ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Н.В. Горбунова, Л.Г. Кочетова. Образовательная среда как условие развития детской одарённости

Аннотация

В статье представлен опыт формирования инфраструктуры детского сада, обеспечивающей развитие одаренного ребёнка: кадры, программы, формы работы с одаренными детьми, формы работы с родителями одаренных детей и с воспитателями.

Полный текст

Одним из ведущих принципов дошкольного образования, реализуемых ФГОС ДО, является принцип индивидуализации. Это означает, что образовательная среда в ДОО должна быть построена на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, причём сам ребёнок становится активным участником формирования содержания своего образования.

В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, выделяются:

• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад № 15 «Северные звёздочки» открыл свои двери 11 ноября 2014 года.

Учреждение скомплектовано на 400 детей от 2 до 7 лет. Детский сад ориентирован на организацию воспитательно-образовательного процесса в режиме пятидневной рабочей недели с дневным 12-ти часовым режимом пребывания детей с 7.30 до 19.30. В основном здании детского сада находятся дети от четырех до семи лет: 3 средние группы, 3 старшие группы, 3 подготовительные группы, 1 группа с детьми ОВЗ. Три дополнительные группы младшего возраста с 2-х до 4-х лет находятся в жилом здании на первом этаже. Воспитание и образование ведется на двух языках (русском и якутском).

 

Детский сад оборудован современными спортивно-игровыми площадками, на территории разбиты клумбы для цветов, зелёные насаждения, имеется экологическая площадка.

Коллектив ДОО работает по образовательной программе, представляющей модель образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №15 «Северные звездочки» ГО «город Якутск» обеспечивающую разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному. познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

 

Содержание образования выстроено с учётом требований примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и базисной программы национальных детских садов РС(Я) «Тосхол», под редакцией Л.П. Лепчиковой, М.Н. Харитоновой.

Образовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Образовательная среда в ДОО – это комплекс условий, обеспечивающий развитие, воспитание и образование детей.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Для оздоровления и физического развития создана материально- техническая база: соляная пещера, фито-бар, стоматологический кабинет, логопедический пункт, сенсорная комната, спортивный зал. Бассейн. Состояние здоровья и физическое развитие детей, контролируют врач-педиатр Белова Ю.Л. ст. медсестра Филиппова Т.А., физиомедсестра Голикова Т.К.

Цель: Обеспечить возможности сохранения здоровья, сформировать представление о ЗОЖ:

• Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• Технологии обучения здоровому образу жизни;
• Коррекционные технологии.

Кадровое обеспечение ДОУ

Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации – важнейшая составляющая успешного функционирования ДО. Как построить методическую работу с педагогами в соответствии с современными требованиями, какие педагогические технологии использовать в работе с детьми – все это педагогический коллектив решает через разные формы: групповые (педагогические советы, семинары – практикумы, открытые просмотры образовательных ситуаций) и индивидуальные (самообразование, анкетирование, индивидуальные консультации).

В ДОУ 34 педагога, из них 24 воспитателя и 11 специалистов. С высшим образованием – 79%, со ср/специальным – 21%. Педагоги стаж работы до 3х лет – 12%, до 10 лет – 32%, до 20 лет – 32%, свыше 20 лет – 24%.

Задачи методического кабинета:
• создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников;
• создание условий для обучения всех участников образовательного процесса новым технологиям обучения и воспитания;
• диагностирование запросов и корректировка методических затруднений педагогов;
• развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;
• распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ.

Кабинет оснащен современным оборудованием: удобная мебель, витринные шкафы для материалов, интерактивная доска, множительная и компьютерная техника: имеется 25 посадочных мест. В целом кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический, а также рабочие зоны для педагогов и специалистов.

На основании приказа Министерства образования РС(Я) за № 01-16 01-162077 от 25.05.2015 г наш детский сад входит в число пилотных дошкольных учреждений реализующий проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». Реализация проекта началась с организационных мероприятий: на первом этапе реализации была поставлена цель: Формирование мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу в инновационном режиме. Была создана творческая группа по составлению плана реализации, проведен педсовет по теме проекта и семинар «Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми». В ходе реализации проекта педагоги и специалисты освоили технологию заполнения карты индивидуального сопровождения ребёнка.

Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших средств и методов работы с детьми, но и внедрение новых, развивающих игр, позволяющих развивать у дошкольников предпосылки универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, соотнесение модели с объектом моделирования, построение логической цепочки рассуждения.

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к основной образовательной программе. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребёнка.

Формы работы с одаренными детьми:
• проекты индивидуальные, групповые, семейные;
• кружки и секции;
• конкурсы, викторины, соревнования;
• индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
• опытно-исследовательская деятельность.

Реализуя проект «Одаренный ребёнок» большое внимание уделяется работе с семьями воспитанников т.к. вовлечение родителей в проект – залог эффективного выявления задатков и развития ранней одарённости детей Первая встреча с родителями прошла в октябре 2015 г. была подготовлена презентация проекта, на вопросы родителей отвечали специалисты и педагоги дополнительного образования, а также родители ознакомились с необходимой документацией. В течение года проводились индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы) совместные праздники и развлечения. В ходе совместных мероприятий решаются разные задачи, но всегда педагоги стремятся к созданию доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного творчества с родителями.

Формы работы с родителями одаренных детей:
• арт-проект «Чудные мгновения»;
• индивидуальные консультации психолога;
• детско-родительские проекты;
• организация персональных выставок.

Формы работы с педагогами:
• педагогическое проектирование;
• открытые показы, мастер-класс.

В результате работы в проекте «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе» – предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы над проектом планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, продолжим информатизацию образовательной среды, которая поможет педагогам и специалистам широко использовать инновационные технологии развития детей. Планируем совершенствовать дополнительное образование, как составляющую образовательного процесса дошкольника считаем, что дополнительное образование дает возможность получить новые знания, увлечь полезными и развивающими видами деятельности. Надеемся на тесное сотрудничество с родителями, детской спортивной школой, библиотекой, детской школой искусств и другими социальными институтами.

В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одарённости, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

 

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/
%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200702117
3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.
4. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.
7. Богоявленская Д.Б. Одаренный ребёнок / Д.Б. Богоявленская // Природа детской одарённости. – 2002.
8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” / Под ред. H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

cпособности, одаренность, развитие способностей и одарённости, дошкольник, дошкольное образование, система выявлени талантов.