ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Столярова Д.С. Художественное своеобразие букв и литературные приоритеты маленьких наследников славянской культуры

Полный текст

Столярова Дарья Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №166», г. Тверь, ds166@detsad.tver.ru

В статье представлен опыт работы муниципального образовательного учреждения детского сада №166 г. Твери по формированию интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: дошкольный возраст, книга, читатель, логопедическая неделя, музей букв, басня, буккроссинг.

 

С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребёнок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного.

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радости, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

С древнейших времен люди воздают высокую похвалу книге. Древнее китайское изречение гласит: «Я впервые прочел хорошую книгу – это удовольствие приобрести нового друга, я прочел уже прочитанную книгу – это свидание со старым другом».

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Развитие интереса к книге является хорошей основой для перехода дошкольников к самостоятельному чтению.

Перед нами, педагогами, стоит непростая задача – как развить интерес детей к книгам. В нашем саду ведется большая работа в этом направлении.

Каждый год проводится Неделя детской книги. На утренних кругах воспитатели беседуют с детьми о том, как появилась книга и первые печатные книги. Организуются всевозможные проекты. Например, «Необыкновенные приключения в библиотеке», «Моя первая книга».

Проводятся конкурсы: «Красная книга глазами детей», «Книга-путешественница». Создаются рукотворные книги, посвящённые Международному дню книгодарения, такие как «Сказка о любопытном язычке», «Книга-игрушка».

Воспитатели проводят занятия, посвященные книгам: «Кто не знает дядю Степу», к 65-летию книги Сергея Михалкова.

Наш детский сад тесно сотрудничает со школьной библиотекой. Дети с удовольствием посещают мероприятия, организованные библиотекарями. Мы организовали библиотеку, которая работает без сотрудников, но с помощью обыкновенных людей, которые увлекаются чтением – буккроссинг.

Особый интерес у детей вызывает полочка с баснями И.А. Крылова. Подтверждением тому было то, что наш воспитанник читал на конкурсе басню «Свинья под дубом» и занял первое место.

Встал вопрос о том, как же можно автоматизировать звуки, используя басни. Получилось интересное и увлекательное занятие по басне «Стрекоза и муравей».

Дети своё отношение к басне выразили в синквейне.

Стрекоза и Муравей

Каждый педагог ищет свои пути решения задачи, как же привить интерес ребёнка к книге. В нашем саду на протяжении нескольких лет проходит «Неделя логопедических придумок». Проводится она для детей подготовительных групп. В течение недели дети каждый день справляются с различными заданиями и испытаниями.

В этом году дети побывали на празднике Звуковедиков, королевы Страны Речи. Звуко Буквовна приготовила для детей испытания. Ребята узнали о том, что если они достойно пройдут все испытания, то будут посвящены в Звуковедики.

Полетели мы в Страну Речи на воздушных шарах, а чтобы наши шары полетели, на них нужно было написать первую букву своего имени. Затем мы расчищали дорожку в Страну Речи, раскладывая буквы, обозначающие гласные звуки на красный край дорожки, а буквы, обозначающие согласные звуки, – на синий край дорожки. На празднике проходил конкурс под названием «Буковка красавица». Ребята были модельерами и стилистами, из подручных материалов мастерили буквы. Мы расколдовывали оркестр, хор и танцоров, которые выступали на празднике, их заколдовала злая Буквоедочка. Гласные звуки должны были петь, согласные твердые – танцевать, а согласные мягкие – играть в оркестре. При помощи сигнальчиков красного, синего и зелёного цвета мы расколдовали звуки. Ребята слушали звук и поднимали соответствующий сигнальчик. На гласный звук красный, на согласный твердый – синий, а на согласный мягкий – зеленый.

Слова рассыпались на слоги. Слоги перепутались и потерялись, потому что на празднике было много народа, а мы собирали их в слова. В конце праздника появилась королева Страны Речи. Она загадала детям загадки про буквы и торжественно посвятила их в Звуковедики. Родители приняли активное участие, испекли вкусное печенье в виде букв.

Логопедические задания, подобранные для проведения праздника, способствовали раскрытию у детей тех способностей, умений и навыков, которые были приобретены в течение учебного года.

По традиции, в Неделю логопедических придумок проходят конкурсы «Лучшая буква» и «Сказка о букве». Всегда интересно привлечь к работе родителей. Хочется, чтобы они тоже стали участниками нашего общего праздника. В конкурсе «Лучшая буква» не было ограничений, и родители проявили безграничную фантазию. Буквы мастерили из бумаги, картона, шили из ткани, вязали, лепили из пластилина и теста. Украшали пуговицами, бусинами, лентами, салфетками и т.д. Для участия в конкурсе «Сказка о букве» детям и их родителям было необходимо сочинить сказку о своей букве, не используя ресурсы интернета. Дети с радостью рассказывали свои сказки. Затем мы собирали сказки в одну большую книгу, обложку для которой мастерили сами дети. Книга оставалась жить в их группе. Ребята могли ее пересматривать, перечитывать и дополнять новыми, интересными сказками. Таким образом, появилась возможность вызвать у детей интерес к книге и чтению.

В этом году возникла новая идея. За несколько лет накопилась немалая коллекция букв, сделанная детьми и их родителями и собралась мини-библиотека сборников сказок. Из накопленного материала была организована передвижная выставка. Во время проведения выставки у воспитанников возникли вопросы: как появились буквы и как появилась азбука?

 

Была создана презентация (https://disk.yandex.ru/i/yQfrhO6Q6TyF4A), просматривая которую, дети делились информацией, вспоминали, что люди в древности общались, посылая друг другу различные предметы, затем люди стали эти предметы рисовать. Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых жили древние люди.

Это были первые шаги к созданию письменности. В будущем рисунки были заменены символами. Надписи делались на камнях, скалах, дощечках. Затем мы вспомнили про братьев Кирилла и Мефодия, которые создали азбуку, названную Кириллицей. Поговорили о празднике – Дне славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая. Интересным для ребят стал тот факт, что памятник Кириллу и Мефодию находится не только в Москве на Славянской площади, а и в Мурманске, Севастополе, Коломне и у нас, в Твери. Детям было рекомендовано посетить вместе с родителями памятник и рассказать им историю создания первой азбуки.

Использование таких разных форм работы в нашем саду позволяет сформировать в детях гордость за то, что они являются наследниками славянской культуры.

Список литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 2020.
  3. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4. – С. 50–57.
  4. Степанова С.В. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – №7.
  5. Тахиаос А- Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий – просветители славян. – 2005.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.