в ней взрослого. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Анализ литературы показал, что игровые средства по подготовке к школе рассматриваются как средства:

  • активизации учебной деятельности (Иргалиева Д.И., Бабунова Т.М., Макарова Е.Р., Зеленина Е.А., Цицкхвая Д.И.);
  • интенсификации трудовой деятельности (Жаилканов Б.Б., Степанова Л.В.);
  • воспитания (Мунирова Л.Р., Трапезников Л.А.) и др.

В «Педагогической энциклопедии» дается следующий перечень игровых средств: с игрушками; наборы ребусов, шарад, загадок; с картинками; загадки; настольные; игры-головоломки; занимательные задачи; буриме, игры-фокусы; игры-труд, связанные
с конструированием.

Сорокина А.И. делает акцент на таких игровых средствах, как:

  • игры-путешествия, которые призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на окружающий мир;
  • игры-поручения, в основе которых лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения;
  • игры-предположения, в которых перед детьми ставится проблема и создается ситуация, требующая осмысления, либо выполнения последующего действия;
  • игры-загадки, направленные на проверку имеющихся знаний, находчивости;
  • игры-беседы, базирующиеся на общении, основным является непосредственность переживаний, доброжелательность. Такие игры способствуют активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Аванесова В.Н. классифицирует игровые средства несколько по-иному:

  • игры-поручения, направленные на действия учащихся с предметами;
  • игры с прятаньем и поиском, ставящие учащихся в ситуации неожиданного появления и исчезновения;
  • игры с загадыванием и отгадыванием, интригующими детей вопросами;
  • сюжетно-ролевые дидактические игры, в которых налицо сюжет игры (выполнение роли людей различных профессий);
  • игры-соревнования (на скорость выполнения задания); – игры в фанты или запретный предмет.

Дьячкова О.А. считает, что к игровым средствам следует отнести и игры-головоломки, основная цель которых – выявление скрытого пути их решения. В таких играх решение умственной задачи становится преобладающим по сравнению с другими мотивами игры. Игровые средства такого типа называются некоторыми авторами, в частности Никитиным Б.Л., развивающими. Они позволяют формировать творческое и логическое мышление, умение рассуждать, наблюдать и анализировать.

Программы подготовки дошкольников к школе содержат игровые средства. Игровые средства (дидактические, развивающие игры «Найди лишнее», «Весёлый счет», «Сравни рисунки», «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке», «Пары слов», «Собери картинку», «Бывает – не бывает», «Запоминай порядок», развлекательные игры. Существуют программы подготовки дошкольников к школе. Среди них «Дошколенок», «Старт», «Филиппок». Эти программы обеспечивают преемственность между дошкольным и начальным образованием, устраняют разноуровневую подготовку дошкольников к школе, исключают дублирование школьной программы и ориентированы на сохранение здоровья дошкольников, которые готовятся поступать в школу. Программы предусматривают использование игровых средств.

Выделим основные правила применения игровых средств для подготовки дошкольников к школе. Первое правило – игры дожни соответствовать возрастному развитию. Если игра слишком простая для ребёнка, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Если слишком сложная, то он не сможет в неё играть и откажется от неё. Второе правило касается больше подвижных игр и игр с правилами. Дети не должны нарушать правила и должны их соблюдать. В противном случае игра потеряет смысл. Третье правило организации игр при подготовке дошкольников к школе – это поощрение детей. Важно всегда хвалить ребенка, если он справился с заданием или выполнил его лучше всех. Четвертое правило – содержание игры детям нужно объяснять образно и кратко. Все правила игры объяснять постепенно, если они сложные. Так дети быстрей научатся играть в игру и не будут нарушать её правила.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Её можно использовать для подготовки детей к школе. Существует несколько видов игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, драматизации и многие другие. Все игры достойны для применения при подготовке детей к школе. Игры должны отвечать возрастным особенностям детей, с понятной инструкцией и правилами, которые нельзя нарушать. Воспитателю необходимо самому участвовать в играх с детьми при подготовке их к школе и поощрять при необходимости за достижение положительных результатов.

Литература

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
  2. Вьюнова, Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2012. – 256 с.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – СПб.: Речь, 2018. – 152 с.
  4. Лаврикова О.А. Проблемы предшкольного образования на современном этапе // Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2017. – 290 с.
  5. Соколова И.М. Организация предшкольной подготовки детей // Дополнительное образование и воспитание. – 2019. – №7. – С. 39–42.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.