ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Образовательная модель по развитию детской одарённости (из опыта работы МБДОУ №43 «Улыбка» городского округа «город Якутск»

№16 2019 Образовательная модель по развитию детской одарённости (из опыта работы МБДОУ №43 «Улыбка» городского округа «город Якутск»
Аннотация

В статье рассказывается об опыте развития детской одарённости в МБДОУ №43 г. Якутска, реализующих программу раннего развития детской одарённости. Описана модель работы ДОО.

Полный текст

Наш детский сад с 2016 года включён в проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ» под руководством Ольги Николаевны Степановой, кандидата педагогических наук, начальника отдела дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)». В целях реализации проекта в нашем дошкольном учреждении разработана и апробируется Программа работы с одарёнными детьми.

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации.

Задачи программы:

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одарённости.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Основание для разработки Программы «Одарённый ребёнок» являются следующие нормативно-правовые документы:

• Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

• Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

• Образовательная технология А.И. Савенкова, в направлении развития исследовательской и проектной деятельности в ДОО;

• Авторская методика И.Г. Сухина «Шахматы детям».

Программа реализуется по четырем блокам:

• Выявление одарённости.

• Работа с детьми по различным направлениям.

• Работа с педагогами.

• Работа с семьёй.

Блок 1. Выявление одарённости

На каждого ребёнка заведена Карта выявления задатков и развития способностей ребёнка и Карта индивидуального сопровождения одарённого ребёнка. В Карте определены 10 основных направлений возможных задатков развития ребёнка: творческие, интеллектуальные, логико-математические, естественно-технические, двигательные, музыкальные, художественно-изобразительные, артистические, лидерско-коммуникативные, лингво-филологические.

По этим направлениям и ведётся системное ежедневное наблюдение за детьми и во время образовательных ситуаций, и во время режимных моментов. В Карте воспитателем фиксируются в течение дня лучшие результаты ребёнка. При заполнении Карты педагог учитывает и результаты наблюдений родителей за своим ребёнком, результаты наблюдения родителей воспитатель тоже фиксирует.

Блок 2. Работа с одарёнными детьми по различным направлениям

В рамках проекта выделено 10 сфер именно в этих направлениях, наши педагоги организуют работу кружков и студий. Все педагоги и специалисты участвуют в этом процессе. Практическая работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одарённости в той, или иной обследуемой сфере. Дети, получившие оценку общей одарённости, на основе анкетирования родителей и наблюдений воспитателей, дополнительно оцениваются воспитателями и специалистами в сфере умственного, личностного развития и по интегративным характеристикам по методике А. И. Савенкова. Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.

Формы работы с детьми:

• кружки по интересам;

• конкурсы, викторины, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны;

• спортивные состязания;

• выставки прикладного искусства;

• индивидуальные выставки;

• словесные игры и забавы;

• проекты по различной тематике;

• театрализация;

• индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одарённых детей проводится уже во второй младшей группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Педагог уделяет внимание особенностям развития ребёнка в познавательной сфере.

Разнообразные объединения детей и взрослых дают возможность творчески проявить себя всем участникам образовательного процесса.

В нашем детском саду все воспитатели и специалисты ведут кружковую работу:

«Умники и умницы» – направление интеллектуальное, занятия с использованием логических блоков Дьенеша, развивающих кубиков.

«Шахматёнок» – направление логико-математическое, занятия в игровой форме по методике И. Г. Сухина «Шахматы детям».

«Эврика» – направление естественно-техническое, экспериментальная деятельность.

«Домисолька» – направление музыкальное, вокально-хоровой кружок.

«Радуга красок» – направление художественно-изобразительное, рисование с использованием нетрадиционной техники.

«Шкатулка сказок» – направление артистическое, кружок по театрализованной деятельности.

«Маленький журналист» – направление лидерско-коммуникативное, беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры; игровая деятельность: игровые ситуации; продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликаций, создание коллажей.

«Истоки» – направление лингво-филологическое, краеведческое направление с элементами регионального компонента.

«Бысый озолор» – направление двигательное, развитие физических качеств посредством национальных игр.

Но не каждый кружок является мастерской для одарённых детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники – это сопровождающий фон развития ребёнка, пробуждение его природного потенциала.

Блок 3. Работа с педагогами

Ведущим фактором развития одарённости дошкольника является личность педагога. Поскольку любой хороший педагог должен быть образцом педагогических добродетелей, то педагог, работающий с одарёнными детьми, в глазах детей и родителей превращается в образец образцов. А это значит, творческий подход и высокий профессионализм в своей деятельности: общей психологической и педагогической подготовки; представления о специфических особенностях, свойственных одарённым детям; детального знания самой программы и владения конкретными методиками. Организация комплексного методического и психологического сопровождения участников образовательного процесса в нашем детском саду позволяет развивать указанные выше личностные и профессиональные качества педагогов. Работа по интеграции педагогического процесса для развития детей с предпосылками одарённости в ДОУ началась с организации работы творческой группы, посещением курсов, проводимых МАН РС (Я) и проведением семинарских занятий.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми были составлены методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одарённых детей. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приёмы обучения и развития для одарённых детей с творческим мышлением, помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческое мышление детей активизируется применимо к различным содержательным областям образовательной программы дошкольного учреждения.

Воспитатели разрабатывают собственные проекты развивающих занятий, которые проводятся в различной форме, на различном материале. Свой опыт работы наши воспитатели широко пропагандируют среди педагогической общественности различного уровня. На базе нашего учреждения регулярно проводятся мастер-классы, методические объединения, где наши профессионалы представляют свой опыт перед городским педагогическим сообществом. Педагоги также являются активными участниками конференций, семинаров и победителями конкурсов окружного, городского и международного уровней.

Блок 4. Работа с семьёй

В воспитании одарённого ребёнка-дошкольника особенно значима роль семьи. Многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одарённость ребёнка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребёнка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие. Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребёнка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам ребёнка.

Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребёнка в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать одарённость у ребёнка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому целью работы ДОУ является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одарённости детей, согласованного воздействия, оценке своего вклада в раскрытии творческого потенциала ребёнка.

В начале реализации программы во всех группах было проведено родительское собрание «О талантливых детях, заботливым родителям», с участием специалистов ДОУ. Проведено анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Далее совместно с воспитателями составляют индивидуальный план или программы развития ребёнка. Для родителей изготовлены памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации. Совместно с родителями запланированы различные конкурсы, смотры, дублёрство и совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Также в детском саду ежегодно в конце учебного года проводится творческий отчёт деятельности ДОУ на родительской конференции.

Очень интересно и ярко проходят дни дублёрства, где родители в каждой возрастной группе совместно с воспитателями проводят занятия, игры.

Воспитанники совместно с родителями участвуют в различных конкурсах таких как: «Мама, папа, я – читающая семья» – в мае; в апреле проводится неделя отцов, включающая консультации для пап, конкурс «Парад отцов и сыновей»; в сентябре «Дары осени», где родители совместно с педагогами продумывают свои образы, свой стиль для украшения своих столов, родители активно участвуют в родительских педагогических чтениях, темы которых меняются каждый год.

Подводя итог, нельзя обойти вниманием тот факт, что одарённость –лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одарённый ребёнок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

cистема работы с одарёнными детьми, раннее выявление, концепция одарённости, открытая образовательная среда, журнал поддержки одарённости