Редька Владислава Олеговна – магистрант, кафедра педагогики, Вятский государственный университет, г.о. Клин, Московская область, vladislava.redka@yandex.ru
Цель статьи – рассмотреть особенности управления проектом по песочной терапии в дошкольной образовательной организации. В статье определены принципы, компоненты, цели и задачи, а также этапы проекта по песочной терапии в ДОО, описан алгоритм управления проектом. Управление проектами в дошкольной организации позволяет осуществить оптимизацию внутренних и внешних процессов, проводится с использованием специальных, часто инновационных стратегий, реализовывать основные и дополнительные цели. Результатом становится повышение эффективности конкурентоспособности дошкольной образовательной организации. Управление проектом по песочной терапии имеет свой алгоритм управления. Образовательная направленность может корректировать алгоритм для наибольшего удобства осуществления проекта в рамках той или иной организации.
Ключевые слова: управление, управление проектом, проекты в ДОО, песочная терапия, планирование.
Современный информационный мир обладает широкими возможностями для применения различных методов и средств управления проектами, позволяющий четко определять цель, временные рамки, планировать проект, анализировать ресурсы, стоимость, контролировать осуществление проекта.
На данный момент можно говорить об успешном опыте управления как крупными, масштабными проектами, так и небольшими в различных областях деятельности, в том числе в дошкольных образовательных организациях. Современный мировой опыт включает в себя различные стандарты управления проектами, методики и средства, которые успешно применяются на практике в дошкольных образовательных организациях и позволяют достичь эффективных результатов.
Управление проектами реализует задачу эффективного и быстрого (в соответствии с поставленными сроками) достижения выделенных целей проекта. Грамотная организация позволяет разрабатывать алгоритмы по оптимальному распределению ресурсов в рамках проекта, а также, в результате, формировать специальные комплексы, которые могут быть в дальнейшем использованы с пользой для деятельности организации.
Цель – рассмотреть особенности управления проектом по песочной терапии в дошкольной образовательной организации
Управление проектами в дошкольной организации имеет свои особенности. Для понимания сущности управления проектом обратимся к трактовке понятия.
Проект представляет собой мероприятие или процесс, имеющий четкую цель, задачи, сроки. Как правило, целями проекта выступает получение результатов (инновационных) или создание уникального продукта. В целом, управление проектом представляет собой проведение конкретной деятельности для реализации намеченных задач. Управление подразумевает использование опыта, знаний, инструментария и методик для достижения этих задач.
Реализация проектов является частью функционирования каждой организации, проекты реализуются на базе целей организации, ее стратегии развития. Деятельность организации и проекты имеют отличия, хотя проекты относятся к деятельности организации. И тем не менее каждый конкретный проект имеет конкретную цель и конкретные сроки. Когда цель достигнута, проект завершается, а деятельность организации продолжается [9, c.113].
Рассмотрим основы управления проектами. Любая сложная система может быть охарактеризована рядом действий. Управление проектами включает в себя: определение требований к проекту; постановку четких целей проекта; определение коммуникаций для участников проекта с механизмами реализации; определение временных рамок; определение ресурсов и средств реализации проекта [13, c.24].
Каждое большое действие, в свою очередь, подразделяется на серию мелких, с определением этапов, которые включают в себя: старт проекта, планирование, исполнение, контроль, завершение.
Если определять метод проектов в качестве педагогической технологии, он представляет собой совокупность разнообразных приемов, методов и действий, воспроизведенных в той или иной последовательности с целью достижения поставленных задач. Методы, приемы и действия могут быть различными – поисковые, исследовательские, проблемные и т.д. Цель может представлять собой решение проблемы, создание какого-то продукта (например, образовательной услуги) и т.д. [20, c.111].
Вопросы проведения проектного управления в образовательных организациях исследовались О.Е. Лебедевым, А.Н. Дахиным, В.С. Лазаревым, П.И. Третьяковым и т.д. Исследовались разные направления и особенности управления проектами в образовательном учреждении. На базе предложенных исследователями дефиниций было сформулировано следующее определение управления проектами в образовательной организации: управление совокупностью образовательных и управленческих проектов, которые реализуются через параллельное и последовательное встраивание в систему деятельности дошкольной организации, задачей которой является достижение тех или иных целей, решение определенных проблем, стабилизация работы образовательной организации, обновление практики образовательных услуг. Достигается это при помощи своевременных и подготовленных процессов – планирование, организация, руководство, контролирование. Такое управление подразумевает использование различного инструментария [16, c.124].
При исследовании управления проектами в дошкольных организациях Л.Н. Прохоровой, С.В. Кузнецовым, Т.П. Колодяжной и т.д. изучались такие проблемы, как структура проектирования, роль проектов в организации работы дошкольной организации, социальный фактор в организации управления проектами, подготовка проектов и т.д. [9, c.167].
Так, Л.И. Колонтаева и А.И. Буренина рассматривают вопросы управления проектом, которые осуществляются в дошкольной организации совместно с педагогами ДОУ, родителями и детьми. Исследователи подчеркивают важность коллективной реализации проектов с позиции наибольшей пользы для дошкольников [10, c.94].
Управление проектом в дошкольной образовательной организации позволяет проводить координацию на всех уровнях реализации проекта. Чаще всего речь идет о проектах, направленных на реализацию тех или иных инновационных идей, а также создание нового продукта как образовательной услуги [17, c.81].
Песочную терапию можно назвать одним из используемых инновационных путей для развития и коррекции дошкольников, при этом управление проектом по реализации песочной терапии имеет свою специфику. Проект по песочной терапии реализуется коллективно – совместно педагогами, родителями и детьми.
С позиции управления проектом по песочной терапии от инициации (старта) проекта по песочной терапии до его завершения управление должно осуществляться эффективно, в соответствии с планированием, с учетом коррекции. Упрощенно этапы реализации проекта по песочной терапии можно представить следующим образом (Рис.1).
Рис. 1. Этапы реализации проекта по песочной терапии
Проект по песочной терапии управляется с целью наращивания образовательного потенциала образовательного учреждения и улучшения качества работы.
Отметим, что для образовательной организации наравне с технологическим инструментарием в управлении проектов важное значение имеет человеческий фактор, то есть фактор социальный, что в реализации проекта песочной терапии позволяет выйти на новый уровень.
В дошкольной образовательной организации можно выделить и основной инструментарий для управления проектами. Один из инструментов – программа развития, позволяющая трактовать ее содержание как направления для реализации проектов [13, c.71]. При управлении проектом по песочной терапии важно на процессе инициации и планирования включить проект в инструментарий.
Управление проектами предлагает подход к решению любых задач как к организации проекта. Любое действие в рамках образовательного учреждения, обладающее уникальностью, целью, с конкретными сроками исполнения, с обозначением ресурсов рассматривается как проект. Для проекта необходима также команда, которая будет его реализовывать. Для песочной терапии это воспитатели, специалисты детского сада [11, c.36].
Проекты имеют свои преимущества и сложности в реализации. К таким сложностям можно отнести ресурсы – необходимость финансового и кадрового обеспечения. Кадры – специалисты – должны обладать должными умениями и навыками для осуществления проекта. Возможно, это потребует повышения квалификации или дополнительного образования, что вызывает необходимость в финансовых вложениях организации. Возможно, для реализации проекта по песочной терапии потребуется повышение квалификации или привлечение стороннего специалиста для реализации проекта.
Еще один вопрос управления проектом – адаптация дошкольной организации к новой организационной культуре в связи с реализацией проекта по песочной терапии. Дополнительное планирование, специфика управления проектами внедряется в организационную культуру дошкольной организации, контроль, как правило, осуществляет руководитель. Песочная терапия позволяет провести такую адаптацию в рамках дошкольной образовательной организации.
Управление проектной деятельностью в рамках проекта песочной терапии рассматривается в локальной плоскости – когда речь идет конкретно о практической модели организации проектной деятельности педагогов в отдельно взятом ДОО. Система управления проектной деятельностью рассматривается как часть общей структуры деятельности ДОО.
Рассмотрим основные принципы управления проектом по песочной терапии в дошкольной образовательной организации:
Центральным компонентом проекта является алгоритм реализации управления проектом по песочной терапии в ДОО, отражающий непосредственно процесс деятельности, подразделённый на четыре этапа (нормативно-ценностный, структурно-логический, деятельностный, оценочно-коррекционный) и представленный как последовательность операций:
1) анализ исходного состояния уровня деятельности ДОО: собираются данные, позволяющие выявить проблему (анализируются показатели эффективности и качества деятельности ДОО, их соответствие современным требованиям, выявляются потребности населения и др.), соответствующим образом подготавливаются, предварительно структурируются и обобщаются в промежуточном балансе;
2) определение базисных оснований деятельности: осуществляется выбор проекта, фиксируются его конкретные цели, идеи, задачи, формируется организационная структура;
3) определение научных основ и принципов деятельности: уточняется структура образовательной парадигмы, её содержательное наполнение; разрабатывается концепция, формулируются принципы деятельности, определяется перечень используемых образовательных программ, технологий, методов;
4) проектирование содержания деятельности: разрабатывается и утверждается план проекта (структурный, календарный, ресурсный), определяются ключевые подпроекты и их взаимная зависимость, происходит формирование команды проекта, выбор руководителей и членов малых проектных групп; разрабатываются критерии и показатели результативности проекта;
5) проектирование процесса исполнения проекта: предполагает непосредственную деятельность по реализации целей и задач проекта, включающую всех субъектов образовательного процесса ДОО (сотрудники, семьи, воспитанники, внешние партнёры);
6) проектирование контрольно-оценочного и коррекционно-регулятивного сопровождения деятельности включает проверку, оценку и коррекцию целеполагания деятельности, процесса, условий и результатов реализации проектов в рамках текущей и итоговой деятельности, проектирование способов и форм оценки её эффективности через проведение сравнительного мониторинга и анализа полученных данных;
7) завершение деятельности по проекту: предполагает достижение поставленных целей, подтверждённое оценкой результатов с помощью разработанной системы показателей; составление отчётности по проекту; обобщение разработанных материалов и их внедрение в образовательный процесс.
Управление проектом по песочной терапии имеет свой алгоритм:
Этапы алгоритма и ожидаемые результаты представлены в табл. 1.
Цель проекта по песочной терапии – развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
С позиции управления проектами и выведенного определения уточним задачи проекта по песочной терапии в дошкольной образовательной организации:
Эффективное управление проектом по песочной терапии позволяет расширить рамки возможностей дошкольной образовательной организации, обновить возможности работы с детьми, повысить эффективность воспитательной и образовательной работы.
Результатом реализации управления проектом по песочной терапии должно стать повышение эффективности деятельности, выраженное в росте показателей результативности работы учреждения по отношению к прошлым достижениям.
Таким образом, была рассмотрена сущность управления проектом по песочной терапии в дошкольной образовательной организации. Управление проектами в дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность образовательных и управленческих проектов, которые реализуются через последовательное и параллельное встраивание в систему деятельности дошкольной образовательной организации, направленное на достижение поставленных целей, решение задач, обновление практики образовательных услуг.
Управление проектами в дошкольной организации позволяет осуществить оптимизацию внутренних и внешних процессов, проводится с использованием специальных, часто инновационных стратегий, реализовывать основные и дополнительные цели. Результатом становится повышение эффективности конкурентоспособности дошкольной образовательной организации. Управление проектом по песочной терапии имеет свой алгоритм управления. Образовательная направленность может корректировать алгоритм для наибольшего удобства осуществления проекта в рамках той или иной организации.
Цель проекта по песочной терапии – развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком, способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Ваша корзина пуста