ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Пантелеева Н.Г. Памяти великого ученого-педагога Тамары Семёновны Комаровой

Полный текст

Пантелеева Наталья Георгиевна – (ученица) к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования факультета психологии Московского государственного областного университета, член-корреспондент МАНПО (Москва, Россия)

В статье рассматривается и обобщается вклад научной школы Т.С. Комаровой в педагогическую теорию и образовательную практику как создателя целостной системы художественно-эстетического воспитания, известного и талантливейшего ученого в области современного дошкольного образования не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ключевые слова: ученый-педагог, образование, художественно-эстетическое воспитание, научная школа, научно-практическая конференция.

С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает.
Т.С. Комарова

Тамару Семеновну Комарову по праву можно считать легендой дошкольного образования, более 70 лет она посвятила этой сфере деятельности; её вклад в развитие дошкольное образование неоценим. Тамара Семеновна – выдающийся отечественный ученый, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая отделением теории и методики дошкольного и начального образования МАНПО, академик Академии проблем безопасности обороны и правопорядка; ведущий специалист по проблемам художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране; замечательный педагог и удивительный человек, творческая личность.

За вклад в развитие системы отечественного образования была удостоена множества наград, среди которых медаль К.Д. Ушинского, звание «Заслуженный деятель науки РФ», медаль «За доблестный труд», значки «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР» и др. В 2002 году в зале коллегии Министерства образования Тамаре Семеновне была вручена правительственная награда – орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Признание научного вклада в образование подтверждается присуждением в 2015 г. почетного звания «Основатель научной школы» – Школы эстетического воспитания, это школа педагогического мастерства, связывающая теорию и практику современного образования.

Тамара Семеновна – автор более 300 научных и научно-практических трудов по проблемам истории педагогики, научной организации труда и управления в системе дошкольного воспитания; более 40 книг имеют гриф Министерства образования РФ; ее публикационная активность широко известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Основной проблемой всей научно-исследовательской деятельности Т.С. Комаровой является детское изобразительное творчество, она создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания.

Наиболее важные теоретические разработки: значение техники рисования в создании образов предметов и явлений действительности; последовательность их формирования у детей дошкольного возраста; разнообразие выразительных средств различных изобразительных материалов; организация развивающей эстетической среды; ею введен термин «ручная умелость» – комплекс умений ребенка при создании изображений.

Итак, важнейшие достижения в области теории и методики дошкольного и начального образования связаны с именем Тамары Семеновны; под руководством ученого и ее учеников (более 100 учеников) проведены многочисленные научные исследования, которые позволили изучить огромный спектр психолого-педагогических вопросов.

Главные направления деятельности в рамках научной школы Тамары Семеновны представлены фундаментальными и прикладными исследованиями, к числу разработанных проблем следует отнести:

  • развитие детского художественного творчества в разнообразных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой); раскрыто значение этих видов деятельности во всестороннем развитии личности;
  • разработка сущности и структуры художественно-творческих способностей, направленные на создание прекрасного в любом виде детской деятельности;
  • приобщению детей к народному искусству, начиная с младшего возраста;
  • проблемы подготовки детей к школе, диагностика развития;
  • психолого-педагогические условия эффективного формирования творчества у детей; создание обстановки эмоционального благополучия, наполнение жизни ребенка интересным содержанием;
  • творческий подход педагогов к отбору разнообразного содержания образования, видов искусства и художественно-творческих видов деятельности, построенного на основе интеграции, использованию как традиционной, так и инновационной технологии обучения;
  • создание художественно-эстетической среды в детском учреждении, при этом в оформлении помещения активное участие должны принимать сами дети;
  • широкое включение в жизнь детей разнообразных видов культурно-досуговой деятельности, что позволяет каждому ребенку наиболее ярко проявить себя в том виде деятельности, который является для него наиболее интересным;
  • включение в психолого-педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества;
  • создание творческой атмосферы для формирования эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления;
  • разработка особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми: взаимодействия детей друг с другом и педагога с детьми;
  • профессиональная подготовка педагогических кадров, специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; ориентация будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми.

Особое значение в научной школе отводится роли педагога в развитии ребенка дошкольного возраста. Тамара Семеновна обращается к имени великого русского педагога К.Д. Ушинского, который подчеркивал ведущую роль педагога в формировании личности ребенка. «Он писал, что личность педагога ничем заменить невозможно: никакие программы, никакие учебники не могут заменить личности педагога и именно от него зависит исход воспитания». В связи с этим приведем высказывание Тамары Семеновны, которое очень точно и полно отражает сущность деятельности воспитателя детского сада: «Основная функция педагога, воспитателя – воспитывать, обучать, взращивать ребенка. Именно на выполнение этой функции должна быть направлена подготовка педагога, его знания, опыт, формирование его профессионального мастерства. Работу педагога можно образно сравнить с деятельностью садовника, задача которого – создание и выращивание растений; его функция – выращивание, создание условий, уход. И оценивается его деятельность по тому результату, которого он достигнет в выращивании сада. То же и при оценке труда воспитателя – чего он достиг в воспитании и образовании детей, а не в разработке концепций, программ, диагностики и т.п. Это задачи ученых. Итак, детский сад не является местом и этапом подготовки ребенка к школе, это Сад по взращиванию детской души».

Вопросы профессиональной подготовки педагогических кадров также являются объектом внимания научной мысли Тамары Семеновны. По её словам, педагог должен учиться видеть детей, учиться с ними работать – это всегда бесценный опыт. «В деле воспитания личность воспитателя играет определяющую роль, от нее зависит успех воспитания». Ученые, в том числе и А.В. Запорожец, говорили: «чем младше ребенок, тем более квалифицированным должен быть педагог».

Одним из наиболее значимых направлений деятельности научной школы является разработка авторской комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы», научным руководителем которой стала профессор Т.С. Комарова. Постулатом Программы является тезис Тамары Семеновны о том, что «с детьми нужно постоянно заниматься, помогать им, вести их к развитию, потому что само по себе ничего не бывает». Оценка программы заключается в «результатах мониторинга, проведенного по инициативе Всемирного банка, свидетельствующего о том, что коллективы детских садов сознательно выбирают эту программу, т.к. ею может пользоваться любой воспитатель». Программа «От рождения до школы» является самой востребованной и актуальной образовательной программой дошкольного образования нового поколения в образовательном пространстве РФ и соответствует Международному стандарту ЮНЕСКО.

«Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт» – эти слова немецкого педагога А. Дистервега в полной мере можно отнести и к Тамаре Семеновне: доброжелательная, тактичная, отзывчивая, она всегда была готова оказать поддержку и помощь.

Итак, научная школа Т.С. Комаровой представляет собой широкий спектр научно-практических исследований, которые следует считать достоянием педагогической науки и образовательной практики, а Тамару Семеновну – патриотом отечественного образования.

Памяти великого ученого была посвящена Международная научно-практическая конференция «Комаровские чтения», прошедшая 16 июня (в день ее рождения) на базе Московского педагогического государственного университета на факультете дошкольной педагогики и психологии. Цель конференции: осмысление и развитие научного наследия российского ученого Тамары Семеновны Комаровой (16.06.1931 г. – 29.08.2021 г.) путем обмена научными результатами и исследовательским опытом в сфере фундаментальных основ и актуальных аспектов дошкольного образования и художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Конференция была проведена в смешанном формате: очная / дистанционная. Направления конференции:

Первое направление – «Т.С. Комарова и ее вклад в российскую науку и практику», тематика докладов:

  • «Т.С. Комарова – великий сподвижник эпохи: ученый, педагог, общественный деятель»;
  • «Научная школа Т.С. Комаровой»;
  • «Т.С. Комарова о детском изобразительном творчестве: проблемы и перспективы»;
  • «Вклад Т.С. Комаровой в программно-методическое обеспечение дошкольного образования в России»;
  • «Проблема одаренности и способностей в исследованиях Т.С. Комаровой».

Второе направление – «Организация и управление в системе дошкольного воспитания», тематика докладов:

  • «Позиция руководителя в инновационном развитии учреждения образования»;
  • «Управление инновационными процессами в дошкольном образовании»;
  • «Личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»;
  • «Организация работы по воспитанию ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников».

Третье направление – «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», тематика докладов:

  • «Традиции и инновации в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»;
  • «Актуальные проблемы воспитания детей средствами искусства»;
  • «Новые формы организации досуговой деятельности детей»;
  • «Организация предметно-развивающей среды в дошкольных группах».

На конференции присутствовали видные ученые современности и ученики Тамары Семеновны, которые в своих докладах, тезисных выступлениях и презентациях осветили научное наследие профессора, дали оценку научно-практической деятельности известного и талантливейшего ученого в области дошкольного образования. Открыла работу конференции, выступила с приветственным обращением Маргарита Юрьевна Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

По итогам работы секций был организован круглый стол, после работы секций проводились мастер-классы под руководством Елены Руфовны Фадеевой: рисование пейзажной живописи в технике «Акварель по мокрому», тарелочки по мотивам народного промысла «Жостово» – «Ромашки».


Партнерами конференции выступили: Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО), Общественная палата Российской Федерации, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, АНО ДПО Академия Устойчивого Развития (АУР), АНО ДПО «Академия детства им. Т.С. Комаровой», Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), Негосударственное образовательное частное учреждение «Институт развития образовательных технологий» (НОЧУ «ИРОТ»), Институт изучения детства семьи и воспитания РАО, АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования» (МПАДО), Ассоциация развития педагогичного образования (АРПО), Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» (ГАУ ДО РС(Я)), ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Академия социального управления (АСОУ), Государственный социально-гуманитарный университет (ГОУ ВО МО «ГСГУ»), Чирчикский государственный педагогический институт (Узбекистан), Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ).

Список литературы

1. Брыкина Е.К. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами аппликации и конструирования // Обучение и развитие детей младшего школьного возраста / Отв. редактор М.Б.Зацепина. – М., 2018. С. 63–76.
2. Губанова Н.Ф. Школа эстетического воспитания Т.С. Комаровой как научный феномен и как школа педагогического мастерства // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №6. – С. 9–15.
3. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с.
4. Комарова Т.С. С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 32.
5. Комарова Т.С. Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» // Материалы II Междунар. научно-практич. конф. «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Пушкино, 2009.
6. Комарова Т.С. От рождения до школы: проблема преемственности // Педагогическое образование и наука. – 2007. – №7.
7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 120 с.
8. Комарова Т.С. Воспитатель детского сада. Каким он должен быть? //Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – С. 35–39.
9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Метод. пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160 с.
10. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета: Метод. пособие. – М.: АРКТИ, 2010. – 144 с.
11. Найбауэр А.В., Слепцова И.Ф. Проблема адаптивного образования в научной школе Тамары Семеновны Комаровой // Детский сад от А до Я. – 2011. – №5. – С. 4.
12. Новикова Г.П. Современная педагогическая легенда и реальность: слово о любимом учителе: (к 80-летию со дня рождения выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки РФ Т.С. Комаровой – наставника, учителя, ученого, друга) // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №6. – С. 4–8.
13. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
14. Третьяков А.Л. Биобиблиографический указатель как отражение эффективности научной деятельности ученого: на примере указателя работ педагога Т.С. Комаровой // Новая наука: современное состояние и пути развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (9 дек. 2015 г., г. Стерлитамак): в 3-х ч. Ч. 2. – Стерлитамак, 2015. – С. 88–91.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.