Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность выбора эффективных путей использования коррекционно-развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.
Актуальные задачи работы коррекционной службы нашего ДОУ – это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция:
• выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения;
• организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей группы риска;
• разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;
• выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;
• создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;
• создание преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;
• своевременное привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс, повышение компетентности родителей;
• разработка для каждого ребёнка программы индивидуального образовательного маршрута;
• систематическое проведение педагогами коррекционно-развивающих занятий;
• повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа уровня коммуникативной компетенции ребёнка.
На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный профилактический, развивающий и коррекционный потенциал.
Использование сенсорной комнаты в логопедическом процессе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста способствует своевременному развитию коммуникативных умений, речи, созданию благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.
Традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по коррекции речи предполагает использование традиционного оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием оборудования элементов сенсорной комнаты.
Мы интегрировали элементы оборудования сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксационный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).
Элементы оборудования сенсорной комнаты в ходе логопедического занятия обеспечивают быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает мотивацию на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на разные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр-занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т.д.
Цели:
1. Повторить и закрепить знания детей о зимнем периоде года.
2. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей глаголами (раскопали, взяли, будем двигаться…), прилагательными (пушистый, холодный, белый, колючий…), формировать интонационную выразительность речи в процессе беседы по содержанию сказок: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
3. Упражнять в правильном употреблении словосочетаний по схеме «имя существительное + глагол в прошедшем или будущем времени), учить детей говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, используя звукоподражательные слова, односложные (дом, ком, вот, тут…), двусложные (зайка, мишка…), трёхсложные (колобок, дедушка, бабушка…).
4. Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
5. Способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения.
6. Развивать зрительное, слуховое восприятие, воображение, память, мышление.
7. Воспитывать навык драматизации и умение вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определённое настроение, создаваемое характером музыки.
В занятии участвуют два ребёнка в возрасте 2 г. 6 мес. и 2 г. 8 мес.
Оборудование: сухой бассейн (сугроб), снежные комки, снежки, снеговик, сюрпризная корзинка, костюмы снегурят, волшебная палочка; «сундучок со сказками» (в нем иллюстрация по сказке «Репка», игрушки: золотое яичко, колобок); игрушки животных (мишка, зайка); пузырьковая колонна (печка); муз. центр, муз. произведение П.И. Чайковского «Времена года» (диск).
Организационный момент. Создание психологического комфорта
Звучит музыка Чайковского «Времена года». Учитель-логопед приглашает детей пройти
в сенсорную комнату.
Учитель-логопед. Проходите малыши!
Я рада вас видеть, дорогие гости.
Дети, здравствуйте!
(Педагог каждого ребенка берет за руку, улыбается ему.)
Дети. Здравствуйте.
Учитель-логопед. Дети, а теперь на меня смотрите и внимательно слушайте.
Ручки вверх поднимите,
На носочках потянитесь,
А теперь ручки опустите
И вокруг себя повернитесь.
Раз, два, три, волшебная палочка, деток в снегурят преврати!
(Педагог надевает на детей шапочки.)
Вот мы с вами и оказались в сказочном мире зимы. Посмотрите, всё кругом белым-бело, очень много снега намело.
(Музыка затихает.)
Ребята-снегурята, вы любите зиму?
Дети. Да, любим зиму!
Учитель-логопед. Почему вы любите зиму?
Дети. Потому что идёт снег. Снега много.
Учитель-логопед. Снег, какого цвета?
Дети. Снег белый.
Учитель-логопед. А какой снег ещё? Давайте вспомним, он холодный или тёплый?
Дети. Снег холодный.
Учитель-логопед. Вы любите играть в снежки?
Дети. Да, любим играть!
Учитель-логопед. Давайте поиграем в снежки.
Педагог помогает детям встать вокруг сухого бассейна и начинает игру.
Хорошо зимой!
Можно снегурятам поиграть!
Снежками друг в друга побросать!
Весело, смешно,
Снегурятам хорошо!
Ребята, вам понравилась играть в снежки?
Дети. Понравилось играть.
Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.
Учитель-логопед. Послушайте, снег скрипит. Посмотрите, это кого-то замело. Да, это же наш снеговик! Давайте снег с него сдуем. Сначала подуем тихо «Ф», потом подуем, как ветер дует сильно «В».
Дети дуют, а взрослый в это время убирает с снеговика платочек с снежинками.
Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой, на голове ведёрко, а в корзинке снежинки, белые пушинки!
Снеговик. Здравствуйте, ребята-снегурята!
Дети. Здравствуй!
Постройка снежного домика в ситуации беседы-диалога
Снеговик. Снегурята, спасибо, что сдули с меня снег. Я для вас снежные комки приготовил.
Учитель-логопед. Детки, скажите, что можно построить из снежных комков?
Дети. Дом построить.
Учитель-логопед. Да правильно, можно построить снежный дом.
Дети. Строим дом, строим дом,
Снежный ком кладём на ком,
Вот ком, тут ком,
Вот и построили дом!
Артикуляционное упражнение «Дудочка»
Учитель-логопед. Ребята, теперь нам надо согреться. Покажите, как мы быстро идём.
Мы идём, идём, идём…
И в большую дудку дуем: ду-ду-ду!
Дети за педагогом быстро идут, имитируя игру на дудке.
Учитель-логопед. Ребята присаживайтесь, пожалуйста.
Вот присели снегурята-малыши,
До чего же хороши!
Малыши, делайте, как я.
Учитель-логопед и дети.
Стоит в поле теремок
На дверях весит замок.
Пришёл волк – дёрг, дёрг,
Ушёл волк.
Пришёл Петя- петушок
И ключом открыл замок.
Учитель-логопед. Кто открыл замок?
Дети. Петушок открыл замок.
Учитель-логопед. Кто в домике будет жить?
Дети. Петушок будет жить.
Учитель-логопед. А кто в нашем снежном домике будет жить?
Снеговик. Я знаю, кто будет жить. У меня есть друзья: Мишка-Топтышка и Зайка-Попрыгайка. Только их снегом замело, помогите мне их откопать.
Учитель-логопед. Снегурята, лопатки взяли и снег раскопали.
В это время педагог стягивает снежное покрывало с сухого бассейна.
Ребята, да это же наш бассейн. Мы сейчас с вами расслабимся, отдохнём и наших друзей найдём. Давайте двигаться, как медвежата. Но будем двигаться тихо, спокойно, чтобы не испугать нашего Топтышку.
Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики. Медвежатам хорошо, мягко, тихо, уютно и тепло.
Позовём зверят, скажем: «АУ-АУ-АУ!»
Учитель-логопед. Теперь, снегурята, помогите нашим друзьям-зверятам попасть в снежный дом.
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок,
Прыгает Зайка-Попрыгайка
Прыг-скок, прыг-скок.
Увидел теремок, остановился, стучит.
Саша (Зайка). Тук-тук. Кто там живёт? Никого. Я буду жить.
Учитель-логопед.
Стал зайка жить в домике.
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок
Идёт Мишка-Топтышка
Громко рычит!
Максим (Мишка). «Э-Э-Э!»
Учитель-логопед. Увидел теремок, остановился, стучит.
Максим (Мишка). Тук-тук. Кто там живёт?
Саша (Зайка). Я зайка.
Максим (Мишка). Пусти меня жить.
Саша (Зайка). Иди, мишка.
Учитель-логопед. Кто стал жить в снежном тереме?
Дети. Мы, зайка и мишка.
Снеговик. Снегурята, у меня для вас сюрприз есть.
Постарались вы сейчас.
Я в другие сказки приглашаю вас.
Возьмите у меня сказочный сундучок.
Учитель-логопед. (Открывает сундучок) Ой, кто это? Кругленький, румяненький, на сметане мешон…
Дети. Это Колобок.
Учитель-логопед. Вспомните, от кого колобок ушёл?
Дети. Колобок от дедушки ушёл, от бабушки ушёл…
Учитель-логопед. Молодцы, правильно, слушайте дальше.
В этой сказке есть дед, бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка, мышка и собачка Жучка.
Как называется эта сказка?
Дети. Сказка называется «Репка».
Учитель-логопед. Посмотрите на картинку, скажите, кого здесь нет?
Дети. Бабушки нет.
Учитель-логопед. Ребята, а это что? Отгадайте! Овальное, золотое, расписное?
Дети. Это яичко.
Учитель-логопед. Детки, скажите, в какой сказке есть яичко?
Дети. В сказке «Курочка-ряба».
Учитель-логопед. Кто бил яичко?
Дети. Дедушка бил, бабушка била…
Учитель-логопед. Кто разбил яйцо?
Дети. Мышка разбила яйцо.
Снеговик. Ай, да снегурята, молодцы! Сказку «Теремок» показали и героев других сказок назвали.
Звучит музыка.
Учитель-логопед. Мы играли и немножечко устали, пойдёмте греться в дом. Подойдём к печке, внутри горят огоньки, они освещают и греют нашу комнату. Сядем возле неё, будем смотреть на пламя и слушать, как оно горит. Как спокойно и тепло деткам. Очень хорошо!
Снеговик (с помощью педагога) имитирует скрип снега.
Учитель-логопед. Ребята посмотрите, ещё сюрприз! Снеговик нам оставил корзинку, а в ней снежинки – волшебные пушинки, кто их развернёт, тот сладенькие конфетки найдёт.
Дети разворачивают снежинки-пушинки, находят в них конфеты. Педагог заканчивает занятие.
Учитель-логопед.
Все старались, молодцы!
Похлопаем друг другу от души!
Лексическая тема. Природа и обитатели реки Обь.
Цель: развитие речи (обучение рассказыванию по восприятию).
Образовательные задачи:
• активизация и актуализация словаря по теме «Природа и обитатели реки Обь»;
• формирование логического, творческого и целостного впечатления с применением нетрадиционного оборудования;
• обогащение активного словаря относительными прилагательными;
• совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных);
• совершенствование навыка звукового анализа.
Развивающие задачи: развитие связной речи, творческих способностей, мышления, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи:
• формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества;
• воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением речных рыб, муляжи деревьев, карточки-шифровки, следы – камушки, светозвуковая интерактивная доска, песочный стол с подсветкой, цветной песок, сенсорная дорожка, профессиональный генератор запаха, магнитная доска.
Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбы», развитие общих речевых навыков.
Путешественник. Здравствуйте! Я путешественник. Много интересного и красивого повидал я на своём веку. Только вот незадача, получил я вчера шифровку и не могу разобраться в ней. В шифровке задание – слово, куда я должен сегодня отправиться путешествовать. Поможете мне? Я приглашаю двух участников составить мне компанию в увлекательном путешествии.
Посмотрите – вот слова, зашифрованные значками, а это ключ-отгадка.
(Путешественник ставит на доску слова, зашифрованное значками + (ключ, отгадка), с буквами и кружками, зелёного, синего, красного цвета).
Дети. Река Обь. В слове «река» четыре звука, первый звук – согласный мягкий, второй – гласный, третий – согласный твёрдый, четвёртый – гласный, в слове «Обь» всего два звука, в начале слова – гласный звук, в середине слова – мягкий согласный, на конце – мягкий знак.
Путешественник. Друзья, помогите, пожалуйста, вспомнить названия речных мостов города Новосибирска.
Дети. Демитровский, Коммунальный, Бугринский, метромост и железнодорожный мост.
Путешественник. Посмотрите, а вот перед нами один из мостов, самый современный и красивый, а именно Бугринский мост. Приглашаю вас пройти по Бугринскому мосту на противоположный берег реки.
Дети идут по сенсорной балансирующей дорожке.
Дети.
По мосту я иду,
Во все стороны смотрю,
Непременно я моторчик заведу:
Дын-дын-дын…»
Быстро, весело шагаем,
Ножки дружно поднимаем.
Ритм мы чётко отбиваем:
Т-т-т, д-д-д…»
Путешественник. Вот мы и пришли на противоположный берег и оказались на берегу озорной, задорной, быстрой, игривой, журчащей, шумной Оби.
(Дети подходят к песочному световому планшету, на нём изображен рисунок из цветного песка: река и берег).
Путешественник. Наш край богат животным и растительным миром.
Какие деревья в основном растут на берегу Оби? Мы вспомним и назовём с помощью загадок. Слушайте внимательно загадки!
Стоит красавица,
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
(Ель)
С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
(Сосна)
Очень часто над водою,
Словно согнута бедою,
Вся печальна, молчалива,
Узколиста плачет...
(Ива)
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой.
Стоит под горой.
(Берёза)
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Ответы детей. Ель, сосна, ива, береза, рябина.
Путешественник. Правильно, посмотрите, я приготовил муляжи деревьев, их нужно расположить на берегу Оби. Приступайте к работе.
(Дети украшают деревьями берег Оби)
Путешественник. Теперь я вам предлагаю, отправится на рыбалку. Раз, два, три волшебная палочка нас в рыбаков преврати. Вспомним, какая рыба обитает в нашей большой, могучей, великой реке Обь?
Для этого ладошки, пальчики, кулачки, в сыпучий, рассыпчатый, шёлковый, мягкий, тёплый песок опускаем, оттуда рыбку вынимаем, имя каждой рыбки называем и по очереди рыбку в реку погружаем.
Ответы детей. Карась, окунь, щука, лещ, осётр, судак, линь, ёрш, чебак.
Путешественник. А теперь каждой рыбке домик нарисуем, пальчиком обведём и снова рыбку назовём.
(Дети рисуют на песке и называют рыбок).
Путешественник. Расскажите стихотворение, которое мы выучили. Стихотворение «Рыбы», говорите чётко и выразительно.
(Несколько детей по очереди рассказывают стихотворение.)
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо.
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, –
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать «спасибо»
Не сумеют никогда.
Путешественник. Почему рыбы не говорят?
Дети. Во рту у рыбы вода.
(Путешественник помещает на магнитную доску картинку с изображением окуня)
Путешественник. Как называется эта рыба?
Дети. Окунь.
Путешественник. Помните, где она обитает?
Дети. Окунь живёт в чистой реке Обь!
Путешественник. Покажите и назовите части рыбы.
Дети по очереди подходят к доске и называют части рыбы.
(Путешественник включает профессиональный генератор запаха, приглашает детей присесть на воображаемом берегу реки (ковёр) и берёт в руки цветок.)
Путешественник. А теперь немного отдохнём и поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё Чьи?» Хвост у щуки чей?
Ребёнок. Щучий.
Путешественник. Голова у судака чья?
Ребенок. Судачья.
Путешественник. Туловище у окуня чьё?
Ребёнок. Окунёвое и т.д.
Путешественник. Приглашаю дальше пройти вдоль волшебного берега реки, посмотрите, какие необычные камушки – следы, встанем на них ножками, посмотрим внимательно на реку.
(Дети встают ногами на сенсорные «следы» и смотрят на интерактивную светозвуковую панель)
Путешественник. А река-то как преобразилась, посмотрите на неё! Стала большой яркой и загадочной! А теперь по очереди каждый из вас слово скажите, одним словом реку-красавицу опишите! Но правило у нас такое – ясно, чётко, громко говорим, потому что не спешим!
Ответы детей. Шумная, великая, красивая…
Оценка работы детей. Путешественник предлагает высказать свои впечатления
о занятии.
1. Давыдова Е. Сказочный мир Сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С. 70– 72.
2. Леонова О.А. Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 22–23 марта 2011 г., том 2. – С. 176–180.
3. Леонова О.А. Использование оборудования в коррекционной работе // Ребенок в детском саду. – 2011. – №1. – С. 70–72.
4. Леонова О.А. Путешествие в сказочную страну ребят-снегурят // Дошкольное воспитание. – 2010. – №12. – С. 63–65.
5. Никифорова Л.А. Занятия в сенсорной комнате // Ребёнок в детском саду. – 2008. – №1. – С. 81
6. Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical. – М., 2001.
Ваша корзина пуста