ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Орлова Н.В., Чиненова Г.В. Социо-игровая технология как инструмент повышения качества образования

Полный текст

Орлова Наталья Владимировна – старший воспитатель,detsad-4k.orlova@yandex.ru;

Чиненова Галина Васильевна – воспитатель, 9437776905@mail.ru, МБОУ «Гимназия №4» дошкольное отделение (г.о.Дзержинский, Московская область, Россия)

Сегодня современному обществу требуются педагоги, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, обладающие способностью быстро перестраиваться и соответствовать современным запросам общества и государства. Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на поиск качественно новых способов и технологий при организации образовательного процесса. Выстраивая парадигму образовательной деятельности, педагог обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений. При этом социо-игровая технология является эффективным инструментом повышения качества образования и перехода на более высокий уровень.

Ключевые слова: социо-игровая технология; микрогруппы; сотрудничество; интеграция.

Сегодня, чтобы быть успешным в обществе, необходимо обладать набором важнейших качеств. Творческая активность участника общественной жизни, самостоятельность, способность постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться – это значимые компоненты становления личности в современном мире, азы которых закладываются с самого раннего возраста, то есть с дошкольного детства.

По мнению известных педагогов, соответствовать этому может такая современная педагогическая технология, как социо-игровая.

Решая задачи социо-игровой технологии, обучающиеся могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества при эффективном взаимодействии друг с другом; развивая познавательный интерес и творческую активность, преодолевать страх и неуверенность в себе. Коммуникативные и интеллектуальные способности развиваются интенсивнее, по сравнению с традиционными технологиями. Положительная динамика отмечена в области эмоционально-волевой сферы, в познавательном, художественном и физическом развитии.

Всё вышеперечисленное в полной мере соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Социо-игровая технология появилась в 1988 году, благодаря педагогу-психологу Е.Е. Шулешко, педагогу А.П. Ершову и доктору педагогических наук В.М. Букатову. Трактовка названия технологии раскрывает ее смысл: первая часть – «социо» означает малый социум. Вторая часть – игровая, игровая деятельность: увлекательная, добровольно протекающая в обществе сверстников, регламентируемая «железными» игровыми правилами, непредсказуемую, с двигательной активностью, т.е. ИНТЕРАКТИВНАЯ.

Исходя из этого, можно говорить о социо-игровой технологии как о взаимодействии дошкольников в микрогруппах и микроколлективах посредством игры.

Педагогическая ценность социо-игрового подхода заключается в модернизации обычных занятий путем восстановления живого интереса обучающихся к образовательному процессу. Сегодня члены педагогического сообщества высказывают мысль о том, что организовывать «человеческие» условия обучения помогают не столько многим непонятные инновации, сколько «хорошо забытое старое». Мы говорим о возврате к традициям, где в центре внимания – воссоздание естественных взаимосвязей педагогики и сотрудничества.

При организации деятельности в рамках социо-игровой технологии важным условием является соблюдение 6 основных правил, которые представлены на рис. 1.

Рис.1. Основные правила социо-игровой технологии

Рассмотрим основные правила более подробно.

1. Формирование самостоятельности у ребенка происходит более эффективно в пределах микрогруппы. В младшем дошкольном возрасте – это тройки, а у старших дошколят объединенная микрогруппа – это 5–6 человек. При таких условиях среди детей и возникают сотрудничество, коммуникация, взаимопонимание.

При игровом делении можно использовать разные способы, которые представлены на рис. 2.

Рис. 2. Способы деления на микрогруппы

Способов деления очень много. Их необходимо использовать в зависимости от ситуации и контингента детей.

2. В процессе взаимодействия, при выполнении задания, дети обсуждают возникшие проблемы, общаются. Но по правилам только один из группы может представить выполненное задание. Кому достанется эта ответственная роль, решает микрогруппа. Лидер может выбираться путем голосования, через считалочку и т.д. Активные дети при такой форме не скучают, а более застенчивым предоставляется возможность набраться опыта и в дальнейшем выступить в роли лидера.

3.Темп и ритм зависит от некоторых факторов. Это может быть и ограниченное время, когда дети начинают и заканчивают работу по сигналу. В качестве такого вида ограничения могут использоваться песочные и механические часы, разнообразные звуковые сигналы и др. А возможен вариант, когда каждый ребенок действует в своем темпе, как ему удобно.

4. Актуальность интегрированного подхода в образовании сегодня неоспорима. В социо-игровой технологии неотъемлемой частью является интеграция. Для обучения дошкольников в игровой форме имеется огромный арсенал разных игр, направленных на развитие речи, коммуникативной стороны, и даже на коррекцию поведенческой и эмоциональной сферы.

5. В процессе занятия с использованием социо-игровой технологии, дети могут спокойно перемещаться по помещению, что является неотъемлемой составляющей данной технологии.

Чем чаще меняются мизансцены, тем работоспособнее остается нервная система ребенка.
6. В рамках одного занятия детям необходимо решить множество задач. Не беда, если на какие-то вопросы не будут найдены ответы. Зачастую дети приобретают качественно новые знания именно при такой организации образовательной деятельности.

При соблюдении данных правил у детей формируются навыки слышать и слушать друг друга, аргументированно высказывать свое мнение, приходить к согласию, общим договоренностям. Помимо этого развивается речевая сфера; умение отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражая взрослым и сверстникам; чувство страха за возможность ошибки уходит, и у дошкольника появляется уверенность в себе и в своих силах.

Социо-игровую технологию целесообразно применять не только на занятиях, но и в процессе всех режимных моментов. Следуя принципам данной технологии, возможно выстроить образовательный процесс так, что дети станут равноправными его участниками, а не исполнителями отведенных им ролей. А педагог из ранга лектора перейдет в ранг партнера, наставника.

Современному педагогу просто необходимо сформировать новый взгляд на дошкольника как на субъект (не объект) образовательных отношений. Развитие ребенка должно осуществляться в деятельности, именно поэтому современное образование нацеливает педагогов на активное включение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс дошкольных организаций.

Таким образом, принципы социо-игровой технологии охватывают несколько направлений деятельности. И это нам, членам педагогического сообщества, позволяет вести речь о социо-игровой технологии как об образовательной системе.

Использованные источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социо-игровой_подход_к_воспитанию_и_обучению
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/09/master-klass-dlya-pedagogov-dou-sotsio-igrovaya
  3. https://pandia.ru/text/80/571/28590-2.php
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.