ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Н.Г.Пантелеева. Воспитание нравственных ценностей ребенка на основе интеграции разных видов детской деятельности

Аннотация

Автор рассматривает вопросы воспитания ребенка дошкольного возраста на основе приобщения его к общечеловеческим ценностям. Бескорыстное внимание к внутреннему миру и жизни другого человека – основа отечественной духовности и культуры. Первый шаг в освоении общечеловеческих ценностей, формирования собственной культуры личности ребенка – это включение в образовательное пространство регионального компонента, использование неограниченных возможностей ближайшего окружения для полноценного его развития.

Полный текст

В условиях усиления духовного кризиса общества, утраты нравственных ориентиров особо остро встают проблемы социализации ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимыми во все времена и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Это богатейший мир духовного опыта предков, история Отечества, в которой сохранилось много искренности, нравственных ценностей и духовного общения. Например, у славян традиции проникнуты земными человеческими чувствами – это добродушие, гостеприимство, хлебосольство, уважение к матери, старшим, труду, здоровому образу жизни, сострадание убогим и т.д. Воспитание осуществлялось всем миром: любой мог сделать замечание ребенку, если он нарушал принятые правила и нормы поведения. Весь уклад жизни крестьян определялся порядком работ на земле, основанных на общих действиях людей: проводы зимы, встреча весны, первый сев, окончание жатвы и т.д. Полный год состоял из будней и праздников, общий труд и общие праздники – такова связь людей друг с другом: чувство духовного единства, теплоты и искренности.

У славян была особая культура передачи знаний с помощью сказов, это не были уроки, которые следует выучивать, но в повествованиях говорилось и о нравственности, и о жизни, и о развитии души. Следовать примерам прекрасным хотелось и детям, и взрослым.

Из поколения в поколение передавалось только то, что было важным в жизни: честно жить, не бросать друг друга в беде, уважать старших и др.

Дети с ранних лет видели проявление искренности взрослых, подражали им. Добрые взаимоотношения в семье считались более важными, чем материальное благополучие и проявлялись в традициях: общая трапеза, чаепитие, помощь старшим.

В духовной сфере общества снизился воспитательный потенциал культуры народа, как важнейшего фактора духовности, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, чести, гражданственности и т.д. Мы полагаем, что приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры поможет обогатить их внутренний мир на примере духовной жизни народа, его нравственных ценностей, развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему, побуждая к добрым поступкам. Воспитание способности к сопереживанию, сочувствию и восприятию чужой боли, гуманного отношения к другим людям формируется очень трудно, это длительный процесс и кропотливый труд.

Большие возможности в воспитании детей представляет включение в образовательное пространство регионального компонента – это первый шаг в освоении общечеловеческих ценностей, в формировании собственной культуры личности ребенка, это и средство социализации – активное участие детей в деятельности взрослых и форма их отзывчивости, построенная на нравственных ценностях. Стоит задача не только дать знания, выработать определенное отношение, но и научить бережно и заботливо относиться к окружающему миру.

Воспитание на основе интеграции предполагает:

• включение в образовательное пространство регионального материала;
• организация зоны полезной деятельности для детей, использование проблемных ситуаций гуманного отношения к окружающему, проведение акций;
• создание развивающей среды в группе, в пространстве ДОО, на участке (мини-музеи народного быта, комната русских ремесел, мастерские художественного труда и др.);
• интеграция образовательных областей и разных видов деятельности детей в приобщении их к интересному делу, полезному труду;
• взаимодействие с родителями и социумом;
• организация кружковой работы по обучению народному мастерству и развитию творчества;
• активные формы обучения в форме викторин, конкурсов, смотров, фольклорных праздников и развлечений, вечеров игр и ремесел, презентаций.

Практико-ориентированный проект «Делать добро спеши»

Несмотря на то, что опыт педагогической работы каждого региона уникален, общие закономерности, которые предлагает автор, могут быть использованы повсеместно. Рекомендуем опыт работы федерального государственного казенного дошкольного образовательного учреждения (ФГКДОУ) «Детский сад № 145» г. Можайска.

В гости к березке, воспитатель Т.Г. Ярославцева

Технология проекта «Делать добро спеши»

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Образовательная среда: взаимодействие субъектов образования – педагогов, родителей и детей. Среда непосредственной образовательной деятельности (НОД), развивающая предметно-пространственная среда группы и участка (зона полезной деятельности), сотрудничество с социумом.

Проблема: недостаточно уделяется внимания воспитанию душевных качеств: доброжелательности, отзывчивости, ответственности, общительности, т.е. духовному воспитанию подрастающего поколения.

Цель: формировать духовность детей на основе приобщения к добрым делам.

Задачи:

• расширять представления детей о жизни народа, об отношении предков к природе, родной земле, труду;
• знакомить с народным календарем – основой обычаев, традиций, праздников (народных и семейных);
• знакомить с фольклором, ремеслами, народными играми и праздниками;
• пробудить интерес к мастерству жителей края;
• развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной детской деятельности.

Мероприятия:

• Познавательная беседа «Охранять природу должны все».
• Встречи с интересными людьми города и края.
• Литературная гостиная «Добро и зло в русских сказках».
• Беседа-развлечение «Традиции народа».
• Праздник труда «Сколько славных дел вокруг».
• Тематические праздники «Ярмарка ремесел», «Мир Доброты».
• Акция «Неделя добра».

Совместная деятельность педагога и детей, познавательная деятельность:

• цикл экскурсий в природу;
• прогулки по улицам, в ходе которых учить детей замечать происходящие изменения в социуме, обсуждать, чем дети могут помочь;
• наблюдения за окружающими людьми, обсуждение их добрых дел;
• чтение и обсуждение художественных произведений о любви к близким, родной земле, природе;
• заучивание произведений устного народного творчества, чтение по ролям обрядового фольклора, обсуждение смысла пословиц и поговорок;
• рассматривание иллюстраций о разных поступках, рассказы детей из опыта;
• обыгрывание ситуаций «Как поступить?», «Оцени поступок», «Как поступить по-другому» и т.д.;
• работа в зоне полезной деятельности – организация акций на экологической тропе;
• кружковая работа по обучению детей рукоделию;
• выставка изделий народных мастеров и детского рукотворного творчества.

Общий праздник детского сада в День Земли, воспитатель Л.П. Нахабина

Игровая деятельность:

• разучивание народных и хороводных игр;
• воображаемые ситуации и путешествия, ситуации-предположения «Что было бы…», минутки фантазирования «Придумай доброе дело» и др.;
• этюды на выражение эмоций; образовательные ситуации для обсуждения: на конкретных примерах раскрыть проявление доброты окружающих, включающие общение и игровое взаимодействие;
• обсуждение происходящих событий, тематические диалоги, тренинги, выполнение различных творческих заданий;
• развивающие игры «Путешествие в Древнюю Русь», игры-диалоги «Оживи предмет», «Превращения» и др.

Музыкальная деятельность:

• слушание народных мелодий и русских песен, инсценирование;
• разучивание обрядового материала;
• вечер народных и хороводных игр.

Самостоятельная деятельность детей, продуктивная деятельность:

• деятельность в книжном уголке, мастерских: изготовление подарков для малышей, близких людей, ветеранов войны и труда, составление композиции «Дерево Добра»;

• сочинение историй и сказок о доброте, дружбе, вежливости.

Ожидаемые результаты проекта: сближение детей вокруг общих дел, эмоционально-ценностное отношение к близким людям, окружающим, потребность детей к участию совместно со взрослыми в добрых делах ближайшего окружения.

Пример использования интеграции разных видов детской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Воображаемое путешествие с элементами игрового тренинга «Там, на неведомых дорожках…»


Среда путешествия: в группе создана обстановка воображаемого леса, полянки; звучит музыка на протяжении всей деятельности, слайды, атрибуты к разным видам деятельности.

Педагог собирает вокруг себя ребят, читая стихотворение «Огромный дом» Л. Дайнеко:

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
И месяц молодой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Вопросы к детям: что это за дом? Кто в нем живет? Что такое природа? Какие добрые слова можно сказать Земле? (высказывания детей). Хотите отправиться в путешествие в мир природы?

Дети отправляются в путешествие с помощью физкультминутки (под чтение педагога выполняют имитационно-образные движения):

Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем.
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки…
Тут веселые зайчата-
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
А за ними шел медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду!»
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползет – переливается.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток – и молчок.

Педагог. Вот вы оказались, где? (в лесу), какой лес, настоящий или нет? Лес любит тишину, послушайте музыку леса (включается запись). Прислушайтесь, я слышу, что кто-то разговаривает или шепчется, да это же деревья спорят!

Сценка «Спор деревьев», показываются слайды деревьев: клен, ель, береза, дуб (можно взять другие) – из предложенных деревьев выбрать любимое дерево и доказать, что оно самое нужное, самое полезное и самое красивое. Молодцы! Как вы старательно защищали свое любимое дерево!

Ситуация-предположение «Что было бы, если бы деревья исчезли из леса? (фантазии детей).

Обсуждение ситуаций «Как поступить?» – если встретили человека, который рвет цветы, ломает ветки деревьев, уничтожает насекомых и др.

Вспомните пословицы об охране природы, объясните их смысл.

Педагог. Многие лесные жители стали героями любимых сказок, назовите их? Добрые герои имеют доброе сердце.

Проводится театр-экспромт «Ступеньки доброты» – расставить героев сказок по ступенькам лесенки: доброго на самую верхнюю ступеньку, обосновать свой выбор (выполнение задания).

Дети переходят за столы, там – маршрутные листы (у каждого ребенка другой маршрут), на которых обозначены места леса, требующие помощи).

Экологическая разминка «Помоги лесу» – проложить дорогу Добра, помня о правилах поведения в лесу. Молодцы! Ко всему живому надо бережно относиться!

Звучит музыка, дети оказываются на полянке. Ребята, на полянке никого нет, почему? Да она же завалина мусором, давайте поможем его убрать и посадим цветы!

Игра «Посади цветы» – дети выкладывают на клумбе (обручи) цветы, потом становятся вокруг клумбы, берутся за руки и исполняют хоровод «Венок дружбы».

Физкультурная пауза «Цветы»

Раз, два, три – выросли цветы (дети сидят на корточках, медленно поднимаются).
К солнцу потянулись высоко (тянутся на носочках).
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх).
Ветерок пролетал, стебелечки раскачал (раскачивают руками влево-вправо над головой).
Влево качнулись – низко прогнулись (наклоняются влево).
Вправо качнулись – низко прогнулись (наклоняются вправо).
Ветерок убегай! (грозят пальчиком).
Ты, цветочки, не сломай! (приседают).
Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Заканчивается путешествие мастер-классом «Своими руками» – изготовление из природного материала поделок или картин для малышей.

Педагог. Вы побывали в воображаемом лесу, посетили неведомые дорожки, какие? Что нового узнали? Что уже знали и вели себя по-доброму, как настоящие защитники природы!

Фото из архива детского сада

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
4. ФГОС ДО / Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013. №1155.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольный возраст, интеграция, региональный компонент, нравственные ценности, социализация