Статья посвящена планированию образовательного процесса путем написания перспективных и календарных планов, увязанных со средой. Используется несколько видов планирования и условия успешной реализации.
Проанализировав нормативно-правовые документы, мы пришли к выводу, что в ДОО необходимо сохранять традиции в планировании, осуществляемом педагогами в виде написания перспективных, календарных планов и конспектов педагогических мероприятий, при этом выстраивать взаимосвязь с образовательной программой, учитывать форму планов, рекомендованную выбранной примерной образовательной программой, минимум документооборота в детском саду.
Для создания системы планирования, в детском саду «Прометейчик» мы используем несколько различных видов планирования:
1. Образовательная программа ДОО (составляется на 5 лет).
2. Годовой план ДОО (составляется на 1 год).
3. Перспективное планирование группы (темы возможных проектов по месяцам, поквартально и на год).
4. Проектно-тематическое планирование воспитателей в конкретной возрастной группе.
5. Рабочие программы специалистов и педагогов дополнительного образования ДОО, руководителей детско-взрослых сообществ.
Условия, способствующие успешному планированию:
1. Правильная постановка программных целей и задач на учебный год.
2. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих годовых задачах основной общеобразовательной программы ДОУ.
3. Знание индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
4. Планирование разнообразной деятельности, способствующей максимально возможному раскрытию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
5. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий
6. Использование принципа повторности с усложнением задач (3–4 раза) с небольшим интервалом.
7. Совместное составление перспективного тематического и проектно-тематического планирования обеими воспитателями.
8. Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс (личное участие родителя во время утренних сборов, в центрах активности, консультации, беседы и др.).
Для того чтобы реализовать данный принцип, необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду, центры активности: искусства, науки, занимательной математики, сюжетно-ролевых игр и театрализации, литературы, песка и воды и пр.
Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах активности, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует.
Перспективный план составляется на месяц, квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи.
2. Возрастные особенности детей конкретной группы.
3. Примерное содержание глобальных тем (универсальных), возможных тематических разделов для изучения программного содержания помесячно, поквартально. (Примерное содержание глобальных (универсальных) тем необходимо проговорить с детьми каждой возрастной группы в начале месяца, а в идеале в начале года. Выбор тем для перспективного планирования исходит от выбора и интереса детей каждой возрастной группы.)
4. Игровая деятельность (какие игры (по видам игр) в течение месяца, квартала или года вы планируете).
5. Взаимодействие с родителями (три тематических родительских собрания за год, планирование по месяцам участия родителей в образовательном процессе группы, конкурсы, выставки – совместная работа по оснащению РППС группы).
6. Перечень художественной литературы (на квартал, по месяцам):
• для чтения;
• стихи, потешки;
• пословицы и поговорки.
7. Перечень упражнений по речевой, дыхательной и пальчиковой гимнастике.
8. Комплексы утренней гимнастики (1 комплекс на две недели).
Составив перспективный тематический план, переходим к комплексно-тематическому планированию конкретной темы. Комплексно-тематический план выглядит следующим образом:
«Паутинка» (педагог планирует вопросы к каждой образовательной области, прогнозируя вопросы детей с учётом их возраста).
Паутинка не является окончательным вариантом плана, она предполагает изменения, которые корректируется следующим образом:
Реализация темы. Начинается с вопроса, который задал ребёнок, потом используется метод «трех вопросов»: «Что я знаю? Что я хочу узнать? Как я это узнаю?» (включаются вопросы других детей), дополнительные вопросы в ходе реализации темы. Продолжительность темы не является строго регламентированной, зависит от интересов детей, а, следовательно, может быть как продлена, так и быстро свернута.
Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога умений:
• каждый раз вновь создавать и структурировать поток знаний, умений и навыков детей;
• анализировать и принимать решения;
• работать в команде, в которую входят и дети.
Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Работа над темой и проектами помогает:
• создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другим;
• сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;
• обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку.
Содержание проектно-тематического планирования включает в себя:
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий специалистов.
3 страница – схема рассадки детей во время принятия пищи, заполняется карандашом, так как состав детей в схеме в течение года может меняться.
4 страница – годовые цель и задачи ДОО.
5 страница – работа с родителями на месяц.
6 страница – утренняя гимнастика (1 раз в 2 недели).
Отличие проектно-тематического планирования от привычного календарно-тематического состоит в том, что исследуемая проблема или область знания не похожа ни на одну другую тему из программы или учебника, готовой методической разработки. Это то, что возникло в конкретной возрастной группе конкретного детского сада. Это то, что уникально именно для данного дошкольного сообщества, что возникло из его потребностей и интересов. При проектно-тематическом обучении, в ходе которого изучается сразу несколько предметов, от педагога требуется способность к планированию и сотрудничеству.
При организации работы на основе проектов и тем педагог должен понимать, как минимум, две важные составляющие образовательного процесса:
- педагог не «заполняет» ребёнка знаниями в прямом смысле этого слова, а «выращивает»
у него стремление учиться, познавать мир и при этом никогда не останавливаться.
- педагоги, работающие с учётом программы «ОткрытиЯ» целенаправленно, целесообразно (исходя из наблюдений за детьми), планомерно (планируя ежедневно) вырабатывают у детей новые формы познания, поведения и деятельности, что, в конечном итоге, и означает организацию полноценного психического и физического развития.
Ключевое значение имеет интерес ребёнка к выполняемой деятельности, понимание того, что данные знания необходимы для ее выполнения; это делает познавательный процесс естественным и значимым.
Проектно-тематический план, как показывает практика, воспитатели, работая в паре поочередно составляют на 1–2 недели.
Давайте рассмотрим, как мы работаем непосредственно с детьми при таком проектном планировании.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (настольные игры, речевую, дыхательную, пальчиковую утреннюю гимнастики, труд, индивидуальную работу и пр.)
Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Стенд «Здравствуйте, я пришёл»
Каждое утро ребёнок может самостоятельно обозначить свой приход в группу. Для этого оформлены стенды «Здравствуйте, я пришел!».
Дети младшего возраста могут просто повернуть карточку со своим именем или фотографией. Для детей старшего возраста есть возможность напечатать свое имя в регистрационном листе.
Это они могут делать самостоятельно или пользуются подсказками. При заполнении регистрационного листа дети могут многому научиться: выделять звуки, правильно печатать буквы, выделять заглавную букву в имени, ставить номер по порядку, читать имена детей группы, а главное – гордиться своим достижением «Я умею регистрироваться, как это делают взрослые!»
Стенд «Я выбираю». С помощью стенда каждый ребёнок может обозначить свой выбор деятельности в том центре, который соответствует его интересам и желанию. Для этого он (сам или с помощью воспитателя) ставит свою фотографию или свою карточку в карман рядом с соответствующим центром. Сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать. При работе над следующим проектом кармашки освобождаются от фотографий и работа начинается вновь. Работа со стендом «я выбираю» поможет развить у детей: зрительное и слуховое внимание и восприятие; наблюдательность и мышление; умение планировать свою деятельность, осуществлять свой выбор.
Цель: создать эмоциональный настрой на весь день. Каждый рабочий день я начинаю с «Утреннего сбора», который настраивает меня и моих воспитанников на хорошее позитивное настроение на целый день. Утренний сбор помогает мне обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Утренний сбор стал неотъемлемым и любимым ритуалом для детей. Начинаем мы его с релаксации, которая помогает нам расслабиться, так как в настоящее время много детей гиперактивных, к которым нужен особый подход в работе. Благодаря ей дети успокаиваются и устанавливается дружеская атмосфера в группе.
После завтрака начинается работа в центрах активности:
Например, дети выбирали темой проекта «Человек». Эта тема нами, воспитателями, разбивается на неделю на различные подтемы, например:
Понедельник – «Скелет».
Вторник – «Внутренние органы».
Среда – «Капилляры».
Четверг – «Спорт».
Пятница – «Правильное питание».
И это все является обязательной частью основной общеобразовательной программы детского сада.
Далее начинается работа в сообществах. После второго завтрака дети выбирают при помощи работающего стенда «Выбор сообщества» куда хотели бы пойти.
Здесь хотелось бы объяснить, что детско-взрослые сообщества – это форма работы с детьми – типа кружков в традиционных детских садах. Главное отличие от кружков в том, что детско-взрослые сообщества ребёнок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора, и ребёнок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу). Это происходит систематически два раза в день, в одно и то же время – с 10.15 до 11 часов и 15.35–16.30 часов дня. Дети средних, старших и подготовительных групп одновременно выходят на организованные для них детско-взрослые сообщества. Сообщества получаются разновозрастные (это второе отличие от традиционных кружков), ведут их педагоги дополнительного образования, специалисты и все воспитатели возрастных групп. Время для сообществ достаточно длинное – дети обычно успевают за это время посетить 2–3 сообщества по выбору.
Таким образом, создание предметно-пространственно-развивающей среды каждой возрастной группы является отличным средством реализации основной образовательной деятельности детей в детском саду с учётом по ФГОС ДО.
ранняя одарённость, рабочая программа, предметно-пространственная образовательная среда
Ваша корзина пуста