На современном этапе развития дошкольного образования для обеспечения полноценного развития личности ребёнка необходима интеграция семейного воспитания и дошкольного образования, сотрудничество, партнерство семьи и образовательного учреждения.
Под партнерством понимается взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и признанием ответственности сторон за результат». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. А в «Словаре русского языка» Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: – взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.
Задача детского сада стать открытым для семьи, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, оказывать педагогическую помощь, привлекать на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и развитии ребёнка, помогать раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня малоэффективны. Актуальным становится вопрос: как заинтересовать родителей в совместной работе, завоевать доверие, убедить в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения и сделать их участниками воспитательного процесса?
В детском саду реализуются различные формы работы с родителями: беседы, собрания в нетрадиционных формах организации, семинары-практикумы, дни открытых дверей, совместные экскурсии, досуги, развлечения, консультации, круглый стол, тренинги и деловые игры, мастер-классы, родительские клубы, участие родителей в семейных выставках, конкурсах семейных талантов, организован телефон доверия, родительская почта «Копилка родительских вопросов» и др.
Несмотря на разнообразие данных форм, родители оставались лишь пассивными участниками образовательного процесса, но в то же время их стало интересовать множество вопросов по воспитанию, развитию и сохранению здоровья детей.
Именно поэтому у нас родилась идея реализации долгосрочного педагогического проекта «Школа дошкольных наук», где включение родителей в образовательный процесс детского сада осуществляется через организацию тематических «Дней открытых дверей» в новом формате (используются активные формы взаимодействия с родителями в течение всего дня пребывания дошкольников в детском саду).
Данный проект направлен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи. С одной стороны, дошкольное учреждение становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны – сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
На первом этапе в результате анализа вопросов «родительской почты» и анализа анкетирования родителей «Давайте вместе узнавать?» определились наиболее актуальные темы для обсуждения с родителями, по которым ранее возникало много вопросов или отмечалось недостаточное внимание к проблеме у некоторых родителей. Также некоторые темы были приурочены к знаменательным датам и соответствовали календарно-тематическому планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Темы были распределены по месяцам:
Январь – «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»;
Февраль – «Безопасность детей – забота взрослых»;
Март – «Красота спасет мир»;
Апрель – «Здоровье, спорт, движенье – всех целей достиженье»;
Май – «Я – патриот своей страны»;
Июнь, июль – «Полезные и вредные привычки»;
Август – «Люби и знай свой Коми край»;
Сентябрь – «Истина – Добро – Красота»;
Октябрь – «Умники и умницы»;
Ноябрь – «Права ребёнка – общая забота»;
Декабрь «В ожидании чуда».
На втором этапе перед проведением каждого дня открытых дверей творческой группой, в которую входили педагоги, специалисты и старший воспитатель учреждения, из предложенных педагогами совместных с воспитанниками и родителями мероприятий определялись формы взаимодействия с родителями, составлялась программа Дня открытых дверей.
В программе указывалось мероприятие, время и место его проведения, чтобы каждый родитель по своему желанию мог посетить в этот день любые заинтересовавшие его мероприятия. Родителям предлагалось принять участие в любых мероприятиях в течение всего Дня открытых дверей (круглые столы, совместные с воспитанниками мастер-классы разнообразной тематики, разнообразные выставки творческих работ, созданных совместно родителями и воспитанниками, совместные мероприятия родителей и детей, разнообразные акции, экскурсии, дегустации, встречи с интересными людьми, фестивали и другие).
Приглашения для родителей каждой группы на Дни открытых дверей создавали их дети. Организовывались тематические дни один раз в месяц. В каждой группе родителям заранее предлагалась для ознакомления Программа мероприятий, чтобы была возможность скорректировать свои планы в этот день.
Рассмотрим несколько таких дней.
Всех родителей интересовала организация питания воспитанников, многие не понимали, зачем в детском саду готовят каждый день каши, рыбные, творожные блюда, винегрет и некоторые салаты. Просили убрать из меню сельдь. Очень беспокоились по поводу санитарного состояния пищеблока. Воспитанники и педагоги детского сада радушно встречали родителей, пожелавших участвовать в мероприятиях Дня открытых дверей, посвящённого вопросам организации питания воспитанников в детском саду и дома, – первой странички проекта «Школа дошкольных наук».
Вниманию посетителей были представлены: «Книжный дворик», где родители познакомились с литературой по организации рационального питания, выставкой стенгазет «Вкусная каша – сила наша!», выставкой творческих работ «Витаминная гостиная». Воспитанники познакомили родителей с презентациями детских проектов по теме «Здоровье на тарелочке».
В ходе экскурсии родители познакомились с организацией работы пищеблока, с условиями приготовления пищи и хранения продуктов.
Участвуя в работе круглого стола, родители познакомились с принципами организации питания детей, с понятиями «натуральные нормы питания», «десятидневное меню», рекомендациями по правильному питанию детей дошкольного возраста дома. В процессе дегустации спорных блюд детского питания пришли к выводу, что это вкусно и достойно остаётся в детском меню.
Дети старшего дошкольного возраста пригласили всех желающих участвовать в мастер-классе «Мы готовим винегрет», также родители приняли участие в беседах и изготовлении творческих работ с детьми младшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты – витаминные продукты», участвовали в ярком музыкальном флешмобе «Овощное ассорти», воспитанники познакомили с правилами сервировки стола и столового этикета.
Второй День открытых дверей назывался «Безопасность детей – забота взрослых». Родители с детьми участвовали в разнообразных развлечениях, в театрализованных играх, в мастер-классе по изготовлению сувениров из светоотражающей ленты, в совместных викторинах по формированию безопасного поведения на улице. С детьми старшего дошкольного возраста родители изготовили макет «Улица нашего города», познакомились с рекомендациями по воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасного поведения дошкольников в быту, в природе, социуме. Много интересных впечатлений произвела встреча воспитанников и родителей с инспектором пожарной охраны, и инспектором ГИБДД ОВД г. Воркуты.
Третий День открытых дверей прошел под девизом «Красота спасёт мир» и был посвящен вопросам художественно-эстетического развития дошкольников, формированию творческих способностей и организации совместной художественно-творческой деятельности, творческих семейных досугов и возрождению семейных традиций.
Родители посетили выставку совместных творческих работ «Красота спасёт мир», созданных совместно родителями, детьми и педагогами учреждения. Принимали участиев разнообразной совместной деятельности со своими детьми – много впечатлений произвели мастер-классы педагогов и родителей, где сами мастера знакомили всех желающих с разнообразными техниками изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества. Родители с детьми изготавливали сувениры в техниках «Квилинг», «Бисероплетение», «Бумажная пластика» (оригами), «Пластилинография», создавали эстампы и миниатюры из солёного теста, «цветную соль» и делали сувениры из «цветной соли».
Дети старшего дошкольного возраста учили гостей создавать из природного материала «Рамочку» для семейной фотографии. А мамы воспитанниц не упустили возможность научиться у педагогов и младших воспитателей декоративному плетению кос своим дочерям.
В «музыкальной гостиной» в этот день гости познакомились с рекомендациями музыкального руководителя по организации семейных праздников и творческих вечеров, где каждый сможет проявить свои творческие способности и сделать семейный вечер интересным и незабываемым. Так же и родители поделились опытом семейного воспитания, развития семейных традиций.
Закончился день ярким и красочным музыкально-художественным фестивалем – конкурсом семейных талантов «Зажги свою звезду!». Это необыкновенный фестиваль, к нему готовятся всей семьей, дружно выбирая номера и решая, кто из членов семьи выступит с творческим номером в следующих номинациях: «Звонкие голоса», «Веселые ритмы», «Озорной калейдоскоп» и «Поэтические рифмы».
Фестиваль ежегодный, ставший традиционным, организовывался уже четвёртый раз. Все участники отмечаются дипломами, кубками и Призом зрительских симпатий. И зрители, и участники фестиваля «Зажги свою звезду» получают заряд хорошего настроения!
Четвёртая встреча с родителями в рамках проекта «Школа дошкольных наук» по теме «Здоровье, спорт, движенье – всех целей достиженье!» была посвящена вопросу физического развития дошкольников, формированию навыков здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Родители участвовали в флешмобе «На зарядку становись!», в совместных спортивных развлечениях, мастер-классах по формированию правильной осанки и двигательных умений, по развитию физических качеств с помощью спортивных мячей (фитболов), степ-платформ и разнообразного физкультурного оборудования. Много впечатлений на воспитанников и родителей произвели встречи и мастер-классы тренеров детско-юношеской спортивной школы г. Воркуты по баскетболу, художественной гимнастике, карате кёкусинкай.
Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что родители имели возможность в удобное для них время прийти в группу; понаблюдать, чем занят ребенок; поучаствовать в совместной деятельности с детьми и т.д. Педагоги старались создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность проявить себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах или неудачах.
У родителей появилась возможность больше узнать о своих детях, их интересах, достижениях и трудностях. А дошкольники, участвуя с родителями в интересной деятельности, чувствовали поддержку родителей, испытывали радость от общения, чувство гордости, что способствует развитию детско-родительских отношений.
Наблюдая за своим ребенком в непривычной для них обстановке, родители замечали, как он общается, чем занимается, как к нему относятся сверстники и как он выстраивает взаимоотношение с окружающими. Идет невольное сравнение: есть ли проблемы, почему ребёнок в детском саду ведет себя иначе, чем дома? Запускается рефлексивная деятельность: всё ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться?
Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствовали удачные приемы педагога, обогащая содержание домашнего воспитания.
При подведении итогов реализации проекта можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определённые положительные результаты:
• постепенно меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, исчезает формальное общение;
• создана атмосфера взаимодействия, доверительного делового контакта;
• увеличилось количество участников и активность родителей в совместных мероприятиях, в конкурсном движении, родители стали активными участниками встреч;
• увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересов, способностей и проблем;
• созданы условия для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• улучшилась пространственная предметно-развивающая среда групп;
• увеличилось количество родителей, полностью удовлетворенных образовательными услугами и условиями пребывания воспитанников в учреждении;
• исчезли жалобы;
• повысилось качество образовательного процесса.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители
с удовольствием поддерживают нас.
По итогам мониторинга удовлетворённости родителей воспитанников учреждения качеством предоставляемых образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу 97,5% родителей, принявших участие в анкетировании, полностью удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг, и 100% родителей готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
Таким образом, реализация проекта «Школа дошкольных наук» посредством организации тематических Дней открытых дверей позволила создать благоприятные условия для эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.
Ваша корзина пуста