ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Полунина С.Е. Об особенностях использования метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с аутичными детьми в детском саду (опыт педагога-дефектолога)

Полный текст

Полунина Светлана Евгеньевна, учитель-дефектолог, МБОУ «Гимназия №4», г.о. Дзержинский, Московская область

В статье анализируются особенности коррекционной работы с аутичными детьми в условиях детского дошкольного учреждения. Исходя их педагогического опыта автора, излагаются рекомендации педагогам-дефектологам, а также родителям аутичных детей по использованию в работе известного в детской психологии и педагогике метода сенсорной интеграции.

Ключевые слова: аутичные дети, сенсорные системы организма, сенсорная интеграция, активизация сенсорных систем.

Вводные замечания

Значительную долю детей дошкольного возраста с задержкой развития составляют дети с расстройством аутического спектра и (или) с диагнозом раннего детского аутизма (далее – аутичные дети). Наблюдается тревожная тенденция относительного роста числа таких детей в российских дошкольных образовательных учреждениях. При этом наблюдаемый рост согласуется с общемировой статистикой все большего распространения аутизма, в том числе в сравнительно благополучных и экономически развитых странах, причем, как среди детей, так и среди взрослых.

Аутичные малыши отличаются от сверстников, как правило, снижением коммуникативных способностей, эмоциональной ранимостью, ограниченностью интересов, стереотипностью действий и поведенческой избирательностью (рис. 1) – чертами, характерными для категории «особый ребенок».

В работе с такими детьми требуется педагогическое мастерство, терпеливая и последовательная коррекционная инициатива педагога-дефектолога. Это особенно важно в условиях инклюзивного образования, характерного сегодня для детских дошкольных учреждений, где при сильной загрузке или нехватке квалифицированных педагогов аутичные дети могут «теряться» среди нормотипичных детей, не имеющих патологий развития и проблем с интеллектом, а также среди «особых детей» с иными диагнозами.

При этом возникают предпосылки упустить возможности своевременной коррекции аутистов, а значит осложнить их взросление и социализацию.

На основании личного педагогического опыта работы в детском дошкольном учреждении, а также теоретических знаний, полученных на различных курсах повышения квалификации по специальности «дефектолог», представляется целесообразным поделиться в данной статье с другими детскими педагогами, а также с родителями детей дошкольного возраста своими соображениями об использовании в коррекционной работе с аутичными малышами метода, по праву считающегося одним из наиболее эффективных инструментов коррекции.

Рис. 1. Поведенческие признаки, характерные для аутичных детей (с сайта https://joyisv.ru/forum/attachment/967).

О методе сенсорной интеграции

Следует заметить, что данный метод не единственный в детской дефектологии. Однако он существенно выделяется среди других известных методов коррекционной работы с «особыми детьми», первоначально сложившихся в зарубежных странах и адаптируемых (не всегда успешно) к условиям российских детских образовательных учреждений.

К таким методам относятся, например:

  • ТЕАССН – сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (терапия и обучение аутичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная государственная программа в штате Северная Каролина (США), созданная более 30 лет назад. Данная программа считается государственной в некоторых штатах Америки и европейский странах, например, в Бельгии. По мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования, в том числе особой зрительной организации внешней среды и действий ритуального характера. Так формируются невербальные (знаковые, образные) формы коммуникации с внешним миром и необходимые простые бытовые навыки. Однако практическая реализация данной программы требует значительного участия тьюторов и в основном реализуется в семьях, способных оплачивать такие услуги.
  • АВА-терапия – сокращенно от Applied behavior analysis (поведенческая терапия) – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на так называемых поведенческих технологиях. В ее основу в 1980-х годах была взята идея, что любое поведение влечет за собой эмоциональные последствия. И если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение запоминать и повторять, а если они неприятны, то не будет. На этой основе можно организовать индивидуальное обучающее манипулирование ребенком, в том числе с активным участием родителей. Результаты проявляются через несколько лет, по крайней мере в виде устойчивых бытовых навыков аутичного ребенка. Отчасти такой метод применим и условиях детского сада, однако критики данного метода отмечают его приспособленческий, а не развивающий характер.

На этом фоне рассмотрим подробнее метод сенсорной интеграции и особенности его реализации в российских условиях.

Прежде всего, представляется важным отметить необходимость различать на понятийном уровне сенсорную интеграцию, как психофизиологический феномен, присущий человеческому организму, и собственно «метод» с таким названием.

Сенсорная интеграция (от лат. sensus – ощущение; от лат. Integratio – соединение, целостность) – восприятие человеческим организмом и передача в мозг внешних и внутренних сигналов (ощущений), а также их целостное понимание и использование, реализуемые главным образом подсознательно – в обеспечение жизнедеятельности человека.

Восприятие осуществляется рядом сенсорных систем, входящих в нервную систему человека: зрительной, слуховой, осязательной (тактильной), обонятельной, вкусовой, а также вестибулярной и проприоцептивной (ощущение мозгом своего тела, кинестезия).

Мозг способен объединять (интегрировать) сигналы всех сенсорных систем одновременно, порождая целостный образ окружающих предметов и явлений, обеспечивая как подсознательные рефлексы, так и осознанную деятельность человека в окружающем мире, в том числе с учетом прежнего сенсорного опыта и приобретенных навыков.

При этом в организме человека различные сенсорные системы дополняют друг друга. Так, осязание (прикосновение) помогает зрению, зрение – помогает поддерживать вестибулярное равновесие, равновесие и кинестезия – ощущать положение тела в пространстве и совершать движение.

Движение, в свою очередь, закрепляет сенсорный опыт и обеспечивает успешное существование человека в пространстве-времени, его бытовые и трудовые навыки.

Достаточное стимулирование различных сенсорных систем в процессе взросления ребенка развивает связи мозговых клеток, обеспечивая необходимые для жизни бессознательные процессы: дыхание, сердечные сокращения, поглощение пищи и работу желудочно-кишечного тракта, терморегуляцию, ходьбу, речь (общение), чтение и далее – сознательные процессы высшей нервной деятельности, необходимые для обучения, воспитания, социализации и осуществления трудовой деятельности.

Таким образом, сенсорная интеграция как психофизиологический феномен – это плод эволюции человека. Она изначально (от рождения) присуща, последовательно развивается и верно служит человеку, когда он здоров. В известной мере «сенсорная интеграция» присуща и животным (в рамках безусловных и условных рефлексов), в первую очередь позвоночным, имеющим сравнительно развитую нервную систему.

Соответственно, под «методом» сенсорной интеграции понимается совокупность психолого-педагогических и терапевтических приемов, а в отдельных случаях и медикаментозного лечения, направленная на активизацию и доведение собственно сенсорных компонентов конкретного человека до нормы или хотя бы до уровня, обеспечивающего успешную жизнедеятельность.

В широком смысле сенсорная интеграция, как метод, применима не только к детям, но и ко взрослым людям. Она практически используется психиатрами, неврологами и психотерапевтами, в том числе в условиях, например, санаторно-курортного лечения (душ Шарко, различные виды массажа, ароматерапия и т.п.).

Нарушения (дисфункции) сенсорной интеграции у человека могут быть связаны как с гипочувствительностью (ослаблением, дисфункцией) отдельных сенсорных систем или их сочетаний, так и с их гиперчувствительностью.

Нарушения могут быть временными, вызванными, например, расстройством сна, неполноценным питанием, утомляемостью, стрессом. А могут проистекать от более глубоких и скрытых причин: родовая травма, органическое поражение головного мозга при сильной гипоксии, химическое отравление, последствия вирусного заболевания, генетические наследственные особенности организма и иные факторы, в том числе запускающие у детей проявления «аутичного спектра», истинные корни которых медицинской наукой до сих пор до конца не выявлены. Сегодня, как и в прошлом, нивелируются главным образом симптомы детского аутизма, а не истинные причины заболевания, которые остаются в существенной мере неведомыми.

При всей сложности проблематики аутизма представляется важным констатировать, что для аутичных детей особенно характерна гиперчувствительность сенсорных систем, осложняющая их системную интеграцию мозгом.

Так, аутичные дети могут болезненно страдать от яркого света, громких звуков, в том числе педагогических «окриков», жесткой одежды, парфюмерных запахов, соленого или кислого вкуса и иных особенностей пищи. Они могут быстро терять равновесие при опоре на одну ногу или при хождении по узкой полосе. Зачастую передвигаются «на цыпочках». Могут бояться даже маленькой высоты, ступенек лестницы, водяной струи, бьющей из крана, или, наоборот, – не замечать окружающих опасностей и не придавать им значения.

Такие дети могут потеряться в «трех соснах», совершая прогулку, впасть в ступор, оказавшись в людской толпе, на пешеходном переходе, раздражаться, попав в непривычную обстановку, проявлять иные поведенческие «странности», безмерно удивляя и испытывая нервную систему педагогов и родителей.

Внешний мир выступает в мозгу аутистов как раздробленный и хаотичный. На этом фоне отдельные сенсорные системы детского организма могут дополнительно активизироваться, выполняя для «особого ребенка» компенсаторную и вспомогательную функцию. Если же и они дефектны (врожденная глухота, проблемы со зрением и т.п.), то это наверняка еще более осложняет жизнь аутичного малыша, ведет к задержке психического и интеллектуального развития и вызывает необходимость постоянного тьюторского сопровождения.

Как известно, признанным автором метода сенсорной интеграции считается американский специалист по трудотерапии, педагог-психолог Энн Джин Айрес (1920–1988), написавшая на эту тему две книги, переведенные на многие языки, и десятки авторских статей.

Однако уместно заметить, что изначальная идея данного метода, родившаяся у Энн Джин Айрес в середине прошлого века, по-видимому не относилась к терапии собственно аутичных детей. Да и понятие аутизма как синдрома и медицинского диагноза в те времена еще только начинало формироваться учеными и специалистами.

Практика показывает, что деликатная, ненавязчивая активизация вспомогательных сенсорных механизмов специальными упражнениями может существенно помочь аутичному ребенку. Однако существует риск так «наинтегрировать» его нервную систему, что получится обратный результат – устойчивый страх ребенка посещать детский сад и общаться с педагогами – «интеграторами».

Между тем метод сенсорной интеграции стал по-своему популярным. Судя по материалам из интернета, он востребован в педагогическом сообществе, среди родителей детей с ЗПР и претендует сегодня на педагогический бренд, продвигаемый в том числе профильным бизнесом.

Так, ООО «Мир Ощущений», созданное в 2005 г. С. Кашириной, с сетью филиалов по России организует консультацию, диагностику и занятия с детьми по методике «Томатис», делающей ставку на слуховые ощущения, а также работу выездного сенсорного детского лагеря в Болгарии.

Многие дошкольные образовательные учреждения, особенно частные детские сады и центры дошкольного развития, развернули новомодные сенсорные комнаты. Это особым образом оборудованные помещения, насыщенные различного рода стимуляторами, воздействующими на органы чувств: сухой бассейн, наполненный цветными шариками, развивающие подушки, детский лабиринт, висячие лестницы и подвесные «бревна», интерактивные теплочувствительные, а также светозвуковые панели, световые столы для рисования песком, воздушно-пузырьковые колонны и другое высокотехнологичное оборудование.

Рекламируется приобретение аналогичного оборудования для домашних условий. Соответственно растут коммерческие предложения на тему «сенсорной интеграции». Нельзя исключать, что они по-своему спекулируют на тревогах, незнании и растерянности родителей «особенных детей».

Рекомендации

Исходя из собственного опыта применения метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с аутичными детьми в условиях детского сада, представляется целесообразным:

1. Рекомендовать родителям и коллегам-педагогам критически относиться к коммерческим формам метода сенсорной интеграции и связанным с ним педагогическим методикам. Самостоятельное использование методик сенсорной интеграции родителями аутичных детей может быть рекомендовано исключительно после соответствующего обучения и под постоянным руководством специалиста (педагога-дефектолога, детского психолога).

2. В условиях инклюзивного дошкольного образования не допускать бесконтрольного пребывания аутичных детей в сенсорной комнате совместно с другими детьми во избежание психологической перегрузки и стрессов, осложняющих коррекционную работу.

3. Предпочитать индивидуальные занятия с аутичным ребенком в условиях отдельного кабинета педагога-дефектолога. При этом следует избегать парфюмерных запахов, способной «напрягать» его обоняние, яркой одежды, других беспокоящих факторов.

4. В процессе занятий по различным предметам осуществлять последовательно и деликатно активизацию различных сенсорных систем ребенка, а также их сочетаний, не нарушая его общее комфортное состояние.

Так, например, если аутичный малыш предпочитает в процессе общения раскачиваться, можно предложить делать это под ритмичную музыку или исполняя песенку. Затем продолжить ритмичные движения, закрыв глаза. Затем – взявшись с педагогом за руки. Руки ребенка можно попытаться гладить по ладошке или по ее тыльной стороне, если это не вызывает отрицательной реакции.

Существует великое множество терапевтических приемов (методик) такого рода, параллельно активизирующих различные сенсорные системы ребенка. Данные о них можно почерпнуть в специальной литературе, а также из материалов опыта педагогов, размещаемых в интернете.

5. На каждом занятии следует наряду с другими сенсорными системами непременно пытаться активизировать кинестетику ребенка – ощущение собственного тела в движении и поддержание вестибулярного равновесия. Для этого есть нехитрые приспособления в виде, например, качающихся балансировочных устройств (рис. 2), которыми желательно оснастить кабинет педагога-дефектолога.

Рис. 2. Активизация кинестетики в процессе индивидуальных занятий (с сайта https://minus­lavka­masterov.ru/).

6. Главной формой организации занятий с применением сенсорной интеграции, безусловно, является дидактическая игра, в которую следует вовлечь ребенка (рис. 3). Режиссура увлекательной и посильной для ребенка игры – это, пожалуй, главное в искусстве педагога-дефектолога при работе с аутичными детьми. Возможные игровые сценарии, среди которых можно подобрать те, которые будет полезны конкретному ребенку, с избытком представлены на соответствующих сайтах в интернете.

Рис. 3. Дидактическая игра «Расставь похожие фигурки» в кабинете педагога­дефектолога.

В игре задействуются все необходимые сенсорные системы организма, начинающие работать интегрально, с подключением обоих полушарий мозга ребенка.

7. Непрерывно координировать инициативы дефектолога в отношении конкретного ребенка с работой специалистов-смежников медицинского и психологического профиля, находящихся в штате детского дошкольного учреждения.

Соблюдая указанные рекомендации, можно в процессе индивидуальных занятий запустить и развить у малыша психоневрологические процессы, позволяющие скорректировать аутические проявления, и своевременно подготовить ребенка к этапу школьного образования.

Список литературы

  1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. – М.: Теревинф, 2009. http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-library1.php.
  2. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет». https://autism-frc.ru/education/monitoring/1265.
  3. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4: 133 сессия / Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет. – Женева, 8 апреля 2013 г. – 9 с.
  4.  Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Под ред. Е.В. Клочковой. Пер. с нем. К.А. Шарр. – М.: Теревинф, 2010.
  5. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА-терапии // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – №20. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20.
  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007.
  7. Шевченко А. 12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку. https://si-speech.ru/sensorna-integraciya/12-uprazhnenij-dlya-sensornoj-integracii.html
  8.  Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2013. – №2. – С. 33–45. https://autism-frc.ru/work/publishment/363.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.