ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Пудова Н.В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР разновозрастной группы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Полный текст

Пудова Наталья Васильевна – учитель-логопед, МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)

Статья о формировании коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР разновозрастной группы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Школа предъявляет высокие требования к коммуникативному развитию учащихся, которое включает умение правильно оформлять свои высказывания, как в устной, так и в письменной речи и их аргументирование, устанавливать межличностные контакты с педагогами и ровесниками в образовательном процессе. Особенно остро данная проблема выявлена у учащихся с ЗПР.

Из практики работы с детьми с ЗПР отмечено, что учащиеся данной категории имеют низкий уровень сформированности языковых средств и, как следствие, недостаточно понимают учебные задачи, словесные инструкции, с трудом овладевают учебными понятиями и терминами, имеют недостаточное развитие связной речи. Данные нарушения обусловлены низким уровнем познавательной деятельности. По уровню развития коммуникативной деятельности такие дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Данной проблемой занимались многие ученые и педагоги. В результате исследований К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других доказано, что коммуникативные навыки у детей не развиваются спонтанно, а формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Еще Л.С. Выготский отмечал социальный характер направленности речевых реакций и говорил о богатом развитии социальной функции речи.

От чего зависит эффективность общения и что мешает взаимопониманию людей? Одна из важнейших причин – это коммуникативные барьеры, то есть барьеры общения.

Барьеры общения – психологические препятствия на пути передачи информации в процессе человеческого взаимодействия. Возникновение таких барьеров приводит к потере или искажению информации. Рассмотрим барьеры общения, с которыми встречаемся в нашей работе: лингвистические, психологические (эмоциональные
и межличностные).

К лингвистическим барьерам можно отнести:

1. Фонетический барьер обусловлен искаженным произношением звуков, их заменой или отсутствием, перестановкой или пропуском слогов в словах, смазанной речью. Также этот барьер может иметь место, если ребёнок заикается, говорит скороговоркой, быстро и невыразительно или, наоборот, медленно и монотонно.

2. Лексический барьер обусловлен бедностью словарного запаса, своеобразием лексики, проявляющемся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

3. Грамматический барьер появляется, когда в речи есть нарушения грамматических конструкций, пропуски, перестановки, нарушение порядка слов, отсутствие предлогов, их неправильное употребление, нарушение грамматических форм слов.

4. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего стилю речи партнёра. Необходимо следить, чтобы наша речь не воспринималась ребёнком с ЗПР как слишком сложная, высокопарная, недоступная и т.д.

Все эти барьеры негативно влияют на общение и формирование у детей с ЗПР коммуникативных навыков в целом.

Перед специалистами, работающими с детьми с ЗПР, стоит общая цель: преодоление барьеров общения у дошкольников для более полноценного развития коммуникативных навыков.

Для достижения данной цели необходимо создание условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков.

Они включают в себя:

  • систему логопедической работы по развитию речи;
  • систему психологической коррекции по преодолению коммуникативных барьеров;
  • организацию взаимодействия в системе «логопед – родители» для создания коммуникативно-речевой среды.

Коммуникативно-речевая среда включает в себя два блока:

  1. Организация коммуникативных контактов в системе «ребенок – педагог», «ребенок – ребенок».
  2. Создание предпосылок речевого развития базовых речевых процессов на логопедических занятиях.

Для преодоления вышеперечисленного работа спланирована следующим образом: учитель-логопед решает проблемы речевого развития в рамках своей компетенции, направлений работы, целей и задач. Взаимодействие педагогов осуществляется по общим направлениям:

  • целеполагание (общие цели и задачи по работе с детьми с ЗПР);
  • комплексная диагностика и мониторинг коммуникативных навыков дошкольников;
  • коррекционно-развивающая деятельность по формированию коммуникативных навыков;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов, повышение их компетентности по вопросам речевого и психологического развития.

Прежде чем приступать к работе по формированию коммуникативных навыков, необходимо провести комплексную диагностику дошкольников.

Логопедическая диагностика дошкольников включает в себя исследования:

  • сенсомоторного уровня речи и навыков языкового анализа;
  • грамматического строя речи;
  • словаря и навыков словообразования;
  • понимания логико-грамматических отношений;
  • связной;
  • коммуникативных навыков.

Из таблицы видим, что более 50% дошкольников с ЗПР имеют низкий уровень развития речи. Особое внимание следует уделить развитию у дошкольников артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи.

На основе диагностических данных спланирована коррекционная деятельность с дошкольниками. Разработан план, направленный на формирование коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.

Работа учителя-логопеда направлена на преодоления лингвистических барьеров через формирование и развитие всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

В настоящее время существует достаточно большое количество пособий по развитию коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР, многие методы и приёмы, практические задания, упражнения, дидактические игры мы используем на своих занятиях с детьми с ЗПР.

В результате работы у дошкольников с ЗПР формируются умения и способности:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевых норма и правил;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект, передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • составлять устные монологические высказывания, сохраняя логику повествования, и аргументировать их.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда позволяет продуктивно решать задачи по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.