ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Н.В.Чехова. Развитие общения детей раннего возраста посредством художественного слова

№6 2019 Н.В.Чехова. Развитие общения детей раннего возраста посредством художественного слова
Полный текст

Особую актуальность проблема развития коммуникативных навыков детей раннего возраста приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Во ФГОС ДО обозначен ряд целевых ориентиров развития: ребёнок владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам.

Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым и сверстниками является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

 

Общение ребёнка раннего возраста протекает в специфичных для него видах деятельности, одним из которых является восприятие смысла художественной литературы.

Проблемы общения детей раннего возраста рассматривались в трудах таких отечественных авторов, как Л.Н. Галигузова, В.В. Гербова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать ряд выводов:

• без общения невозможно дальнейшее социально-личностное развитие ребёнка раннего возраста;

• для детей раннего возраста характерна ситуативно-деловая форма общения;

• именно взрослый стимулирует общение ребёнка со сверстником, создаёт условия для развития взаимодействия между детьми. Для возникновения общения между детьми раннего возраста необходима тема, заданная взрослым, поскольку личного опыта и словарного запаса для общения у детей ещё недостаточно. Такой темой может стать содержание прочитанного или драматизированного произведения, иллюстрации к знакомым сказкам и стихам.

• художественное слово способствует развитию диалогической речи – основы полноценного общения ребёнка со взрослым и сверстником. Чтение литературы способствует развитию эмпатии, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков.

Чтение художественной литературы в группе раннего возраста осуществляется ежедневно – во время игр-занятий, режимных моментов, на прогулке, перед дневным сном. Произведения, предлагаемые детям, соответствуют перечню программы дошкольного образования «От рождения до школы». Они доступны детям раннего возраста и вызываю у них живой интерес.

С целью активизации общения воспитанников после слушания произведений проводятся беседы о героях произведения, драматизации наиболее интересных отрывков, дидактические игры и упражнения, совместное рассказывание коротких стихотворений, рассматривание и обсуждение иллюстраций, просмотр диафильмов и т.д.

Большое значение для развития общения детей раннего возраста имеет предметно-пространственная среда. В группе оборудован доступный книжный уголок, в котором происходит регулярная смена произведений. Для драматизации произведений имеются наборы игрушек, различные ширмы (большие, настольные), различные виды театров – деревянный настольный, би-ба-бо, пальчиковый, магнитный, на фланелеграфе, на конусах, бутылочный и т.д. Собрана коллекция книг – как выпущенных издательствами, так и сделанных своими руками. Своими руками выполнены фетровые, объёмные, тактильные книги. Собрана большая коллекция иллюстраций. К иллюстрациям, как и к художественным произведениям, предъявляются особые требования – они должны быть ясными по теме, чёткими по композиции, простыми и лаконичными по технике исполнения.

Предметно-развивающая среда создана и на участке – в тёплое время года участок украшается малыми архитектурными формами из экологически чистых материалов – деревянными и гипсовыми героями сказок. Зимой создаются фигуры из снега и льда. Детям также предлагаются дидактические игры. В беседке раз в неделю вывешиваются серии картинок «Расскажи сказку».

 

Работа над развитием общения детей раннего возраста не будет достаточно эффективной без налаженного взаимодействия с семьями воспитанников, которое осуществляется по трём блокам – «Знакомство», «Информирование», «Совместная деятельность».

Таким образом, развитию общения детей раннего возраста способствует использование художественного слова, богатая развивающая предметно-пространственная среда и партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников.

Список литературы

1. Гербова В.В. Приобщение детей к чтению художественной литературы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
2. Ельцова О.М., Терехова А.Н., Волкова В.Н. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. С 2 до 4 лет. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 240 с.
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2015. – 320 с.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры-занятия с детьми 1–3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 32 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.