ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Обмен опытом: Институт системных проектов МГПУ и Университет Северной Каролины (UNC)

№7 2019 Обмен опытом: Институт системных проектов МГПУ и Университет Северной Каролины (UNC)
Аннотация

Состоялся рабочий визит представителей лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ в Университет Северной Каролины (UNC). Визит проходил в рамках программы сотрудничества МГПУ и Всемирного Банка (The Word Bank) и был посвящен обмену опытом и результатами исследовательских проектов в сфере оценки и развития качества дошкольного образования. Университет Северной Каролины — старейший государственный университет
в США, динамично развивающийся сегодня, занимающий 56 место в рейтинге THE (Times Higher Education World University Rankings).

Полный текст

В рамках поездки сотрудники лаборатории развития ребенка ИСП встретились с коллегами-исследователями из Института детского развития Фрэнка Портера Грэхама (FPG), исследовательской структуры UNC. В институте работают 300 ученых, он занимает лидирующую позицию в области исследований детского развития в США.

Николай Веракса и Игорь Шиян выступили с презентациями на традиционном семинаре института. Состоялось интересное обсуждение путей воплощения идей Л.С.Выготского в современном дошкольном образовании. Были сопоставлены результаты исследований с использованием ECERS, даны перспективы оценки дошкольных образовательных программ с точки зрения их вклада в развитие мышления детей.

На встрече с Айсенил Белгер (Aysenil Belger), директором FPG, сотрудники лаборатории обдумали возможные тематики совмест­ных исследований.

Особую ценность имел семинар с авторами ECERS Дебби Краер (Debby Cryer), Диком Клиффордом (Dick Clifford) и одним из ключевых исследователей FPG Норин Язеджян (Noreen Yazejian) о теоретических основаниях ECERS и перспективах развития шкал.

В беседе со Сью Рассел (Sue Russell), директором национального центра T.E.A.C.H., представителями FPG Донной Брайант (Donna Bryant), Сенди Хонг (Sandy Hong) и Эллен Пейснер-Фейнберг (Ellen Peisner-Feinberg) гости из МГПУ проанализировали исследования и эффективные шаги, обеспечивающие систематическое улучшение качества дошкольных услуг. С Чи-Ин Лим (Chih-Ing Lim) и Трейси Вест (Tracey West) сотрудники лаборатории развития ребёнка поделились опытом и технологиями подготовки дошкольных педагогов. С Ириной Мокровой (Irina Mokrova) сопоставляли математические инструменты работы с исследовательскими данными.

Важная встреча, на которой обсудили возможности совместных исследований в сфере образования, состоялась с Реймондом Фарроу (Raymond Benjamin Farrow), проректором по международным вопросам Университета Северной Каролины.

Представители Всемирного Банка Мария Устинова и Кануприя Мисра (Kanupriya Misra) рассказали об опыте поддержки исследований в сфере дошкольного образования. Стороны договорились о развитии сотрудничества между МГПУ и UNC.

Коллеги из Института шкал оценки образовательной среды (ERSI), созданного на основе FPG, – команда авторов ECERS, ITERS, FCCERS, SACERS поделились с гостями из МГПУ опытом подготовки и сертификации экспертов ECERS. Ирина Воробьева, Татьяна Ле-ван, Ольга Шиян, сертифицированные эксперты ECERS, получили уникальную возможность провести серию экспертных выходов в детские сады для установления соответствия оценок (reliability) по ECERS-3 с Дэбби Крайер, одним из авторов шкал. Все наши эксперты успешно перешагнули планку 90% соответствия, тем самым подтвердив полученную ранее квалификацию «золотого» (или «якорного») уровня, дающую право самим проводить подобные тренинги и готовить экспертов ECERS.

Участники визита посетили шесть детских садов и дошкольных центров, работающих по программам Head Start, High Scope, Creative Curriculum, Teaching Strategies, Learning Experience с группами для детей от шестинедельного до пятилетнего возраста.

Несмотря на многоуровневую и довольно непростую систему финансирования учреждений, наличие различных форм государственной поддержки лучших практик и острые дискуссии о том, что такое «хорошее качество», в большинстве штатов вводится система QRIS (Quality Rating and Improvement System). Это система оценки качества для выявления лучших детских садов, их субсидирования и предоставления помощи в профессиональном развитии. В разных штатах критерии оценки и сама система рейтингования отличаются (например, требования к соотношению ребенок/взрослый в группе или образованию воспитателей не являются едиными). Однако часто используются инструменты ECERS, ITERS, CLASS, которые создают общее поле представлений о том, что считать качественным дошкольным образованием и какие проекты стоит поддерживать для его повышения.

В Управлении детского развития дошкольного образования Северной Каролины (Division of Child Development and Early Education) сотрудники Института системных проектов подробнее рассмотрели систему оценки качества и пути развития качества дошкольных практик именно в этом штате. Мария Устинова и Кануприя Мисра поделились опытом реализации проектов развития качества дошкольного образования, поддерживаемых Всемирным Банком.

Участники поездки также посетили детский сад Egenolf Early Childhood Center в штате Нью Джерси, который имеет аккредитацию NAEYC (Национальная ассоциация дошкольного образования) и нетипично высокий средний балл по ECERS. Заведующая, доктор Лорейн Кук (Lorraine Cooke), рассказала об особенностях организации управления качеством и специфике работы по программе High Scope, задающей высокие образовательные требования.

Сотрудники лаборатории развития ребенка уверены, что насыщенный и содержательный визит будет способствовать развитию исследовательской проблематики лаборатории.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.