ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Шустрова О.В., Малышева Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Полный текст

Шустрова Ольга Владимировна, Малышева Юлия Владимировна – МКДОУ «Детский сад №88 «Капитошка» (Новосибирск, Россия)

В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Сейчас упор делается на знания – модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. Родители со временем замечают, что подросший ребёнок, который рано начал говорить на иностранном языке, не в совершенстве владеет разговорной речью, не умеет пользоваться ложкой.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет двигательная активность.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малышей с самого раннего возраста.

Раннее детство – время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Большинство навыков формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни.

Именно в раннем возрасте мозг ребенка гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки.

В процессе воспитания и образования с детьми младшего возраста мы используем такие современные образовательные технологии как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика применяется для развития мелкой моторики, что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения игр и упражнений, которые помогают развивать руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями. Мы используем наиболее эффективные, любимые детьми игры. Они не только эмоционально насыщены, нравятся детям, но и легко запоминаются, просты, гармоничны, отвечают возрастному уровню и упрощают подготовку к занятию и работу логопеда.

Играя пальчиками, ребёнок развивает память, так как учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает, и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Mы морковку трем, трем, (трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим, солим, (указательный и средний палец трутся о большой)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем кулачки)
Перетерли, перетерли, (трут ладони друг об друга)
Посолили, посолили (указательный и средний палец трутся о большой)
И набили плотно в кадку, (удары обеими руками по столу)
Всё теперь у нас в порядке. (отряхивают руками)

«Шла кукушка мимо рынка»

Шла кукушка мимо рынка. (идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.

У неё была корзинка, (Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)

А корзинка на пол – бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

Разлетелось 10 мух. (полетели)

В работе воспитателя не обойтись без артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика включена как в НОД, так и в режимные моменты. Даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывают благотворное влияние на активацию мыслительной деятельности, четкости произношения звуков, также помогают

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряженность артикуляционных органов;
  • подготовить ребенка к правильному произношению звуков;
  • развить гибкость органов речевого аппарата.

«Улыбка»

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. Удерживать до 10 секунд.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10 секунд.

«Часики»

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10–12 раз).

Упражнения дыхательной гимнастики для совсем маленьких и дошкольников отлично укрепляют иммунитет. Они позволяют развивать еще несовершенную дыхательную систему. Особенно хорошо сказываются занятия такого рода на тех, кто часто страдает бронхитами, простудными заболеваниями, а также бронхиальной астмой. Высокая эффективность объясняется тем, что кислород во время занятий начинает активно поступать в кровь. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности нервной, сосудистой, пищеварительной и дыхательной системы, а также головном мозге.

  • «Пузырики». Воспитанники вдыхают воздух через нос, а после надувают щёчки (словно пузырьки) и делают выдох.
  • «Насосы». На вдохе малыши приседают, а на выдохе возвращаются в исходное положение.
  • «Рубим дрова». И. п. — стоя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова.
  • «Часы». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Воспитанники делают махи руками, приговаривая «тик-так».

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Малыши всегда с радостью выполняют упражнения. В каждом возрастном периоде детям предлагаются свои упражнения, различающиеся по степени сложности. В раннем и младшем дошкольном звене все упражнения исключительно игровые.

Эту работу мы проводим в системе, и уже в конце учебного года видим неплохой результат развития мелкой моторики.

Мы советуем родителям и педагогам обращать большое внимание на развитие двигательной активности, мелкой моторики, артикуляции, дыхательной гимнастики уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать ребенку более самостоятельным и уверенным в себе.

Литература

  1. Краузе Е. Логопедия. – 5-е изд.– СПб.: Корона-Век, 2009. – 208 с.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО. 2007. – 92с.
  3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 112 с.
  4. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. – Изд. 5-е, исправл. – М.: Теревинф, 2009.– 192 с.
  5. Шустрова О.В., Малышева Ю.В. Дошкольное образование: педагогические статьи. Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (Электронный ресурс). URL: https://ya-odarennosti.ru/p/21053.html
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.