Международная педагогическая академия дошкольного образования открыла сетевую кафедру «Этнокультурное воспитание» на базе детского сада «Прометейчик» в Якутске. В столицу республики прибыла делегация во главе с Николаем Вераксой – ректором академии, автором программы, по которой работает подавляющее большинство детсадов страны.
И.о. министра образования и науки Якутии Владимир Егоров провел встречу с ректором МПАДО Николаем Вераксой, который прибыл в Якутск с рабочим визитом. Во встрече также приняли участие Альфия Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» и Ирина Комарова, кандидат исторических наук, зав. кафедрой «Глобальные цели дошкольного образования» МПАДО, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России.
Целью приезда делегации стало открытие сетевой кафедры «Этнокультурное воспитание» МПАДО образования на базе детского сада №18 «Прометейчик» города Якутска.
В ходе встречи с и.о. министра Владимиром Егоровым коллеги обсудили вопросы раннего развития ребенка, образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, а также использования новейших педагогических технологий в воспитании детей, которые нужно распространять по всей России.
По словам делегатов, «многие образовательные технологии, являющиеся инновационными для страны, у Якутии уже есть. Вы во многом идете впереди. Ваш опыт будет очень важен для страны, так как одной из особенностей нашей программы является ее патриотическая направленность и поддержка традиционных российских ценностей. Считаем, что это крайне важно для воспитания достойных граждан страны».
Стоит отметить, что более 80% детских садов России работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Вераксы. В программе рабочего визита ученых – проведение курсов повышения квалификации «Новые возможности программы «От рождения до школы».
Делегаты познакомили руководителей и педагогов детских садов республики с новыми возможностями программы, такими как пространство детской реализации, мобильное расписание, исследовательская деятельность, комплекс устойчивого развития, взаимодействие взрослых и детей в сообществах.
https://mpado.ru/anonces/anonces/593-etnokulturnoe-vospitanie-setevaya-kafedra.html
Эксперты ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» провели ежегодный мониторинг зарплаты и нагрузки работников дошкольных организаций. В опросе приняли участие 1 200 педагогов из 78 регионов. Выяснилось, что более 85% воспитателей трудятся сверхурочно. Половина вынуждены заниматься работой, которая не входит в их должностные обязанности, например, убирать территорию или мыть полы, чтобы получить премию. Почти всем приходится приобретать игрушки, моющие средства и канцелярские товары за свой счет.
О том, что их заработная плата ниже средней оплаты труда в сфере общего образования, заявили 70% опрошенных педагогов. В пресс-службе ОНФ напоминают, что по поручению президента зарплата воспитателей должна быть доведена до средней в сфере общего образования в каждом регионе. Но, согласно данным Росстата, этот разрыв сейчас только увеличивается – соотношение составляет 88,5% от средней зарплаты против 94,3% в 2014 г.
Низкие зарплаты, согласно опросам, были зафиксированы у воспитателей Ростовской области – в среднем 10 516 р., Курской области – 10 521 р., Алтайского края – 10 694 р., Псковской области – 11 969 ру., Оренбургской области – 13 319 р., Рязанской области – 13 375 р., Кировской области – 13 725 р., Республики Башкортостан – 13 731 р. Наименьшие суммы, о которых сообщали педагоги, составили 5 968 р. «на руки» (Коми), 6 000 р. (Марий Эл), 7 000 р. (Орловская область).
Для многих педагогов система оплаты труда остается непрозрачной. Руководство не всегда идет навстречу их желанию разобраться. Также воспитатели отмечали, что финансовые обязательства перед ними не всегда выполняются. Так, 37% опрошенных указали, что сталкивались с неправильным расчетом зарплаты, 9% – с частичной невыплатой, 5% – с незапланированными зачислениями, 2% – с полной невыплатой заработной платы. Сигналы о частичной или полной невыплате поступили из Вологодской, Волгоградской, Калининградской, Кировской и других областей, Забайкальского и Красноярского краев, Республик Башкортостан и Мордовия.
Эксперты ОНФ отмечают, что не решен и вопрос переполненности групп. Если в прошлом году только 15% воспитателей сообщали о том, что в их группах занимаются 30–39 детей, то, по данным нынешнего мониторинга, об этом говорит уже каждый пятый педагог.
О том, что они работают с 40 малышами и более, заявили около 2% опрошенных. В некоторых случаях воспитатели сообщали, что группы набираются из детей разного возраста, что значительно осложняет педагогическую работу. Кроме того, руководство дошкольных учреждений заставляет скрывать эти факты, чтобы избежать ответственности.
Воспитатели по-прежнему часто оборудуют группы за свой счет – 58% делают это постоянно, 37% – периодически. Педагоги также отмечают, что сохраняются сложности при реализации инклюзивного образования.
– За прошедшие восемь лет для повышения доступности дошкольного образования было многое сделано. Но нельзя забывать о педагогах, ведь именно от них в конечном итоге будет зависеть, насколько созданная инфраструктура сможет превратиться в пространство реализации и развития ребенка. Десятилетие детства – то самое время, когда стоит найти средства на решение накопившихся проблем. Необходимо освободить педагогов от непрофильной деятельности: для таких целей в штате необходимо предусмотреть соответствующие ставки. Не обойтись и без дополнительных специалистов для работы с детьми с ОВЗ. Соответствующее финансирование должно быть предусмотрено на уровне регионов. Кроме того, нельзя забывать о том, что ориентир уровня зарплат воспитателей, зафиксированный в майском указе 2012 года, до сих пор остается актуальным. В национальном проекте «Развитие образования» предусмотрено ориентирование на успех каждого ребенка и выведение российского общего образования в десятку лучших в мире. Дошкольное образование – именно тот фундамент, который позволит этого достичь, – прокомментировала данные мониторинга Любовь Духанина, председатель Российского общества «Знание», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ.
Опубликованы результаты европейского научно-исследовательского проекта «Профессиональные компетенции кадрового состава работников в системах воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Европы». Впервые к участию в проекте была приглашена Россия, которая наряду с 27 европейскими странами представила исследование своей системы дошкольного образования.
Проект осуществлял Мюнхенский государственный институт ранней педагогики (Staatsinstitut für Frühpädagogik) Seepro-r «Personalprofile in Systemen der frühkindlichen Bildung, Erziehung und Betreuung in Europa».
С российской стороны проект вела приглашенный эксперт, Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».
Результаты проекта освещают и сопоставляют такие статические и аналитические аспекты систем дошкольного образования стран-участников проекта, как
• история становления и развития дошкольного образования;
• законы об образовании и образовательные стандарты;
• содержания образовательных программ дошкольного образования;
• вариативные формы дошкольного образования;
• социально-образовательные проекты по поддержке материнства и детства;
• профессиональное образование, профессиональная подготовка и повышение профессиональных компетенций административного и педагогического состава образовательной организации;
• кадровое обеспечение и условия работы персонала дошкольной образовательной организации;
• квалификационные требования для специалистов в системах воспитания и обучения детей младшего возраста;
• анализ кадрового обеспечения и трудовых ресурсов в системах профессионального и непрерывного профессионального развития;
• комплексный анализ организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации;
• организация образовательной среды в дошкольной образовательной организации;
• здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании;
• взаимосвязь научно-исследовательской и практики в области дошкольного образования и психофизиологии развития детей;
• оценка качества дошкольного образования и др.
Все статистические данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат).
Подробно с результатами проекта можно познакомиться на сайте проекта
http://www.seepro.eu/
Печатные версии на английском http://www.seepro.eu/ISBN-publication.pdf
и немецком http://www.seepro.eu/ISBN-Publikation.pdf языках.
Заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова провела селекторное совещание с регионами о создании дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей до трёх лет.
Селекторное совещание состоялось в режиме видеоконференции. В нем приняли участие представители Минпросвещения, Минтруда, Минобрнауки, Минфина и Минстроя. Речь шла о реализации ведомственной программы по созданию в регионах дополнительных мест в детсадах для малышей до трёх лет на 2018–2020 годы, а также о создании новых ясельных мест в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография».
В соответствии с поручением Президента России в 2017 году была поставлена задача по достижению к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет. По словам Татьяны Голиковой, несмотря на то что программа реализуется только с этого года, уже видны позитивные изменения ситуации благодаря активной работе регионов.
«Если по состоянию на 1 октября 2017 года доступность дошкольного образования для детей до трёх лет составляла только 75,8%, то на 1 октября 2018 года она составила уже 79,2%», – цитирует вице-премьера пресс-служба Правительства РФ.
Лидерами среди регионов стали Воронежская, Курская и Новгородская области, а также Хабаровский и Приморский края. В них доступность образования для детей до трёх лет превысили 97%.
Кроме того, по словам Татьяны Голиковой, на 1 октября доступность дошкольного образования для детей 3–7 лет составляет почти 99%. «С учётом имеющегося опыта мы планируем в ближайшие три года обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей до трёх лет», – заявила зампред правительства.
Всего на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей до трёх лет в 2018–2019 годах из федерального бюджета были выделены межбюджетные трансферты в размере 49 миллиардов рублей. Москва, Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий автономный округ отказались от предоставления трансфертов, тем не менее стопроцентная доступность в этих регионах также должна быть обеспечена в установленные сроки. По итогам 2018–2019 годов планируется создать 91 198 дополнительных мест.
В заключение Татьяна Голикова отметила, что мероприятия, которые сегодня уже реализуются в рамках ведомственной программы и со следующего года будут продолжены в рамках нацпроекта «Демография», позволят наращивать существующие в регионах темпы ввода ясельных мест. По её словам, они направлены на создание благоприятных условий для выхода на работу матерей, имеющих детей в возрасте до трёх лет, сохранение позитивных тенденций роста рождаемости.
Почему плохо есть в тишине? Зачем на игровой площадке горка, если с нее не покататься? Как уснуть в детском саду? Об этом и не только рассуждали «подготовишки» из московских детсадов: они стали участниками настоящего «взрослого» исследования, которое провели специалисты Высшей школы экономики.
...Две подружки переодеваются в садовской раздевалке. Болтают без умолку, словно боятся не наговориться. Знают: через несколько минут завтрак, а значит – рот на замок.
– «Когда я ем, я глух и нем» – у детсадовцев эта поговорка отлетает от зубов, – рассказывает автор исследования, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Савинская. – Но, оказывается, детям очень сложно есть в тишине. Можно было бы превратить «застолье» в подобие обучающих занятий – с вопросами и ответами. Когда воспитатель не «смотритель», стоящий рядом, а соучастник. Точно была бы польза.
Вопрос: а не подавятся? Нет, речь как раз не о болтовне: на один вопрос воспитателя каждый ребенок вполне ответит. А потом можно включить детскую песню или нескучный фрагмент из музыкальной классики. И суп елся бы веселее, и котлета стала бы вкусней.
– Конечно, прежде всего детсад для ребятишек – место, куда идут «поиграть», – рассказывает Ольга Савинская. – Самое ужасное – когда нет друзей (заболели, уехали) и интересных игрушек.
Но сплошь и рядом так: игрушки есть, а играть в них не интересно. Или даже нельзя. Например, у дочки в младшей группе была суровая воспитательница, которая не разрешала на прогулке кататься на машинках: «Сломаете все, а мне потом отвечать!». У ребят, с которыми беседовала Ольга Савинская, тоже хоть отбавляй таких историй. Самая яркая – про горку, с которой нельзя кататься. Можно понять опасения воспитателей: мол, горка высокая, мало ли что. Но если она на территории сада, значит, должна соответствовать требованиям безопасности. Опять же обязанность воспитателя присматривать за детьми на прогулке никто не отменял.
– Прогулки дети любят больше всего – об этом рассказывали абсолютно все, – раскрывает «секреты» малышни Ольга Борисовна. – А вот сон в саду – большое испытание.
Когда первый стресс преодолен, кроватка становится для ребенка маленьким «домом». Там должно быть уютно и спокойно. И если совсем маленьким воспитатели еще разрешают брать с собой в кровать игрушку, то «подготовишкам» такая роскошь часто уже недоступна: «Ты же уже большой!». А зря. Уснуть порой трудно даже 6–7-леткам.
Не так давно в России впервые провели масштабное и подробное исследование по оценке качества образовательной среды в детских садах – ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale): среди 43 критериев есть и обустройство личного пространства для ребенка, места для уединения. Здесь у нас полный провал: всего 3 балла из семи.
– Да, у нас традиционно в садиках никак не обозначены места для уединения. А детям это иногда необходимо. Пусть хотя бы кроватка станет таким уютным местом: любимая пижама под подушкой, любимый мишка под одеялом, – предлагает Ольга Савинская. – Одна девочка из нашего исследования тайком прятала в кровати кусочек пластилина, он помогал ей заснуть. Согласна, пластилин не лучшее средство. Поэтому нужно официально разрешить что-то «сонное», небольшое, но у каждого свое.
Опрос детсадовцев показал и такую вещь: одинаковые задания, которые им дают на так называемых развивающих занятиях, наводят... скуку. Типичная ситуация, когда воспитатели приготовили шаблон, и все дети делают одну аппликацию, скажем, вырезают и наклеивают грибочки. Энтузиазма – ноль. Кто-то спрашивает: «А можно, я бабочку сделаю?». В ответ категоричное: «Нет! Делай, что и все».
– Принято считать, что малыши всегда хотят то, что у соседа. А если будут разные задания, то они обязательно подерутся. Это точка зрения давно устарела, – уверена Ольга Савинская. – Одинаковость придает занятиям скуку. Мы и так помещаем их в «коробочку правил» под названием «детский сад», да еще и задания предлагаем «под одну гребенку». Пора от этого избавляться.
Как ни странно, но подобное исследование «жизни в детсаду» проведено в России впервые. И очень хочется, чтобы его результаты не остались только на бумаге.
Текст: Мария Агранович
Российская газета – федвыпуск №7694 (231)
https://rg.ru/2018/10/15/podgotovishki-rasskazali-uchenym-o-zhizni-v-detsadah.html
В Москве к 2020 году планируют запустить программу обучения дошкольников игре в шахматы, сообщает РИАМО со ссылкой на пресс-атташе Шахматной федерации Москвы Лидию Багирову.
«Мы сейчас работаем над обучающей программой для маленьких детей. Делаем ее специально для дошколят, кто еще даже не умеет читать и считать толком. Мы планируем сделать ее интерактивной и современной. Добавить туда цифровые элементы», – сказала Багирова.
По ее словам, при создании программы федерация опирается на опыт других стран.
«Мы сейчас общаемся и собираем зарубежный опыт. Например, такой опыт есть в Белоруссии, Армении и Израиле. Мы сейчас собираем полную информацию по их методологии, их опыту. Смотрим, что получилось, а что нет. И думаем, как это все адаптировать к реалиям нашей дошкольной системы подготовки», – заявила Багирова.
В конце июля 2017 года на встрече с президентом Международной Шахматной Федерации Кирсаном Илюмжиновым министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что изучение шахмат в школе должно стать обязательным в рамках внеурочной деятельности.
Васильева подчеркнула, что не следует перегружать образовательную линейку: шахматы должны стать обязательной частью факультативных занятий.
В конце августа 2017 года директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России Игорь Михеев в ходе круглого стола «Шахматное образование в школах: задачи и перспективы развития» в Общественной палате России сообщил, что к концу нового учебного года шахматный кружок должен появиться в каждой российской школе. В дальнейшем планируется внедрение соответствующих уроков.
Он добавил, что уже разработаны методические материалы, а министр образования и науки России Ольга Васильева выступила за наличие пяти бесплатных кружков дополнительного образования в школах, в число которых входят и шахматы.
http://www.edu.ru/news/sport/v-moskve-k-2020-godu-planiruyut-zapustit-programmu/
Ваша корзина пуста