ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

О.А.Гомянина. Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные спешат на помощь» в группе детей компенсирующей направленности с нарушениями ОДА (средний – старший возраст)

№5 2019 О.А.Гомянина. Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные спешат на помощь» в группе детей компенсирующей направленности с нарушениями ОДА (средний – старший возраст)
Полный текст
Правила использования

Базовые образовательные направления и области: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция направлений и областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: развивать у воспитанников коммуникативные способности в сюжетно-ролевой игре.

Задачи:
• развивать интерес к сюжетно-ролевой игре;
• формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания детей о труде пожарных;
• учить распределять роли совместно с воспитателем, действовать согласно принятой на себя роли, выполнять в последовательности несколько взаимосвязанных действий;
• формировать положительные взаимоотношения между детьми;
• воспитывать у детей уважение к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.

Предварительная работа
• чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры;
• создание и решение с детьми проблемных ситуаций по правилам пожарной безопасности «как бы ты поступил?», «что делать, если...»;
• ознакомление с техникой, помогающей в экстремальных ситуациях, рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций;
• знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).

Оборудование и игровые материалы:
• мультимедийная презентация на тему: «Знатоки правил пожарной безопасности»;
• музыкальная подборка (сирена пожарной машины);
• пожарная машина (руль, детские стульчики, макет-табличка: пожарная охрана);
• набор атрибутов для пожарных (огнетушители, детские ведерки);
• двор зоопарка (крупные модули, деревья, скамейки, игрушки животных: два медведя, черепаха, обезьянка, львенок);
• спецодежда для команды пожарной части: (красные накидки с надписью «01», каски);
• спецодежда для командира пожарной части;
• телефон для диспетчера, блокнот, ручка.
• набор одежды и атрибутов для работников – ветеринарной службы.
• макет пламени.

Игровые роли и ролевые взаимодействия:

Командир пожарной части:
• проводит беседы, занятия с пожарными;
• принимает решения, подает команды пожарным;
• тушит пожар вместе с пожарными, помогает выводить пострадавших.

Диспетчер пожарной части:
• принимает вызовы о пожаре;
• ведет запись всех вызовов;
• передает вызов командиру.

Пожарные:
• получают сообщения о пожаре от диспетчера и командира;
• тушат пожары;
• спасают людей, животных;
• проверяют пожарную безопасность домов и учреждений.

Водитель машины пожарной охраны:
• везет пожарных на задание.

Бригада ветеринарной службы:
• оказывает необходимую ветеринарную помощь.

Ход игры

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поиграем в игру: «Пожарные спешат на помощь». Вы готовы стать юными пожарными, оказать помощь при тушении пожара?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Какими должны быть пожарные?

Дети: (возможные ответы) смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными, ловкими.

Воспитатель: Женя, расскажи нам стихотворение о пожарном деле.

(Ребенок читает стихотворение: «Пожарное дело»).

Чтобы с пожаром
Бороться умело,
Знать каждому нужно
Пожарное дело.
Пожарные навыки
Всем пригодятся,
Затем, чтобы знать,
Как с огнем обращаться,
А если когда и случится беда,
То знания эти помогут тогда!

Позвольте мне побыть в роли командира пожарной части и провести с вами игру – занятие о правилах пожарной безопасности (ученья).

Посмотрим, какие вы знатоки правил пожарной безопасности.

Показ мультимедийной презентации: «Знатоки пожарной безопасности».

Командир: В круг скорее становитесь, проведем физкультминутку: «Смелые пожарные», покажем какие мы храбрые и смелые.

Физкультминутка «Смелые пожарные»

На машине ярко-красной, мчимся мы вперёд.
Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль», идем по кругу.
Труд тяжёлый и опасный нас, пожарных, ждёт.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками.
Будем и водой, и пеной, мы пожар тушить.
Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.
И в беде попавшим людям, можем послужить.
Ритмично похлопывают руками по бокам.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Продолжаем нашу игру. Для игры нам необходимо распределить роли, давайте распределим роли по желанию, а если возникнут сложности, то я вам помогу как командир пожарной части.

Командир пожарной части: Нам нужен диспетчер.

А, что делает диспетчер?

Ответы детей: Принимает вызов о пожаре, передает его командиру.

Командир: Кто хочет быть диспетчером?

По желанию выбирается диспетчер.

Командир: А что делают пожарные?

Ответы детей: Едут на задание, тушат пожары, выводят пострадавших.

Командир: Кто хочет быть пожарными? (по желанию выбираются пожарные).

А еще нам нужен водитель машины пожарной охраны. Что делает водитель?

Ответы детей: Водитель едет на пожарной машине, включает сирену.

Кто хочет быть водителем? (по желанию выбирается водитель).

И еще нам нужны ветеринарные врачи. Что они делают?

Ответы детей: Врачи оказывают помощь пострадавшим животным.

Кто хочет быть ветеринарными врачами? (по желанию выбираются врачи).

(Воспитатель помогает детям одеть костюмы).

Командир: Все готовы!

На пульт управления пожарной охраны поступает звонок о пожаре в зоопарке – улица Союзная, дом 10.

Звонит телефон: Здравствуйте, пожарная служба, это директор зоопарка. В зоопарке случился пожар. Срочно приезжайте – улица Союзная, дом 10.

Диспетчер: Здравствуйте. Диспетчер пожарной службы слушает.

Вызов принят (по рации объявляет): Внимание! Вызываю командира пожарной части

Командир: На связи. Единая пожарная команда проводит ученье.

Диспетчер: Принят срочный вызов пожар в зоопарке – улица Союзная, дом 10.

Командир: Пострадавшие есть?

Диспетчер: Есть.

Командир: Вызов принят, выезжаем на место происшествия по адресу – улица Союзная, дом 10.

Командир дает команду пожарным строиться.

Юные пожарные в колонну за мной стройтесь.
Дети-пожарные:
Мы всегда спешим на помощь,
Потому что мы – отряд!
Эй, пожарный, стройся в ряд!

Командир: Покажите мне свою силу.

(Команда пожарных строится в колонну).

Командир: Все построились – теперь по машинам.

(Команда пожарных садится по местам, шофёр пожарной части заводит машину, все едут). Звучит сирена пожарной машины.

Командир: Сирена! Поехали.
Приехали на место возникновения пожара.
Берем огнетушители, медики аптечки, выходим из машины, готовимся к тушению пожара.

(Огнетушители и необходимые атрибуты для врачей находятся в отдельных контейнерах сзади в машине).

В огненной ловушке оказались животные, их нужно спасать.

Направить огнетушители на очаг пламени. Тушим пожар.

(Пожарные тушат пожар, одновременно командир и директор зоопарка выводят пострадавших животных, передают их ветеринарным врачам Ветеринарные работники оказывают помощь пострадавшим животным на месте).

Командир: Вот первый медвежонок, у него пострадала лапка, срочно окажите помощь (передает врачу).

Вот черепаха она не пострадала, но сильно испугалась (сажает на скамейку), ей нужны успокоительные таблетки.

Обезьянка, ой, у нее повреждена тоже лапка, срочно нужна перевязка (передает врачу). Еще один медвежонок он не пострадал при пожаре (сажает медвежонка на скамейку). Вот и львенок у него повреждено ушко, срочно нужна перевязка (передает врачу).

Командир: Пожар потушен. Из огненной ловушки все звери спасены, им оказана медицинская помощь.

Директор зоопарка благодарит команду пожарной службы.

Командир (отдаёт команду пожарным): Убрать огнетушители, все по местам.

Командир (по рации диспетчеру): Пожар потушен. Пострадавшим животным оказана помощь. Возвращаемся в часть.

(Команда пожарных возвращается на машине в пожарную часть).

Командир: Молодцы! Объявляю благодарность, за смелость, проявленную при пожаре и спасению животных, отдыхайте. Все дети награждаются медалями.

Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.