Николашкина Наталья Владимировна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 146» (Рязань, Россия)
Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить.
В.А. Сухомлинский
Каждый ребёнок по своей природе – творец. Но его возможности не всегда реализуются и требуют создания условий, побуждающих к занятиям искусством. В настоящее время существует множество методик и современных художественных техник для развития художественно-творческих способностей детей.
Наряду с традиционными техниками рисования в детском саду используется много вариантов нестандартного рисования. Эти техники привлекательны для детей, очень часто они содержат в себе эксперимент с материалами, инструментами или способом изображения. Дети с большим энтузиазмом используют для изображения трафареты, штампуют губками поверхность, рисуют пальчиками, ладошками, ватными палочками, вилками, зубной щёткой, мятой фольгой, бумагой. Для рисования используют различные поверхности: картон, газету, деревянные поверхности, морские камешки, папки и пластиковые файлы. Рисуют не только краской и карандашами: используют для рисования зубную пасту, пластилин, тесто. Такие эксперименты позволяют ребёнку раскрепоститься, проявить фантазию, воображение, творчество, почувствовать уверенность в своих силах.
С помощью игр подводим воспитанников к творческим действиям: дополнениям, изменениям, вариациям, преобразованию уже знакомого материала, созданию новых комбинаций из старых элементов, применению известного в новой ситуации. Ценен самостоятельный поиск, нахождение новых приёмов работы, когда старых недостаточно.
Один из эффективных путей развития художественно-творческих способностей детей лежит в приобщении к декоративно-прикладному творчеству родного края.
В современной культуре народное искусство живёт в традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности. Воспитанники знакомятся с художественными произведениями, созданными народными мастерами, дети чувствуют тепло рук мастера, его настроение. Дошкольники старшего возраста с отзывчивостью реагируют на рассказы воспитателя об истории создания старинных вещей и промыслов, стараются отразить увиденное и запомнившееся в своих рисунках и поделках.
Для знакомства воспитанников с творчеством мастеров родного края педагогами созданы электронные образовательные ресурсы: презентации, игры с триггерами, собраны коллекции картинок и открыток, оформляются выставки в холле детского сада и уголки творчества в группах.
При знакомстве детей с народным рязанским костюмом, используется много интересных форм взаимодействия и игровых приёмов, развивающих способности к восприятию декоративно-прикладного искусства.
На экскурсии в музей родного края детского сада педагог обращает внимание детей на полочку с куклами в необычной одежде. Из беседы ребята узнают, что тряпичные куклы одеты в народный рязанский костюм. Они задаются вопросом: когда носили такую одежду, из чего её шили, чем она украшена, как называется. Строят предположения, в каких случаях, по какому поводу надевали такие яркие и красивые наряды. Поддерживая детский интерес, знакомство с костюмом педагог продолжает в группе.
Народный костюм необычен для современного ребёнка, названия его частей непривычны. В игре «Как было и как стало» при рассматривании кукол, одетых в нарядный рязанский костюм, детям предлагается сравнить детали одежды, их названия, предположить и узнать, для чего служил тот или иной предмет, какой смысл и назначение было у предмета. Дети узнают легенду, почему головной убор назвали «сорока», почему «кичка» рогатая, с «пушками». Что означают наспинные украшения «гайтан», «крылья». Как выглядела мужская и женская рубаха, какая была верхняя одежда.
В группе появляются матрёшки, вырезанные из картона, и дети, используя технику рисования пластилином – пластилинографию, – «наряжают» матрёшек в рязанский народный костюм. Такая работа требует аккуратности, способствует развитию точных движений пальцев рук, направляет внимание детей на более глубокое понимание образа народного костюма.
Знакомя с цветами костюма, проводим игру «Кто лучше расскажет?». Опираясь на просмотренную презентацию «Рязанский народный костюм», дети описывают цвета и рассказывают, какие цвета в костюме основные, а какие – подчиненные, что обозначают эти цвета, какое настроение создают в сочетании друг с другом, что хотели передать мастерицы, когда шили костюм, какой костюм сшили бы сами ребята. Интерес детей возрастает, когда им рассказывают, что символы для украшения одежды имеют свой смысл. Узнав, что они обозначают, ребята смогут прочесть послание.
Создаётся игровая ситуация, начинается интересный творческий эксперимент «Древнее послание». Дети рассматривают элементы узора на картинках, высказывают свои предположения о том, что значит тот или иной элемент. Педагог дополняет информацию, и воспитанники уже самостоятельно объясняют, что зашифровано в послании. Затем стараются составить свой орнамент и предлагают прочесть послание товарищам.
Чтобы такая работа была долговечной и приносила радость, детям предложены трафареты, вырезанные из мягкого пластика, а вместо бумаги используется ткань, белая или красная – по выбору ребёнка. Творческий процесс увлекает детей, узоры получаются разнообразные, дети легко запоминают, какие символы обозначают солнце, воду, огонь, дождь, плодородие. Какие символы оберегают и приносят удачу, защищают от зла и помогают в быту. Свои изделия ребята берегут и очень гордятся ими.
В дальнейшем дети часто сравнивают элементы узоров рязанского костюма с элементами росписи народных промыслов, отмечают сходство и различия, сочетание цветовой гаммы, технику исполнения. Такие приемы делают декоративно прикладное творчество доступным для детского восприятия, они несут понятное детям содержание, которое раскрывает красоту окружающего мира, даёт возможность проявить свои навыки в художественном творчестве.
Ваша корзина пуста