ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

От оценки к развитию качества дошкольного образования

№2 2018 От оценки к развитию качества дошкольного образования
Аннотация

Качеству дошкольного образования в настоящее время уделяется огромное внимание. Но что такое качество, как его определить, как создать систему качества, как создать в детском саду такие условия, чтобы дети получали качественное дошкольное образования? Получить ответы на эти вопросы поможет книга профессора Титце «Оценка и развитие качества дошкольного образования», выпущенная издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Что представляет собой это издание и какую пользу принесет педагог, рассказала кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Ольга Шиян.

Полный текст

Для специалистов дошкольного образования это долгожданное событие: опубликован на русском языке знаменитый немецкий каталог качества дошкольного образования. В книге подробно описаны через индикаторы все сферы жизни детского сада и действий воспитателя. Каталог – инструмент самооценки: индикаторы позволяют педагогам оценить собственные профессиональные действия. «Подробно» - это значит выделено 20 сфер (питание, отдых и сон, сюжетно-ролевая игра, конструирование, руководство командой и пр.), и каждая из них расписана по таким разделам: как обустроено пространство, как педагог взаимодействует с детьми, какие материалы используются, как совершается планирование и – внимание! – «вовлеченность» - как дети вовлечены в принятие решений.

140 страниц индикаторов, многие звучат довольно вызывающе. Например: «Я привлекаю детей в планирование мероприятий и праздников», «В процессе планирования я ориентируюсь на игровые интересы детей», «Я вместе с детьми планирую оформление помещений», «Я всегда оставляю за ребенком решение, будет ли он есть это блюдо», «Я показываю детям, что испытываю радость от общения с ними» и пр. Представляете, какие бурные споры могут разгореться в коллективе вокруг каждого из таких пунктов? Скучно не будет, а это уже важно.

В целом индикаторы похожи на индикаторы ECERS, но «заточены» именно на самооценку, поэтому все утверждения сформулированы от первого лица. К тому же немецкий каталог охватывает больше сфер жизни, чем ECERS.

Разумеется, сразу возникает вопрос – насколько вообще человек может себя объективно оценить, известно же, что баллы по самооценке по тем же шкалам ECERS в разы выше баллов, которые дает внешний эксперт.

Но задача каталога иная. Это инструмент не столько для получения объективной картины (для этого нужна как раз внешняя оценка), а для работы с командой. Вся первая часть книги – методические рекомендации для управленцев, которые захотят работать с со «своими» педагогами, используя каталог качества.

Да, многие «ходы» давно и успешно используются в бизнес-тренингах, но тут они спроецированы именно на ситуацию детского сада.

Общая идея – работа с каталогом может помочь внутри команды найти общий язык, прояснить ценности, поставить общие задачи, вообще наладить исследовательскую ситуацию. И даются ответы на вопросы, которые неизбежно возникают: а не увеличит ли это нагрузку на педагогов, кто в коллективе может руководить такой работой по улучшению качества и т.д.

Далее читайте интервью с профессором Титце.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.