ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Шиян О.А., Милькеева М.А., Оськина Ю.О. Проект «Превращения в детском саду»: приключения в стране мышления

Полный текст
Правила использования

«Превращения» – это программа развития творческих способностей детей.

Детское творчество – сложная тема: кто-то считает, что творить детям еще рано, кто-то – наоборот, что все детские произведения и высказывания необычные, а значит, творческие.
На самом деле всё гораздо сложнее, но и интереснее. Детское творчество может разглядеть и поддержать только человек, который сам умеет мыслить парадоксами и придумывать новое.
Творчество – это умение решать парадоксальные задачи, не бояться противоречий, смело искать решения, казалось бы, неразрешимых ситуаций, то есть применять диалектическое мышление.

С двумя детскими садами в 2021–2022 учебном году мы начали осваивать способы поддержки и развития детского творчества.

Ведущие семинаров: Ольга Шиян, Мария Милькеева, Юлия Оськина.

Что происходило на семинарах:

  • Мы получали совместный опыт решения задач – прежде чем учить плавать других, важно научиться самим, решать трудные задачки и получать от этого удовольствие. Дискуссии, где каждый может искать аргумент, попробовать отстоять не только собственную позицию, но и понять позицию оппонента и найти новое решение задачи, проходили очень живо.
  • Удивлялись. Удивление – умная эмоция: умение обнаружить, что жизнь не соответствует твоим ожиданиям. Именно с удивления начинается мышление и исследование. Умеющий удивляться педагог сможет «заразить» удивлением и детей – и открыть им мир как пространство поиска. А главное для педагога – научиться удивляться детским удивлениям и вопросам, «навострить ухо» для того, чтобы слышать детские идеи и открытия. Это колоссальный источник энергии.
  • Учились вести диалог. Дискуссия – это мышление, развернутое вовне – тот, кто умеет слушать собеседника, возражать ему и соглашаться с ним, сможет и самостоятельно мыслить.
  • Анализировали детские вопросы и учились превращать их в вопросы для обсуждения со всей группой.
  • Учились возражать друг другу и даже критиковать аргументы друг друга.
  • Про слово «критика». Вообще, в нашей традиции это слово с неприятным привкусом, в нем «звякает» металл – мы привыкли, что критика – это что-то про меня, про то, какой я – плохой, некомпетентный, не справляюсь и т.д.
  • Но совсем не то, когда речь про МЫШЛЕНИЕ. Ведь мышление – это не про поиск правильного ответа – для этого достаточно памяти. Мышление – про поиск решения задачи! И если я смотрю, не правильно ли ты ответил, а анализирую, ПОДХОДИТ ли решение, решает ли оно задачу – то критика прямо обязательна – без нее я не пойму, надо думать дальше или уже ура. Это критика не человека, а решения – мы приглашаем.
  • И если воспитатель не оценивает, правильный твой ответ или нет, а рассуждает, решена ли задача, то он не НАД детьми (твой ответ подошел, а твой – нет), а ВМЕСТЕ с детьми играет ПРОТИВ задачи!
  • Если вы ищете ответ на вопрос, как можно «прибыть и пешком, и верхом одновременно», ребенок говорит, например, «это если кто-то придет пешком, а кто-то приедет на поезде», то вполне можно ответить: «понимаешь, ведь тогда это не одновременно, а в задачке-то надо, чтобы одновременно»!
  • И тогда это не может быть ОБИДНО, потому что это не про правильность, а про решение!
  • И это тот случай, когда «критика» не противоположна помощи, а сама становится помощью!!
  • Обнаруживали развитие в мире – оказывается, глядя на объект или явление, мы можем вспоминать или восстанавливать его прошлое и прогнозировать и придумывать будущее. Жить в развивающемся мире – увлекательно!
  • Проектировали образовательные события: думали, как обнаруживать с детьми возможность и необходимость мышления в жизни, для разрешения возникающих конфликтов и противоречий.

Мария Милькеева, Юлия Оськина

С самого начала в приоритете был интерес – показать, что нас окружают противоречивые ситуации, в каждой ситуации можно поймать противоположности и использовать это. Диалектика – это не что-то далекое на страницах научных трудов. Она в нашей жизни! И в жизни детей. Поэтому на семинарах постоянно происходило проживание решения задач, пробы и ошибки, обсуждения. И сразу обсуждалось, как это попробовать с детьми? Как принести задачу в группу? Чего ждать?

Отдельной особенностью является подвижность курса. Конечно, в нем есть модули, обязательные темы, логика. Но при этом он «живой», благодаря постоянной включенности участников. С каждой группой происходит совместное рождение курса именно для этой группы педагогов, именно для тех детей, с которыми работают воспитатели. Этот индивидуальный подход дает возможность участникам:

  • продвигаться в материале курса в своем темпе.
  • останавливаться дольше на сложных для этих участников темах.
  • возвращаться к темам, когда возникают новые вопросы в другой теме.
  • больше пробовать решать задачи с детьми, обсуждать свой опыт.
  • обращаться за консультациями к ведущим и планировать их столько, сколько на данный момент необходимо.

Встречи в таком формате дают большой заряд энергии и мотивации как для участников, так и для ведущих. Появляется настоящее сообщество, в котором растет доверие друг к другу и появляется желание учиться друг у друга.

Для нас очень важно, что разные команды, с разным уровнем подготовки, с разными страхами, с разным уровнем включенности смогут прийти к своему собственному результату. Этот год был очень ценным. У нас как ведущих тоже было много открытий, благодаря работе с командами, но самым приятным было как раз совместное понимание результата как процесса и постоянного движения участников семинаров. Поэтому и точку в работе с коллегами мы в этом году не ставили, процесс превращений запущен!

Дадим слово командам – участникам процесса: что же произошло за это время? Это отзывы педагогов и живые зарисовки из детсадовских групп.

«Превращения» – ЗАЧЕМ?

Детский сад №56 города Костромы.

Кузьмина Вероника Владимировна, старший воспитатель

Дано: педагогическая команда детского сада, достаточно хорошо мотивированная на развитие, участвующая в конференциях, работающая над созданием условий, обеспечивающих качественное образование, регулярно организующая на своей площадке стажировки – педагогическая команда детского сада №56 города Костромы. Педагоги многое умеют, немало знают.

Вопрос: как старшему воспитателю сделать так, чтобы педагоги получали удовольствие от работы и постоянно видели для себя маячки для развития, учились различать моменты, которые не приводят к задуманному результату, выделять профессиональные дефициты?

Рассуждая об этом год назад, я видела два пути:

1) Дать возможность совершенствовать профессиональные умения, в том числе демонстрировать их профессиональному сообществу и утверждаться в том, что то, что они делают – они делают интересно для других! Быть интересным своим коллегам – это точно в удовольствие!

2) Бежать впереди и размечать путь для развития, по которому весело и с удовольствием пойдут педагоги.

Ни тот, ни другой путь меня не устраивал. Первый замыкал коллектив на том, что они уже освоили и лишал сомнений в том, что возможно иначе. Второй путь был вполне рабочим и развивающим, хорошо опробованным. Но вся загвоздка была в том, что бежать впереди приходилось всё быстрее, воспитатели и специалисты вошли во вкус и развитие стало потребностью. При этом мне очень хотелось сделать так, чтобы постепенно траекторию профессионального развития педагог мог выстроить себе сам. И, оставаясь в команде и работая над общими целями, приобретал профессиональную индивидуальность и держал в фокусе задачи детского развития. Педагог, который это сможет – педагог с особым типом мышления. Ему нужно уметь ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, находить аргументы, иногда совмещать несовместимое. И вот тогда пришла мысль, что раз есть программа, которая создает условия для того, чтобы всему перечисленному учились дошкольники, она наверняка подойдет и для педагогов: реализуя её с детьми, педагоги совершенно точно будут развиваться в этом же направлении. Вот так мы пришли в программу «Превращения».С начала учебного года мы учились видеть противоположные позиции, проводить дискуссии, аргументировать, работать с циклом (восхищаясь, что в нём тоже есть противоположности!), решать диалектические задачи и придумывать их, проектировать образовательные события на основе диалектических задач, обращать внимание на точность формулировки вопроса, работать с детскими историями.

Год в программе – это начало пути. Что уже сейчас очень заметно (намеренно держу фокус на педагогах):

  • изменилось качество аргументов. На семинарах, педагогических встречах, в чатах аргументы весомые и четкие;
  • в диалогах с коллегами и родителями возросло количество уточняющих вопросов, видно, как умеют выделять важное и главное в высказываниях собеседника и прояснять нужное;
  • в неприятных моментах педагоги практически всегда выделяют хорошее. Это дает опору, позволяет посмотреть на сложную ситуацию под другим углом;
  • предлагают заметно больше решений при возникновении трудности, быстрее находят выход из ситуации, требующей нестандартного решения.

Всё это бесценно не только в профессиональной сфере – в работе с детьми и родителями, – но и в жизни, постоянно требующей решения нетривиальных задач.

Что изменилось после «Превращений»?

Еремеева Мария Николаевна, воспитатель

На данный момент я осознаю, а как же было раньше, без «Превращений»? – мне было трудно.

Теперь в моей рабочей копилке много способов решения любых ситуаций, которые раньше меня могли бы поставить в тупик.

Я думаю, что многие педагоги в ситуации «спора детей» готовы сделать всё, чтобы этот спор быстрее закончился и обошелся без драки. Раньше меня тоже пугали детские споры, хотя где-то в глубине души я понимала, что так я могу навязать свои модели действий и загубить при этом собственные решения детей. Но я понимала, что мне не хватает умений справляться с этими конфликтами. Дискуссия оказалась моим спасением. Согласен / не согласен. А в дальнейшем они вообще смогли.

Теперь умение рассуждать вместе с детьми для меня – это возможность совместно искать ответы. Раньше наши пятилетки готовы были слушать только себя. Но когда я могу показать, что их аргументов недостаточно и нужно искать новые, белее весомые, они начинают слушать друг друга, могут соглашаться и не соглашаться и даже искать плюсы в противоположном для себя аргументе. И моя роль совершенно меняется: я уже не навязываю свою идею, а создаю ситуации, в которых у детей формируется собственная точка зрения, так как они уже могут, собственно, аргументировать свои действия или решения.

Утешева Любовь Петровна, воспитатель

Зачем мне было необходимо «Превращение» и всё, что было с ним связано?! Само по себе слов ПРЕВРАЩЕНИЕ говорит о какой-то таинственности и неизвестности, а взрослые, как дети, тоже тянутся ко всему неизведанному, и даже, если ты выходишь из зоны комфорта, то само по себе превращение не перестает быть увлекательным и интересным. Если сказать, что «Превращение» мне было нужно для того, чтобы научиться чему-то новому – это не сказать по сути ничего, поэтому скажу наоборот, «Превращение» мне было нужно для того, чтобы разучиться…

Зачастую мы не задумываемся, что прошлые, укоренившиеся в нас модели и знания уже неактуальны и могут помешать нам выстроить тот или иной процесс грамотно, задать правильное направление…

Так вот, чему же я разучилась благодаря «Превращению»?!

В большей мере, это связано с превращениями внутри себя самой, в первую очередь, я разучилась навязывать свое мнение – для меня эта была главная победа над собой. Скажу честно, было непросто контролировать себя, но я осознавала, что это важно и нужно. На сегодняшний день я уже чувствую разницу между той, какой я была ДО, и как изменилась ПОСЛЕ: принимая мнение другого (будь это ребенок или взрослый), ты даешь понять собеседнику, что тебе «НЕ ВСЁ РАВНО», и тем самым начинаешь доверять сам и проникаются доверием к тебе.

«Превращение» помогло мне разучиться видеть в ПЛОХОМ только ПЛОХОЕ. Я поняла, насколько это классно – находить положительные моменты и выходы из самых негативных ситуаций и даже событий: не надевать розовые очки, а делать осознанный выбор, ставить и решать для себя диалектические задачи. И здесь же опять про мое внутреннее превращение: установка на поиск позитивного в негативном дает мне возможность почувствовать себя счастливее, и, я бы сказала успешнее, я стала более устойчивой к стрессам, стала ощущать внутренний комфорт и равновесие.

Я разучилась, скажем так, «рубить с плеча», если раньше я принимала спонтанные и необдуманные решения, то сейчас я стала больше анализировать: рассуждать, обсуждать (в хорошем смысле этого слова), сравнивать, сопоставлять…

Конечно, всего не уместишь на одной странице… «Превращение» помогло взглянуть на свою собственную жизнь, события и ситуации по-новому, позволило стать более гибкой и решительной.

Янкиева Светлана Александровна, воспитатель

Самым полезным и запоминающимся было обучение ведению дискуссии. Эту форму работы можно использовать не только в работе с детьми, но и в работе со взрослыми. К примеру, в формате дискуссии можно проводить родительские собрания (что мы и делаем теперь), или использовать в работе с коллегами. Все вместе мы учились сначала решать, а потом составлять диалектические задачи, которые вполне могут становиться основами для совместных событий. Конечно же, событийный формат стал иным: появились новые смыслы и цели, всё это стало происходить более осмысленно как для детей, так и для меня. Развивая мышление детей, решая различные диалектические задачки, я научилась видеть противоречивые ситуации, находить в повседневных вещах двойственность (видеть положительное в отрицательном). Такая способность очень полезна и детям, и взрослым, всегда и везде. Обучение по программе «Превращения» помогло мне не только в реализации программы, но и в личном развитии.

История про маленького Деда Мороза

Очень важно помочь детям видеть мир не статичным, а развивающимся. Каким было когда-то то, что мы видим сейчас? Не такой простой вопрос – он требует и мышления, и воображения! Готовясь к новому году, обсуждали, был ли Дед Мороз маленьким. Просто на утреннем круге педагог задумчиво задал этот вопрос: «Вот интересно, Дед Мороз был маленьким?». Мнения разделились, кто-то говорил да, кто-то нет. Этот вопрос оставили подвешенным. На Праздник фонариков в снежном доме дети обнаружили коробку с письмом, а ещё в ней были кисти, гуашь, гирлянды. Прочитали письмо прямо на улице, не терпелось узнать, что же в нём написано. В нём было сказано, что здесь всё то, что вам понадобиться для украшения группы, подпись ДМ. И… фотография маленького Деда Мороза. Думали недолго, определили, что ДМ – это Дед Мороз. Когда вернулись в группу, уселись вокруг коробки и стали рассматривать содержимое повнимательнее. Даже лупы принесли и обнаружили отпечаток пальца Деда Мороза на кисточке! Дошла очередь до фотографии! Спрашиваю: «А вот интересно, что он умел, как Дед Мороз, когда был маленьким?» Ответы детей прекрасны:

  • Он умел чуть-чуть делать снег.
  • У маленьких волшебников сила не быстро возникает, но может и неожиданно. Он не умел развозить подарки.
  • У него были друзья – Эльфы и Снеговики и он, наверное, дружил с ёлкой, она говорящая.
  • Он любил Новый год и с друзьями играть в снежки.
  • Когда он был маленьким, его олени тоже были маленькие, и у него были маленькие сани и маленький посох.
  • Он умел призывать снег и каждый день делал подготовки.
  • Он совсем магией не умел управлять, наверное, ему папа рассказывал, как колдовать снег и подарки.
  • Папа ДМ, мама Снегурочка, а Санта его крёстный.
  • Он любил печенье и молоко.

Пока обсуждали, Соня предложила отправить Деду Морозу в ответ подарки (рисунки), а еще фотографии, где мы тоже маленькие, он ведь нам прислал. Саша предложила придумать сказку про Новый год и тоже её в конверт положить. На следующий день придумали сказку.

И вот мы почти были готовы отправлять письмо, как в очередной из вечеров завязался разговор про малышковые фотографии. Компания у мольберта с фотографиями бурно обсуждала что-то. Выяснилось, что обсуждают как изменилась одна из девочек. Я решила подключиться к обсуждению. Спрашиваю: «Так это Таня?» Кто-то говорит да, кто-то нет.

– Похожа, да!

– Чуть-чуть похожа.

Вопрос: «Так это та же самая Таня, что и сейчас?»

– Чуть-чуть не та же самая, она тут младше.

– Немного не такая.

– Таня сейчас, и Таня на фото разные.

– Это Таня, только она сейчас выросла.

– Ну у неё тут волосы короткие!

– Нельзя сделать фото старше своего возраста.

Рассматривали фотографии остальных детей, обсуждение развивалось. Стали вспоминать, что умели делать тогда, когда были маленькими, а что не умели. Записывали. Размышляли, что умеем сейчас и что будем уметь, когда вырастем. Получилось довольно-таки интересное долгосрочное обсуждение на много дней. Письмо с фотографиями и сказкой завтра отправится к Деду Морозу, оставим его в снежном доме на участке там, где нашли от него послание. Скоро долгожданное событие! Образы выбраны (они все снежные и зимние), уж очень принцесса из сказки, придуманной детьми, любила зиму! А праздновать решили весь день и даже на улице с хлопушками и «снежными» фейерверками!

Смирнова Валентина Николаевна, воспитатель

Раньше я никогда не задумывалась о развитии диалектического мышления в таком контексте. Как педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, знала, что мышление – это важный процесс познания окружающего мира, что его нужно развивать; а диалектика – исследование противоречий, искусство спорить, рассуждать. В своей работе часто придерживаюсь мнения: если что-то не знаешь, спроси у детей. Во многом это действительно так (дети порой выдают изумительные идеи), однако теперь понимаю, что если просто восхищаться детскими ответами или (бывает и такое) игнорировать и обесценивать их, то развития не будет.

Нужно ли развивать диалектическое мышление? По мере погружения в проект «Превращения» поняла, что, несомненно, нужно. Нужно для того, чтобы уметь принимать решения в сложной ситуации, расставлять приоритеты, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения. Процесс этого развития не только сложный, но и потрясающе интересный. Поймала себя на мысли, что мое развитие и понимание происходило сразу в нескольких направлениях: я училась у взрослых людей, компетентных в этом вопросе, пробовала с детьми в группе, и училась и у детей тоже.

Как педагог, я заметила: дети стали не просто говорить свою точку зрения, но и объяснять, почему они так считают; много придумывать, рассказывать, замечать. Если раньше часто обращались ко мне, как к взрослому, по поводу решения различных ситуаций, то теперь пробуют обсуждать друг с другом, могут сказать, что именно нравится или не нравится. И им действительно интересно! Даже те ребята, которые в начале года не участвовали в общих обсуждениях, не проявляли, как казалось, никакого интереса к совместным историям, событиям или исследованиям, к концу года включились в процесс. По мнению некоторых родителей, дети стали «не всегда удобны», ведь они теперь не просто делают то, что им говорят, а могут и поспорить, и отстоять (аргументированно) свою точку зрения. Но это, несомненно, те компетенции, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Ирина Обухова, воспитатель

Почему я решила включиться в проект? Интересный вопрос – никто ж не заставляет, а обучение требует затраты ресурсов – времени, состояния здоровья и духа и т.д.

Зачем мне это надо? Конечно, важно и собственное любопытство: я не знаю, что такое диалектическое мышление, и я ХОЧУ узнать! Но главное: вдруг это даст что-то ценное моим детям? И начались превращения – чем сложней, тем интересней; через непонимание «как?», понимание смыслов, способность видеть невидимое. Другими словами – открытие в себе и в тех, кто с тобой, способности слышать, видеть, чувствовать, понимать намного больше и шире! Вот что дало обучение лично мне (моим близким тоже), детям, и нам, всем вместе! И это только начало превращений!

Анастасия Баранова

Обсуждали письмо, пришедшее от рыцаря: как показать силу – и не применять силу? Настоящая диалектическая задача! Очень быстро была предложена идея с организацией для дамы турнира, показательных выступлений, праздника. В начале успели всерьёз подумать о настоящем поединке и его результатах, о «картонном» поединке и его результатах, девочки побыли в роли принцесс, «засчитывая» или «не засчитывая» «силу рыцаря» – замечательно, что мнения были разными))) В общем, нас ждёт праздник с турниром – дамы вышивают платочки.

Ирина Смирнова, воспитатель

Однажды, во время «Утреннего круга», Маша радостно сообщила, что у неё дома есть детские духи, которые пахнут апельсином.

«Вот бы их понюхать...» – мечтательно сказала я.

«Давай, завтра принесу в садик?!» – предложила Маша.

Далее было небольшое обсуждение: можно ли приносить в детский сад духи, разрешит ли мама... В ходе обсуждения у нас с детьми родилась интересная задачка: «Как: и духи в садик не приносить, и чтобы воспитатель с детьми могли понюхать их запах?»

В течение всего дня мы возвращались к этой интересной задачке...

«Вечерний круг»! В какой-то момент мне показалось, что дети уже и забыли про задачку с духами... но не тут-то было! Слышу: «А что с духами?»

Я: «А что с ними? Пахнут, вроде как, апельсином... понюхать бы, но в детский сад приносить нельзя...»

Маша С. (нежно меня приобняв): «Ну, Ирина Владимировна, ну, скажи уже нам... «мучаешь» нас с самого утра...»

И я была почти готова сказать...

«У меня есть идея! Я знаю!» – послышалось в кругу.

Идеи!

1. Ева: «Маша пусть дома надушится, а мы её все будем нюхать» (Маше как-то такая перспектива не очень понравилась, даже когда Ева уточнила, что нюхать будут по очереди).

2. Богдан: «Давай, Маша надушит дома какой-нибудь предмет и принесёт его в садик!».

На следующий день Маша в детский сад не пришла... но зато другие девочки принесли надушенные предметы... и я принесла. Очень было всем интересно!

-------

Перед Новым годом дети нашей группы пробовали «заглянуть» в прошлое, но не в своё, а Деда Мороза: они рисовали его маленьким.

А на этой неделе наши четырехлетки попробовали спрогнозировать своё будущее. Прогнозировать его можно, конечно, в разных направлениях... мы же с детьми решили подумать в сторону: «Я – папа» (мальчики), «Я – мама» (девочки).

Почему именно: «Я – мама» и «Я – папа»?

Перед прогулкой, в раздевалке, Матвей сообщил, что у него появилась родинка... он спросил меня: знаю ли я, что это значит... я ответила: «Не знаю!»

Матвей: «Да это же значит, что я взрослею!!! А когда Я стану ПАПОЙ, у меня будет много родинок, как у моего папы!»

Алиса сразу поддержала этот разговор, конечно, поискав у себя родинки...

Алиса: «Матвей, вот ты, когда вырастешь, станешь папой, а Я стану МАМОЙ, когда вырасту!»

Этот случайно возникший разговор заинтересовал многих детей... и тогда я предложила детям нарисовать себя... В БУДУЩЕМ!

Как сделать родителей единомышленниками?

Вероника Кузьмина, Ирина Громова

Шаг за шагом мы осваивали программу «Превращения», следы дискуссий с записанными высказываниями были развешаны по группе, что-то мы описывали, фотографировали и отправляли в родительский чат. И по реакции в нем видели, что родители, может, и прокомментировали бы, но им не совсем понятно, что происходит. «Диалектические задачи», «критическое мышление» – эти термины не добавляли ясности, а нам очень хотелось, чтобы родители разделяли с нами восхищение тем, что происходит, и из категории наблюдателей перешли в категорию единомышленников. Как это сделать? Они же не видят, что происходит в группе. А что, если им дать такой опыт? – подумали мы и пригласили мам и пап на родительское собрание.

Одно дело – проводить дискуссию с детьми, для которых дискуссии и решение диалектических задач уже норма жизни, с которыми отношения уже доверительные, которые легко высказывают свое мнение и достаточно хорошо формулируют аргумент, следя за тем, чтобы все было записано.

Другое дело – пробовать эту форму работы с родителями, даже самыми лучшими. Готовились тщательно и вся подготовка состояла из одного пункта: сформулировать вопрос для дискуссии, который вызовет интерес и будет достаточно острым, чтобы провоцировать высказывания.

Решили, что возьмем вопрос, который уже обсуждали с детьми этой группы. «Нужно ли обзываться в ответ, если тебя обозвали?», – спросили мы родителей и не прогадали, обсуждение было жарким и бурным.

«ДА», ведь это дает возможность выплеснуть обиду, отстоять себя, показать свои границы, – заявляли одни.

Другие возражали: «Нет», это поможет не разжигать конфликт, уберечь себя от нехорошей реакции, да и вообще так себя вести – это плохо!

Вслед за родительскими высказываниями сформулировали проблему (диалектическую задачу) – «КАК СЕБЯ ОТСТОЯТЬ, И ПЛОХИМ НЕ БЫТЬ?» и стали искать решение. Конечно, нашли! И даже не одно. Теперь, когда после этой встречи прошло некоторое время, радуемся, что мысль попробовать составить и решить диалектическую задачу вместе с родителями пришла нам в голову. Во-первых, мы вместе обозначили ценность такой работы, и наши родители понимают, что этому стоит уделять внимание, ведь опыт видеть противоположное и уметь совмещать их при решении проблемы – очень ценный опят. Такие формы работы в детском саду, по мнению родителей, с которыми мы провели дискуссию и решили диалектическую задачу, учат ясно аргументировать, замечать разные точки зрения, смотреть на привычные вещи под другим углом зрения, находить выход из стрессовых ситуаций. Во-вторых, теперь у сообщества взрослых, чьи дети ходят в группу «Золотая рыбка», есть общее решение частой детской проблемы и жалобы «А ваш сын обзывает моего» просто покинули чат. Есть и в-третьих: теперь при обсуждении сложных вопросов и возникновении противоречий кто-то из родителей произносит кодовые слова: «А давайте попробуем решить это как диалектическую задачу», и все объединяются в едином порыве.

Детский сад № 23, г. Шуя Ивановской области. Филимонова Наталья Владимировна, старший воспитатель

Весной нынешнего года в нашем саду произошло удивительное событие – мы с педагогами погрузились в программу развития творческого, диалектического мышления дошкольников «Превращения».

Наше волшебное погружение началось с самых разных вопросов и задач, которые мы ставили перед собой. Если обобщить наши ожидания, мы стремились повысить качество образования. За плечами уже была успешная трансформация РППС: мы разделили пространство групп на центры активности; наполнили эти центры достаточным количеством неструктурированных материалов, подходящими для творчества и свободной игры; стали больше внимания уделять обозначению авторства в детских работах, правилах; придавать значимость детским идеям. Нужно сказать о том, что мы уже два года проводили праздники, которые придумывали и воплощали в жизнь совместно с детьми и родителями, а также создали открытое игровое пространство детской реализации – «Игровая пятница», в котором дети из разных групп могли встречаться, общаться, свободно перемещаться по разным точкам активности, и создавать неповторимый творческий продукт, действовать по собственному замыслу. Роль педагога во время такой игры заключается в наблюдении, при необходимости помощи, в воплощении задуманного ребенком. Вот такой путь был уже пройден, а впереди оставались вопросы, на которые мы искали ответы.

Несмотря на то, что мы обсуждали значимые события на утреннем и вечернем круге с детьми, нам хотелось сделать эти дискуссии более интересными для детей, чтобы они порождали важные вопросы, ответы и предложения, которые перерастали бы в дальнейшем, возможно, в проектную деятельность. Для этого нам, взрослым, необходимо было научиться самой главной и значимой компетенции педагога – правильно задавать вопросы таким образом, чтобы услышать «голос ребенка», и не просто услышать детские голоса, но и создать условия для влияния детей на образовательный процесс, тем самым позволить ребенку учиться по своей «собственной программе», как завещал нам Л.С. Выготский.

Вместе с детьми мы читали сказки, даже записывали детские истории, но еще не знали, каким образом говорить о сказках так, чтобы развивать детское мышление.

Нас восхищали работы Л.С. Выготского, Н.Е. Вераксы, Е.Е. Крашенниникова, О.А. Шиян и др., в которых звучала мысль о том, что дошколята обладают зачатками диалектического мышления – именно такого мышления, которое роднит детей с учеными, которые делают значимые открытия, создают новое, решают важные проблемы.

Эта мысль будоражила, окрыляла, так как мы очень хотели видеть в будущем наших воспитанников успешными, уверенными в себе, думающими, деятельными и счастливыми людьми.

Мы начали обсуждения с детьми. Сначала это были диалектические вопросы, которые таили в себе народные сказки, например: «Как можно ехать и идти одновременно?» Первые пробы оказались удачными, нас поражали творческие ответы детей, их живое участие в обсуждении. Дети давали такие ответы, которые ни одному взрослому не приходили в голову, так на вопрос: «Как можно прийти с подарком и без подарка одновременно?» из сказки «Разумница» дети предлагали прийти с «мороженным, которое тает», «статуей изо льда» и «тортом в животе». Но были и сложности: для нас оказалось непростым делом не давать готовых ответов; придумывать вопросы, требующие творческого мышления.

Очень понравилось вместе с детьми искать отрицательные и положительные стороны разных явлений, а потом решать противоречивые задачи. Оказалось, так можно обсуждать даже правила жизни в группе! Вместо традиционных запретов, исходящих от воспитателя, таких как «не бегай по группе», проводились дискуссии, почему бегать по группе хорошо и почему плохо – так рождались новые детские правила, вполне реальные. Так на вопрос, поставленный воспитателем, «Как же быть, если бегать весело, но можно задеть кого-то?» Егор ответил: «Можно в группе расставить специальные знаки и светофор» – это же удивительное решение противоречивой ситуации!

Вот как развивалось это обсуждение. Сначала обсуждали противоположные точки зрения –плохо или хорошо бегать в группе, приводили аргументы как за одну точку зрения, так и за другую.

А потом вместе решали сложную противоречивую задачу: «Как же быть, если в группе бегать весело, но можно кого-то задеть?»

Часть ответов была про то, чтобы все же отказаться от бега в группе (бегать во дворе, дома и т.д.) или наказывать тех, кто бегает и задевает других (и даже вызывать полицию).

В этих случаях задача не решалась – и мы обсуждали это с детьми. Но в некоторых случаях дети предлагали творческие решения, которые помогали справиться с противоречием:

  • Расставить знаки и светофоры в группе.
  • Решать проблему, если кого-то задел: например, насмешить того, кого задел.

Мы научились видеть и выделять противоречивые задачки, которые возникали на прогулке, относились к теме недели. Машу интересовало «Откуда берется острая еда?», из ее вопроса сначала развернулась интереснейшая дискуссия о том, хорошо или плохо есть острое, а затем мы решали задачу: «Как есть острое и при этом не обжечься?», Семен предложил: «Есть острое и запивать молоком» – мы были поражены таким ответом, потому что именно так делают в Индии, и это проверенный веками способ!

Мы искали плюсы и минусы даже у грязи и слякоти, и Вова ответил поэтично, что грязь – это хорошо, потому что «грязь и вода, всё тает, а с помощью ботинок грязь размножается, именно поэтому видно весну», а Маша предложила и зарисовала эскиз «платья, которое отталкивает грязь», чтобы гулять и не испачкаться (а ведь действительно, новые ткани ученые постоянно изобретают!)

Мы обсуждали, каким может быть «выпускной наоборот», и получили от детей много предложений – целый проект, который попробуем воплотить.

Очень душевный и трогательный разговор получился о прошлом, настоящем и будущем, он позволил погрузиться в детские воспоминания о себе, «малыше», а нам увидеть, что у детей есть положительная программа на будущее, многие говорили о своем доме, детях, любимой работе в будущем. Наши общие пространства наполнялись детскими плакатиками на эту тему, даже родители с нетерпением ждали появления этаких детских «машин времени», в которых отражались мечты о будущем, восприятие себя умелого компетентного в настоящем и теплые воспоминания о прошлом. Вот как написала Мирослава о своем будущем: «Когда я вырасту, я буду ветеринаром.

Я буду умной, доброй. У меня дома будут жить кошки, собаки, попугаи и зайчики. Муж, а потом двое детей».

Постепенно стали заметными изменения, происходившие с педагогами и детьми. Мы стали ловить противоречивые ситуации, возникающие в детских разговорах в течение дня, обсуждать их, и радоваться разнообразию детских ответов.

Ирина Леонидовна Фролкова, воспитатель

«Превращения», что это такое? Этот вопрос мы задавали, когда нам предложили принимать участие в проекте. Кто будет превращать? Кого будут превращать? Что из этого получится? И уже после первого занятия стало понятно, что это очень интересно, занимательно не только для нас, педагогов, но главное – для детей. Они сразу включились, стали предлагать такие варианты ответов, что мы, взрослые, удивлялись их смекалке. Они так здорово придумывали то, чего еще нет на свете, но может появиться в будущем!

Обсуждения помогали детям раскрепоститься, они активно принимали участие, ведь их ответы были важны для всей группы. Сколько интересных предметов и событий было придумано и зарисовано. Нам этот проект дал возможность посмотреть на детей с другой стороны, дать им пофантазировать, научиться доказывать свою точку зрения. Мы смогли стать для детей другом, который выслушает, поможет, не станет ругать за «неправильный ответ», ведь оказалось, что его просто нет».

Шохнина Анастасия Сергеевна, педагог-психолог

Проект для меня открыл новые возможности мышления. Мы обнаружили, как из одного утверждения можно создать целую историю, пойти дальше, найти самое интересное и спрятанное далеко. Это своего рода мощная психологическая работа, способ пробудиться, активизироваться, заставить себя думать не в рамках обыденной реальности, а расширять границы, искать и находить.

Кочетова Ольга Евгеньевна, воспитатель логопедической группы

«Программа «Превращения» помогла мне в работе: дети становятся более инициативными, и это сказывается и на речевом развитии. Меня очень порадовало то, что дети стали больше рассуждать.

Селиверстова Вера Петровна

Практическая работа в проекте «Превращения» заставила задуматься о следующем. Как превратить задачу не только в вербальную? Чтобы оперировать противоположностями, дети должны понимать смысл слов. Например, гладкий-шершавый… Не понимая значения слов, дети не могут предложить больше вариантов.

Задачки на мышление часто исключительно вербальные. Но ведь речь –это только один из языков детства. И не самый простой и подходящий для возраста. Дети скучают, отвлекаются и мучаются, когда им «развивают мышление», заставляют отвечать на вопросы. Группа должна быть насыщена возможностями увидеть, услышать, почувствовать противоположности. Педагог в постоянной работе, в обычной рутине должен сам видеть и обращать внимание детей на разные свойства и состояния материалов и пр. Среда, окружающая ребенка, должна быть наполнена возможностями получения различных сенсорных и зрительных ощущений, которые при поддержке взрослого облекаются в слова. Так среда работает на развитие мышления. Мышление связано с речью, но основано на кругозоре и собственном опыте познания окружающего мира и взаимодействия с ним. Получается, что сенсорный и прочий опыт, который самостоятельно накапливает ребенок – это как топливо для мышления.

Мышление как решение проблем – основано на соучастии детей в жизни группы. Мышление скорее запускается, если ребенок имеет опыт соучастия и принятия собственных решений, влияющих на его жизнь и жизнь группы.

Дети предлагают версии «ледяной огонь» и их не смущает сочетание абсолютных противоположностей. «Превращения» – это возможность обычную деятельность воспитателя и детей превратить в деятельность, развивающую мышление. Темы, которые предлагаются в программе – это темы, которые есть в любой программе и любом детском саду. Как говорить с детьми о дне и ночи, чтобы не просто сообщить факты, а дать стимул для развития мышления. Мы часто пишем в конспектах «развивать мышление детей», едва ли вкладывая в это конкретный смысл. Думает ли ребенок, когда вспоминает, какое сейчас время года? Наши вопросы очень часто обращены к памяти ребенка. Носят репродуктивный характер: информация когда-то была детям сообщена и мы просто проверяем, помнят ли ее дети. Назови домашних животных, сколько ног у воробья – вопросы с единственно верным правильным ответом – они про память, а не про мышление.

Дети, внимание которых обращается на противоположности во время совместной со взрослым деятельности, которые получают и накапливают опыт рассуждений, решения насущных и понятных проблем, становятся более осознанными. А еще начинают переносить такой способ мышления в собственную жизнь и рассуждения. Например, то, что одно и то же событие может быть и плохим, и хорошим. Таким образом дети начинают видеть мир с разных сторон.

Разве мир черно-белый, и в нем есть только да и нет? Нет, конечно. Например, мы рассуждали с детьми на тему: «Всегда ли нужно делиться с другими?» На этот вопрос нет однозначного ответа, поэтому он будит мышление. Однако педагогу может быть трудно разговаривать с детьми на подобные темы. Для этого необходимо уметь вести дискуссию.

Тимофеева Елена Николаевна

Было интересно с первого обсуждения, все дети вовлекались, дополняли ответы друг друга и подключались, и особенно важно, что подключались те дети, которые стараются отмалчиваться. В дискуссиях дети высказывают интереснейшие идеи, которые взрослым и в голову не пришли бы. Интересно было узнать у подготовишек, что бы они изменили в саду. Думаем, как воплотить в жизнь детские предложения.

Еще много размышлений, обсуждений и открытий у нас впереди. Программа «Превращения» – живое дыхание!

Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.