В статье ставится вопрос о целесообразности использования игровой деятельности для интеллектуального развития детей в группе компенсирующей направленности (речевое недоразвитие). Описано исследование, в ходе которого посредством дидактических игр проведена диагностика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности (речевое недоразвитие). Для диагностики уровня развития интеллектуального развития
у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи использовались методики для дошкольников 5–7 лет, разработанные Е.А. Стребелевой и Л.А. Венгер. Диагностировались такие показатели интеллектуального развития, как: целостность восприятия, продуктивность воображения, овладение способностью ориентироваться в окружающем мире, умение анализировать звуковой состав слова, развитие памяти, овладение действиями работать по образцу (эталону), овладение действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам, овладение ребенком перцептивными действиями, овладение действиями идентификации, степень сформированности действий наглядно-образного мышления, овладение элементами логического мышления. В ходе исследования установлено, что более половины детей со средним уровнем интеллектуального развития, треть детей имеют низкий уровень интеллектуального развития. Педагогами была проведена работа по следующим направлениям: разработка комплекса дидактических игр на интеллектуальное развитие (в том числе авторских), создание на базе группы интеллектуально-развивающего центра, проведение занятий с активным использованием дидактических игр на развитие детского интеллекта. После работы по данным направлениям показатели интеллектуального развития детей в группе компенсирующей направленности (речевое недоразвитие) значительно улучшились.
Группу дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической деятельности (Баряева Л.Б., 2014). Развитие психики ребёнка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребёнка в норме (Выготский Л.С., 1991). Однако системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психических функций (память, внимание, восприятие, мышление) (Баряева Л.Б., 2014, Гаврилушкина О. П., 2010, Логинова Е.А., 2010, Шевченко С.Г., 2004).
Работая с дошкольниками в группе компенсирующей направленности (речевое недоразвитие) педагоги занимаются не только коррекцией звукопроизношения, но и расширением диапазона развития детей.
Речевое недоразвитие детей значительно сказывается на их интеллектуальной деятельности, поэтому именно интеллектуальному развитию детей следует уделить особое внимание.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то её можно активно использовать для интеллектуального развития. Создавая проблемные ситуации в процессе дидактической игры, дети в результате собственной мыслительной деятельности начинают преодолевать трудности, в том числе и речевые, для решения игрового задания. Такое обучение способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие умственных способностей детей, способности к самообучению.
Усвоение учебного материала происходит в ходе активной игровой деятельности. Для интеллектуального развития детей следует организовать предметно-пространственную среду, включающую в себя всё необходимое для полноценного интеллектуального развития дошкольников, проявления ими активности в разных видах детской деятельности.
Интеллектуальная сфера проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов (Стребелева Е.А., 2005. С. 43).
Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие показатели развития интеллектуального развития дошкольников:
• целостность восприятия;
• продуктивность воображения;
• овладение способностью ориентироваться в окружающем мире;
• умение анализировать звуковой состав слова;
• развитие памяти;
• овладение действиями работать по образцу (эталону);
• овладение действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам;
• овладение ребенком перцептивными действиями;
• овладение действиями идентификации;
• степень сформированности действий наглядно-образного мышления;
• овладение элементами логического мышления.
Для диагностики уровня развития интеллектуального развития у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи использовались методики для дошкольников 5–7 лет, разработанные Е.А. Стребелевой (Стребелева Е.А., 2005, 115) и Л.А. Венгер (Венгер Л.А., 1978).
Диагностика уровня развития интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи была проведена на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №45 комбинированного вида «Карамелька». В исследовании приняли участие 12 детей старшей группы компенсирующей направленности детского сада в возрасте 6–7 лет.
Результаты первичной диагностики отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на констатирующем этапе исследования
Группу детей с высоким уровнем интеллектуального развития составляют дети, которые с интересом выполняли все задания (среднее значение по всем методикам 11% детей). При выполнении заданий они пользуются в основном зрительной ориентировкой, активно участвуют в продуктивной деятельности. Речь таких детей фразовая, построена грамотно. Отлично выполнили логические задания по схемам (методика «Схематизация») и систематизации геометрических фигур (методика «Систематизация»).
Группу детей со средним уровнем интеллектуального развития (среднее значение по всем методикам 57% детей) составляют дети, проявляющие интерес к большинству заданий. Однако для выполнения отдельных заданий применяют перебор вариантов или сначала делают пробу (например, на черновике составляют ряд фигур по эталону), а затем выполняют задание. Некоторые задания самостоятельно могут выполнить только после уточнения задания или приведенного педагогом примера. Речь таких детей в основном фразовая с аграмматизмом. Данная группа детей нуждается в систематическом исследовании речи, слуха и зрения. Большинство заданий на восприятие дети выполняют с ошибками. Нуждаются в целенаправленной коррекционной работе не только по развитию речи, но и развитию познавательных процессов и интеллекту в целом.
Третья группа дошкольников с низким уровнем интеллектуального развития (среднее значение по всем методикам 32 детей) составляют дети, которые проявляют интерес на этапе озвучивания педагогом задания и представления наглядного материала для его выполнения, когда же требуется выполнить задание самостоятельно, эти дети испытывают многочисленные трудности, поскольку у них не развиты продуктивные виды деятельности и даже умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, небольшими фразами, наблюдаются грубые нарушения грамматического строя, структуры слога и звукопроизношения. С такими детьми проводится целенаправленная индивидуальная работа по развитию речи, которая невозможна без развития интеллекта.
Рис. 2. Деятельность педагога по интеллектуальному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе развивающей дидактической игры
Таким образом, наибольшую долю 57% (среднее значение) составляют дошкольники со средним уровнем интеллектуального развития, вместе с тем, на низком уровне находятся 32% детей. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые позволили бы значительно повысить уровень интеллектуального развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Особое значение необходимо уделить развитию наглядно-образного и элементам логического мышления дошкольников.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся осваивать различные умения, в том числе и в интеллектуальной деятельности.
Для интеллектуального развития наиболее эффективна дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
В условиях детского сада в группе детей с тяжелыми нарушениями речи было решено работать по следующим направлениям:
• проведение диагностического исследования интеллектуального развития дошкольников посредством дидактических игр;
• проведение занятий с активным использованием дидактических игр на развитие детского интеллекта;
• разработка комплекса дидактических игр на интеллектуальное развитие;
• создание на базе группы Интеллектуально-развивающего центра.
В ходе работы педагога была создана большая методическая копилка, подобрано содержание различных дидактических игр. На протяжении всего года проводились с детьми дидактические игры на интеллектуальное развитие.
Для успешного поддержания воспитательно-образовательного направления в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан Интеллектуально-развивающий центр, в котором имеется дидактический материал, предметы и средства для проведения дидактических игр как на занятиях, так и самостоятельно. В центре имеются дидактические игры нового поколения:
– Блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольник можно легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным блюдом для молока Матроскина. Большое количество дидактических игр можно организовать, используя данные блоки.
– Игры Воскобовича. «Сказочные лабиринты игры» – игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста. Игровизор» – это пособие помогает эффективно вести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. «Чудо-Головоломки» (Чудо-крестики, Чудо-соты, Чудо-цветик) позволяет развивать целостность воображения детей. «Чудо цветик» – дети могут собрать цветок и построить башню из лепестков, сложить забавные фигурки из деталей игры, в этой игре развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь) и другие игры Воскобовича.
– Цветные палочки Кюизенера. Дети играют в такие игры, как: «Выложи узор по памяти», «Какой палочки не стало?», «Продолжи узор», «Покажи палочку, чтобы она была не черной», «Найди любую палочку, которая короче желтой, длиннее фиолетовой» и другие.
Также в интеллектуально-развивающем центре группы есть большое разнообразие различных лото, лабиринтов, шнуровок и т.д.
Дидактический материал составлен с использованием собственных игровых полей автора, например: «Букет для мамы», «Новоселье в Простоквашино», «Чудо-дерево», «Домик для фиксиков», «Весёлая змейка», дидактические игры: «Лото, в котором все побеждают», «Следопыты», «Музыкальное совпадение», игры-бродилки, лабиринты и т.д.
В группе были проведены занятия, представленные в таблице 2.
Проведенная работа оказала значительный положительный эффект на развитие интеллекта дошкольников.
Если в начале периода 57% дошкольников находилось на среднем уровне развития интеллекта и только 32% имели высокий уровень, то после работы воспитателя по организации дидактических игр, у детей уровень интеллектуального развития значительно вырос, а детей с низким уровнем развития не осталось в группе.
Таким образом, интеллектуальное развитие детей в группе компенсирующей направленности (речевое недоразвитие) через игровую деятельность является успешным, если создана специально развивающая среда, включающая организацию интеллектуально-развивающего центра с большим количеством дидактических игр, систематическое обновление коллекции дидактических игр собственными авторскими играми, систематическое проведение занятий с активным использованием дидактических игр, в том числе и игр нового поколения.
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №19 комбинированного вида. – СПб.: МАДОУ «Детство», 2014.
2. Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» / Под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.
3. Айрумян Г.С., Нагорнова Л.В. Дидактическая игра в дошкольном возрасте / Актуальные задачи педагогики. – Чита: Молодой ученый, 2013. – 60–62 с.
4. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина и др. – М.: Академия развития, 2015. – 240 c.
5. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятия с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 c.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
7. Давидчук А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3–7 лет. Методическое пособие. – M.: Сфера, 2013. – 176 c.
8. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.
9. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2016. – 368 с.
10. Карпова Е.В. Дидактические игры. – Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Кислинская Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников. – М.: Скрипторий-2003, 2012. – 72 с.
12. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития дошкольников. – M.: Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
13. Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольни-
ков. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 64 c.
14. Нищева Н. Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 623 с.
15. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления /К. З. Пасяева // Начальная школа. – 2005. – №7. – С. 38–40.
16. Примерная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2010.
17. Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возраст / С.Г. Шевчен-ко. – М.: Школьная Пресса, 2004.
18. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
19. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
20. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников. – М.: Феникс, 2010. – 224 с.
дидактическая игра, дошкольник, игра, игровая деятельность интеллект, интеллектуальное развитие, тяжелые нарушения речи
Ваша корзина пуста