ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Пудова Н.В. Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников

Полный текст

Пудова Наталья Васильевна – учитель-логопед, МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)

Основной функций речи является коммуникативная функция или функция общения. Чтобы общение взрослеющего человека с окружающей средой было развивающим, нужно, чтобы родители и педагоги специально организовали это.

Дети очень активны. Они, перебирая игрушки, стучат погремушкой, выбрасывают их из кроватки на пол. После первого года активность детей выражается в ходьбе, лазанье, ползанье. Они передвигает предметы по комнате, переносят, укладывают их. На основе этих видов активности, благодаря руководству взрослого ребенку становятся доступными начальные формы игры, трудовой деятельности. У детей развиваются и специальные формы умственной активности. Они задают вопросы, наблюдают, рассуждают. Дети стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуются как общему успеху, так и своим достижениям.

Очень важно, чтобы эта активность детей вела к созданию у них правильных представлений об окружающем, освоению нужных навыков и закреплению полезных привычек.

Благодаря активности дети вступают в общение с окружающим миром. Без общения с людьми и действий с предметами дети не могут овладеть опытом взрослых людей, у них не формируются полезные привычки.

В правильно организованном пространстве, в повседневном общении ребенка с окружающими людьми совершается его умственное, речевое, физическое и нравственное развитие. Поэтому задачей учителя-логопеда является умение овладеть детской активностью и направить её по тому пути, который приводит к развитию у ребёнка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.

Рассматривая деятельность детей как форму организованного взрослыми упражнения его речи, памяти и наблюдательности, внимания и мышления, чувств и воли, можно считать, что именно содержание и организация активной деятельности детей в значительной мере определяют развитие отдельных черт личности. Таким образом, открывается возможность в известной мере влиять на сложный процесс психического развития детей.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Дошкольник овладевает тремя типами общения:

1) эмоциональное общение – первое полугодие жизни;

2) общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;

3) общение на основе речи – с 1,5–2 лет.

Перечисление трёх типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего, некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. Овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него (сначала рукой, а затем пальцем; сначала показ всего предмета, а затем чёткое выделение отдельных частей из целого) и, наконец, представить его.

Каждый тип общения имеет свои характерные особенности, которые обязательно нужно учитывать в работе с детьми.

Своеобразие эмоционального общения – это стремление у детей должен развить взрослый. Например, если склонившись над ребёнком, взрослый улыбается, то и ребёнок отвечает ему улыбкой.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, очень чётко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда дети начинают сами проявлять инициативу в общении со взрослым, главная задача состоит в том, чтобы максимально поддерживать его стремление к общению.

Особенностью общения на основе понимания является то, что дети, ещё не научившись говорить, уже выступают в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом. Наличие у детей ответной реакции позволяет судить о понимании обращённой к ним речи. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом. Не умея говорить, дети не всегда соглашаются с предложениями взрослого, жестом отстраняя то, что их не устраивает.

При правильном развитии речи дети раннего возраста быстро переходят к речевому типу общения. Вместе с тем взрослым не стоит торопиться, так как важно предоставить детям как можно больше возможностей для полного развития эмоционального общения и общения на основе понимания. Именно два этих типа общения, их полноценное развитие обеспечивает успешное развитие речевого типа общения. Дальнейшее руководство со стороны взрослого заключается в умелом переводе детей на всё более высокие ступени речевого общения.

Наиболее элементарной, но уже самостоятельной речью является ситуативная речь, содержание которой понятно на основе учёта ситуации общения. При этом у детей речевых средств общения ещё недостаточно: поэтому для пояснения своей мысли они широко пользуется жестами и мимикой в сочетании с указательными местоимениями (там, это, тут).

Дальнейшее развитие речи состоит в овладении элементами контекстной речи, когда содержание высказывания понятно из самого высказывания без учёта конкретной ситуации. В общении на основе речи ситуативная и контекстная речь сосуществуют, а взрослый обращается к той или другой речевой форме в зависимости от задач и условий общения.

Итак, в процессе логопедической коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать описанные общие закономерности развития общения на протяжении раннего и дошкольного возраста.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.