Щурова Виктория Николаевна – воспитатель, МБДОУ детский сад №142 (г. Тверь, Россия), ds142@detsad.tver.ru
В статье рассматривается использование топонимики в образовательной деятельности с детьми в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Ключевые слова: топонимика, топонимический материал, патриотизм, дошкольное воспитание, дошкольник, нравственно-патриотическое воспитание.
Чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине – это начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Главная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны. Какие приемы использовать, что для этого предпринимать? Ответом этому стало использование в работе с детьми топонимического материала, который стимулирует их интерес к изучению прошлого и настоящего малой родины путём поиска познавательного материала, а также связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях.
Я познакомилась с традиционными взглядами некоторых ученых и известных педагогов, а также с результатами современных подходов и опытом других регионов по использованию топонимики в образовательной деятельности с детьми.
Малой родиной для моих воспитанников является исторический и культурный центр – город Тверь, ознакомление с которым я начинаю с самого простого и близкого для каждого из детей – адресом. Задаче – замотивировать на усвоение понятий (улица, город, деревня, страна), их значении, мне помогли мультипликационные топонимы, которые также учат ребят различать сказочные и реальные географические объекты.
Мы познакомились с адресом сказочного персонажа – Бабы-Яги, которая имеет на тверской земле свою резиденцию (Тверская область, город Калязин, улица Речная, 19 Б).
При ознакомлении детей с микрорайоном, в котором живут мои воспитанники и находится детский сад, я обратила внимание детей на то, что до недавнего времени в микрорайоне было всего 5 улиц, среди них: Королева и Можайского, а в названиях новых улиц, новостроек есть что-то одинаковое, предложила детям высказаться на уровне ассоциации. Проблемные вопросы: «Что объединяет? Почему? Как найти ответ?» Подвела детей к использованию приемов: «Спросить у взрослых людей», «Прочитать в познавательной литературе», «Узнать в интернете». Так, разделившись на три подгруппы, мы с ребятами выяснили, что с 1926 года на месте нашего микрорайона был пассажирский аэродром с многоцелевым авиаотрядом. А улицы Можайского и Королева говорят сами за себя. Дети увлеклись работой с картой города, заинтересовались разгадкой этимологических вопросов.
Расскажу о некоторых формах работы с детьми по использованию топонимического материала в различных образовательных областях.
В любой программе есть тема «Мой город». Рассматривая и сравнивая фотографии старинного и современного города, мы решаем с детьми этимологические загадки: почему наш город сохраняет исторический облик XVIII века, что такое «версальское трехлучие» и «сплошная фасада», какую роль в истории города сыграла Екатерина Великая. В форме экскурсий (виртуальных, а иногда и реальных) знакомлю с историческими и современными (авангардными) объектами – даю представление о различных видах архитектуры. Данную информацию дети используют в самостоятельной деятельности.
Также ознакомление с окружающим миром не проходит без знакомства детей с профессиями людей, продуктами их деятельности. Какой тверитянин не гордится двухэтажными вагонами, изготовленными на Тверской вагоностроительном заводе к Олимпиаде-2014, или успешным опытом локализации одного из самых востребованных видов строительно-дорожной техники – экскаватором-погрузчиком, книгами тверских полиграфкомбинатов и др. Используя приемы проблемного вопроса, развивающего диалога, помогаю связать представления детей о рабочих поселках (Вагонников, Элеватор, проезда Швейников, улиц Железнодорожников, Текстильщиков) с промышленными объектами, пробудить интерес к их продукции. Тем самым формируется ранняя профориентация дошкольников, воспитывается интерес к профессиям, востребованным в нашем городе (улицы Учительская, Химиков, Литейщиков, Кузнецкая, Мукомольная, Металлистов).
Не забываю и про историю. До сегодняшних дней сохранился исторический промышленный Морозовский городок, который на Всемирной выставке в Париже в 1900 году был назван лучшим рабочим городком мира. Мы с детьми рассматриваем фотографии исторических зданий суконной мануфактуры Саввы Морозова, среди которых не только казармы, но и свой театр и даже астрономическая башня. Там действительно стоял телескоп, и можно было наблюдать за звездами, который до сих пор работает, но… в другом месте.
Тверь во все времена была и остается культурной столицей. Любителей классики влечет на Театральную площадь. Ознакомление с историей и посещение объектов культуры, которые не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых – вот главная форма воспитания у детей любви к родному городу. Умение делиться впечатлениями, пересказать, составлять творческие рассказы, сказки, загадки, передача эмоционально чувственного опыта в театрализованных играх, инсценировках – показатель творческой активности детей в различных видах деятельности.
Всем жителям тверской земли прекрасно известно, что у нас есть свой Арбат (ул. Трехсвятская), где можно познакомиться с творчеством современных художников и бардов, приобрести на ярмарках сувениры тверских промыслов, с которым я знакомлю детей в рамках познавательных тем, а также увидеть памятники знаменитым людям искусства, прославившим Тверь.
Город мужества, чести и славы,
Наших дней – золотая звезда.
И зовут тебя Тверью по праву,
Потому что ты нравом тверда.
Это строки гимна Тверской области, написанные А. Дементьевым, нашим земляком, в честь которого названа улица в центре города и находится знаменитый Дом поэзии.
Ознакомление дошкольников с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне – одна из задач патриотического воспитания. Хочется видеть живой отклик в глазах и душах детей, но как этого добиться?
Проект «Этих дней не смолкнет слава» позволил детям раскрыть этимологические значения названий улиц, связанных с именами героев ВОВ, вызвал интерес к изучению генеалогического древа своей семьи.
В общей системе речевой работы в нашем детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают значительное место. И это закономерно. Ведь слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Таким образом, с помощью топонимики помогаю детям узнать новые слова, закрепить полученные знания и представления. Например, знакомлю ребят с лексическим значением исторических и современных названий улиц, площадей; интересных названий; отрабатываю с детьми правильное произношение различных топонимов от простых к сложным; совершенствую с дошкольниками ясность и четкость речи через географические чистоговорки, скороговорки, загадки.
Внедряя и адаптируя топонимику в образовательный процесс детского сада, мы с коллегами создали перспективный план использования топонимического материала в рамках календарно-тематического плана, а также поддержания интереса детей к окружающему миру, наработали практический материал для работы с детьми: приемы организации образовательных ситуаций, географические загадки, презентации, подборки видео и мультфильмов. Для поддержания интереса детей в самостоятельной деятельности изготовлены лэпбуки, с помощью родителей собраны коллекции открыток, значков, символов, магнитиков, которые дети с удовольствием приносят после выходных.
Результат использования топонимического материала в образовательной деятельности можно отметить у всех участников образовательных отношений.
Хочу подчеркнуть универсальность и практическую значимость использования топонимики в решении задач нравственно-патриотического воспитания: можно использовать в рамках любых образовательных программ, сочетается с приемами развивающего и проблемного обучения (проектная деятельность, методика трех вопросов, развивающий диалог,), можно использовать в различных режимных моментах, учитывается интеграция образовательных областей и видов детской деятельности, дает детям свободу выбора оптимальных путей решения этимологических загадок. Это способствует не только интеллектуальному развитию детей, но и чувственному восприятию ими окружающего мира в целом и культуры в частности. Уверенность детей в себе, коммуникация со сверстниками и взрослыми, любознательность, навыки ведущей деятельности: всё это – показатель социализации ребенка, сформированности его личностных качеств, которые необходимы в школе и последующей жизни, что и требует Федеральный стандарт дошкольного образования. Уверена, что мои воспитанники не будут теми Иванами, не помнящими родства.
Ваша корзина пуста