Новгородцева Татьяна Геннадьевна – педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Тогучинского района «Центр развития творчества» (Тогучин, Новосибирская область, Россия)
Когда мы говорим про профилактику задержки речевого развития у детей, то конечно же, имеем в виду то, что нам поможет не допустить того, что у ребёнка будет задержка речи. Безусловно, очень многие родители, можно сказать, что практически все, хотят, чтобы их ребёнок развивался согласно возрастным нормам, был здоровым и не отставал от своих сверстников. Но родители разные, и отношение к задержке речевого развития у них тоже может быть разное. Если одни родители бьют тревогу, когда ребёнку исполняется годик, полтора, а он ещё не сказал простой фразы, то другие родители спокойно дожидаются, пока их ребенку не исполнится трёх лет. И только тогда считают, что уже понемногу можно начинать беспокоиться.
Кто прав в данном примере, а кто нет, не столь важно. А важно то, что родители делают для того, чтобы не допустить у ребёнка ЗРР.
Иными словами – все дети развиваются по-разному: некоторые развиваются неравномерно, у некоторых задержка экспрессивной речи обусловлена генетическими факторами и не особо сказывается на интеллектуальном развитии. Самый главный вопрос здесь заключается в том, что родители детей делают ещё до того, как возникает потребность обращаться к специалистам.
Сейчас, на современном этапе развития науки, многие родители знают, что задержка речи в большинстве случаев влечет за собой задержку в психическом развитии ребёнка. Конечно, если у ребёнка задерживается речь, то он позже своих сверстников научится читать и писать, а всё это, безусловно, будет сказываться и на его успехах, когда он поступит в школу. Наиболее ярко результаты задержки речевого развития становятся видны в начальных классах – когда ребёнок начинает усваивать буквы и цифры, учится интерпретировать информацию, пытается овладеть письмом и чтением, а также учится грамоте.
И именно поэтому современные специалисты – логопеды, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют молодым родителям не пускать развитие ребёнка на самотёк и при первых признаках задержки речевого развития начинать действовать. Ведь в случае бездействия ставится под сомнение успешное когнитивное развитие ребёнка и его успех в дальнейшем обучении.
Помимо обучения, всё вышеперечисленное может сказываться и на эмоционально-волевой сфере ребенка, а также на его общении со сверстниками. Ведь, как известно, самооценка ребёнка во многом зависит от того, что о нём думают окружающие, и, к сожалению, часто бывает так, что отстающего школьника воспринимают как неудачника, что, конечно же, не всегда соответствуют истине. Но тем не менее, такие варианты развития событий вполне возможны, и именно поэтому заниматься профилактикой задержки речевого развития необходимо уже с самого рождения ребёнка.
1. Уже с рождения ребенка необходимо знакомить с самыми разными звуками того мира, в котором он живет, который его окружает. Помимо звуков, у ребёнка необходимо с первых дней его жизни формировать чувство ритма. Всё это в значительной степени поможет ему в будущем дифференцировать самые разнообразные оттенки звуков, что также непосредственно влияет на восприятие речи окружающих.
Что можно делать для того, чтобы знакомить ребёнка со звуковым многообразием мира?
Ребёнка можно знакомить с самыми разными звуками – пусть это будет простая погремушка или шелест листьев, или звон чашки, или же просто голос родного человека. Все эти звуки можно варьировать по интенсивности, делать их нарастающими или затухающими. Можно предоставлять ребёнку эти звуки вблизи или же в отдалении.
Для ребёнка можно записывать фонотеку или же использовать уже готовые, имеющиеся в большом разнообразии, записи звуков природы, животных и птиц. Также хорошим упражнением для профилактики задержки речевого развития является привычка записывать голоса родных и близких для ребенка людей и затем включать их ему.
Помимо этого, необходимо помнить, что для того чтобы какая-либо психическая функция была сформирована, в первую очередь, следует опираться и на работу других анализаторов. То есть, чтобы ребёнок легче воспринимал речь окружающих его людей, необходимо задействовать и другие сенсорные системы, такие как: зрительные анализаторы, тактильные анализаторы и прочее. Только тогда слово начинает восприниматься как неотъемлемая часть какого-либо предмета, и это способствует созданию наиболее полного образа предмета или явления, с которым хотят познакомить ребёнка. Чтобы улучшать слуховое восприятие, можно играть с ребёнком в игры, где будет отключён один из анализаторов. Эти игры хорошо работают, когда мы хотим обострить работу какого-то одного анализатора. Например, можно завязать ребёнку глаза и предложить ему попробовать узнать какие-либо предметы на слух. Это может быть звук погремушки или же трещотки.
Также можно в данную группу подключить и другой анализатор – тактильный. Таким образом, можно давать ребёнку потрогать плюшевого мишку или гладкую керамическую чашку.
С ребёнком, начиная с рождения, можно исследовать звуковую природу различных предметов или явлений. Для данных игр подходят все имеющиеся под рукой предметы и игрушки. Сюда же относятся и игры с коробочками, в которых есть разные наполнители, такие как фасоль, горох, бисер, стеклянные шарики и многое другое. Ребёнок может вместе с взрослым трясти коробочку и по звуку отгадывать, что в ней находится.
Необходимо помнить, что когда мы говорим про профилактику ЗРР, то это не значит, что у ребёнка обязательно такая задержка будет. И профилактикой необходимо заниматься даже тогда, когда ребёнок развивается согласно нормам, и у него уже есть какая-то речь. Таким образом, можно вместе с ребёнком прислушиваться к различным звукам и шумам и вместе с ним пытаться обсудить их. Вместе с ребёнком можно анализировать шум автомобилей – какой он? Громкий или тихий? Приятный или не очень? Вместе с ребёнком можно учиться угадывать настроение человека по интонации его голоса. Хорошее ли настроение у человека или же не очень? Грустно ему или, может быть, скучно? Может, он чем-то удивлён?
Все вышеперечисленные игры очень хороши также с каким-либо выключенным анализатором.
Для профилактики задержки речевого развития очень хорошо подходят игры, которые заключаются в определении направления какого-либо звука. Таким образом, ребёнку можно снова завязать глаза и попросить его определить, где, например, звенит колокольчик – слева или справа? Спереди или сзади?
Если же у ребёнка речь уже есть, и он может формировать предложения и высказывать собственные мысли, то ему можно предложить игру, в которой нужно будет нарисовать интонацию собственного голоса. Вместе с взрослым ребёнок может изобразить такую кривую и посмотреть на изменение своей интонацией и на её колебания.
2. Развивать номинативную сторону речи ребёнка. Номинативная сторона речи заключается в назывании предметов и явлений своими названиями, то есть их обозначениями.
Современным детям, в связи с развитием виртуальной реальности и цифровых технологий, довольно сложно изучить какой-либо предмет или явление со всех сторон. Именно поэтому маленький ребёнок постоянно стремится всё понюхать, попробовать на вкус, всё тянет в рот, вертит в руках, использует предметы не по назначению. Другими словами – он изучает предмет. Итогом в изучении этого предмета станет обозначение его символом. В данном случае таким символом является слово.
Для профилактики ЗРР у детей родителям и педагогам необходимо помнить, что для того, чтобы ребёнок лучше запоминал какие-либо слова, чтобы он расширял свой словарный запас, необходимо создавать наиболее полные образы этих самых слов у него в сознании. Ведь названию, то есть, имени какого-либо предмета, всегда предшествует образ данного предмета. Образ в данном случае – это его цвет, величина, вкус, текстура, способы использования данного предмета, запах и прочее. Только когда ребёнок изучает данный предмет со всех этих сторон, название этого предмета закрепится в его сознании навсегда. И именно поэтому слово «кубик» будет запоминаться ребёнком намного дольше, если он увидит этот кубик на картинке или же в мультике. И совсем по-другому ребёнок запомнит это слово, если он сам будет взаимодействовать с реальным кубиком-игрушкой.
И для профилактики ЗРР с ребёнком можно играть в самые разнообразные игры, которые направлены на расширение его словарного запаса. Например, «Съедобное – несъедобное»; «Я знаю пять…»; «Назови как можно больше» и т.д.
Можно попросить ребёнка назвать как можно больше свойств какого-либо предмета. Например: «Какое может быть яблоко?» Оно может быть красным, зелёным, жёлтым, большим, маленьким, кислым, кисло-сладким, твёрдым, мягким, вкусным, невкусным, ароматным, тяжёлым, лёгким и т.д.
3. У ребёнка необходимо развивать способность к формированию логико-грамматических конструкций. Логико-грамматические конструкции неизменно вплетены в повседневную бытовую жизнь каждого человека. Другими словами – всё, что бы ни делал ребёнок, чем бы он ни занимался, логико-грамматические конструкции присутствуют всегда и везде: изучает ли ребёнок собственное тело, конструирует ли он что-либо, изображает ли он что-то на листе бумаги и т.д.
Кроме того, очень большие трудности у современных детей возникают с формированием самостоятельного речевого высказывания. И профилактическая работа может проводиться родителями с первых дней жизни ребёнка. То есть, когда мама, или папа, или бабушка проговаривают всё, что они делают, например: «Сейчас мы будем купаться»; «Давай снимем носочки»; «Ой! Какие ручки!»; «Ой! Какие ножки!», и т.д. – всё это является процессом формирования самостоятельного речевого высказывания, а также, конечно, является профилактикой задержки речевого развития у ребёнка в будущем.
Помимо этого очень важно использовать как можно больше глаголов в повседневной речи и в общении с ребёнком, так как именно глаголы являются основой любого предложения. И действительно, многие специалисты-логопеды и нейропсихологи рекомендуют родителям использовать как можно больше глаголов в общении с ребенком, у которого есть задержка речевого развития.
Во время профилактики ЗРР у детей очень важно использовать вопросы в общении с ребёнком. Наиболее эффективным является способ, когда ребёнка постоянно пытаются включить в диалог, пусть даже он ничего не сможет пока ответить взрослому, но, тем не менее, это также является замечательным способом профилактики ЗРР. Когда вы стимулируете ребёнка отвечать вам, то вы в то же время неизменно стимулируете у него называние глаголов и использования их в его речи.
4. Необходимо показывать ребёнку красоту речи и её преимущества. В современном мире, когда речь всё больше сокращается и из неё уходит красота, очень важно показывать детям, что красиво говорить – это величайшее достоинство, которое может у него быть. В литературной, правильной речи присутствуют сложные логико-грамматические конструкции, множество разнообразных глаголов, и всё это не только способствует профилактике задержки речевого развития у ребёнка в будущем, но также и расширяет его словарный запас, который позднее перерастёт в активный.
Для этого можно ставить ребёнку аудио-сказки, записанные профессиональными дикторами. Помимо этого, как можно чаще необходимо читать ребёнку книжки и обсуждать с ним прочитанное. Когда ребёнок уже научается говорить, то можно читать сказки вместе с ним, таким образом приобщая ребёнка к чтению. Когда ребёнок уже сможет полноценно читать, можно записывать его голос на аудио и затем вместе с ним прослушивать его собственное чтение. Таким образом, у ребёнка формируется обратная связь, он анализирует себя, когда прослушивает собственный голос и отмечает какие-либо недостатки или же достоинства – а всё это очень способствует успешному обучению в школе.
На основании всего вышесказанного необходимо выделить главные, ключевые моменты в профилактике задержки речевого развития у детей:
– Ребёнку необходимо как можно больше находиться в насыщенном речевом поле. Иными словами, чем больше с ребёнком разговаривают взрослые, чем больше ему рассказывают, чем больше ему читают и общаются с ним и рядом с ним, тем это лучше сказывается на его речевом развитии;
– Ребёнку необходимо помогать получать как можно больше разнообразных ощущений от окружающего мира: слуховых, тактильных, осязательных, вкусовых, звуковых и т.д., так как это в большой степени способствует формированию и закреплению образов слов;
– Ребёнка необходимо приучать к правильной, красивой литературной речи;
– Как можно больше вовлекать ребёнка в диалог, разговаривать с ним, обсуждать увиденное, задавать ему как можно больше вопросов.
И, конечно же, общаться с ребёнком необходимо так, как будто бы вы стали чуть-чуть глупее, как бы это странно ни звучало. Другими словами – при общении с ребёнком нужно быть «непонятливым взрослым», чтобы стимулировать у ребенка развитие речи. Ему нужно задавать как можно больше вопросов, побуждать его объяснять что-либо, давать ему возможность спросить, создавать такую среду, в которой он будет вынужден обратиться к вам посредством речи.
Ваша корзина пуста