ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Суворова Н.Н. Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Полный текст

Суворова Наталия Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад №53» (г. Глазов, Удмуртская Республика), nataliasuvorova33@gmail.com

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывают хорошие возможности и способствуют финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» с детьми, мы столкнулись с тем, что дети не знают, сколько может стоить тот или иной товар. Они могли продать морковку за пять тысяч рублей и автомобиль за десять рублей. Переубеждать детей было бессмысленно, и мы решили, что нужно познакомить их со стоимостью товара в магазине. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4–7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом мы заметили, что дети не знают цену деньгам. Многие родители обращают внимание на то, что дети ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, а родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Что такое финансы? Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, или безналичным путем. Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение), воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, рассматривают экономическое образование детей как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей, как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Е.А. Курак, «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий; А.А. Смоленцева, «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста мы начали с разделения материала на части:

  1. «Потребности».
  2. «Труд».
  3. «Товар».
  4. «Деньги».
  5. «Семейный бюджет».

Знакомство детей с финансовыми отношениями проходит поэтапно.

На первых ступенях работы с разделом «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т.е. имеет потребности, без удовлетворения которых не может существовать. В работе с детьми мы используем игры, которые проводятся на всех этапах ознакомления с новым материалом («Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают»).

В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

В разделе «Труд» даем представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.); учим выделять последовательность трудовых действий; воспитываем уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» формируем системные знания о предмете, выделяем новую сторону предмета – товар как результат труда. Показываем детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомим с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» уточняем и формируем представления детей о деньгах, воспитываем правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить всё, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.

В разделе «Семейный бюджет» подводим детей к освоению понятия «бюджет» и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия). Даем детям представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показываем, как много их в повседневной жизни. Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждаем жадность. Детям предлагается представить себе семейную ситуацию: «Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить всё, что нужно твоей семье. Дети представляют себе, что товар, изображенный на картинках, – настоящий.

– Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?

Оказалось, все дети очень хорошо ориентируются в потребностях семьи, и самое главное, в своих возможностях. У большинства из них выбор приблизительно одинаков, то есть ребята покупают предметы первой необходимости.

Работая с детьми на практике, мы убедились, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются очень рано и если не сформировать их своевременно, то могут проявиться такие негативные стороны в поведении детей, как небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам, к материалам для игр и занятий.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»). Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому мы считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей взрослой жизни. Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» педагогами организуются в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно могли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

В своей работе мы четко объясняем функцию денег на понятном дошкольнику языке. Подробно рассказываем детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить эти деньги в течение месяца. Ребенок 6–7 лет уже понимает все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

На своих занятиях мы не заостряем внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

С помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучаем дошкольников следующему:

  • Что такое деньги, какие они бывают.
  • Что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки».
  • Что такое карманные деньги, банковская пластиковая карта ребенка, техника безопасности использования банковских карт.
  • Как планировать свои расходы.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку помогаем в освоении понятия «разорение». Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способам их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Вместе с детьми мы размышляем на темы: что такое семейный бюджет, доходы и расходы, формы доходов, непредвиденные расходы, потребности и возможности, сбережения, планирование, товары и услуги и др.

На занятиях обсуждаем с детьми мультфильмы, презентации по финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики»). Создаем и включаем детей в проблемно-игровые, проблемно-практические, проблемно-познавательные ситуации, позволяющие решать финансово-экономические задачи. Используем дидактические игры, которые изготовили сами: «Товары и услуги», «В доме зарплата», «Как экономить деньги», «Размен», «Подбери витрины магазинов». Дети с удовольствием отгадывают загадки по теме «Уроки финансовой грамотности» и т.д. На занятиях используем словесные игры, например, игра «Наоборот» (подбор противоположных по смыслу слов по теме: дорого – дешево, покупатель – продавец, доход – расход, много – мало, наличные – безналичные. Также организуем сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк», «Покупаем продукты для семейного ужина» и т.д.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от совместной деятельности участников образовательного процесса: педагог – дошкольники – родители.

Организуя работу по обучению финансовой грамотности дошкольников, мы поставили в известность родителей о предстоящей работе, обеспечили себе их поддержку. В ходе индивидуальных бесед с родителями раскрыли идею и основное содержание раздела программы по обучению финансовой грамотности. Очень важно доказать родителям необходимость работы по данной проблеме и их соучастие в этом процессе.

На самом деле многие родители не понимают, насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. С родителями проводятся беседы: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформляются информационные уголки, проводятся родительские собрания «Уроки финансовой грамотности в семье».

В интернет-сообществах для родителей размещается информация «Что такое карманные деньги ребенка?», «Что такое заработок и карманные деньги», «Чем отличаются потребности от желаний?», «Правильный выбор: куда тратить деньги». Данная информация предназначена для того, чтобы помочь родителям развить финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.

Также воспитатели старших и подготовительной групп читают и анализируют совместно с детьми художественную литературу, обучающую детей основам экономики:

  • русские народные сказки: «Репка», «Лисичка со скалочкой»;
  • авторские сказки и стихи: К.И. Чуковский, «Муха-цокотуха», А.Н. Толстой, «Золотой ключик или приключения Буратино», Ш. Перро, «Кот в сапогах».

Формирование финансово-экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания в этой области и первоначальные умения применения их в жизни, приобретаются такие качества, как умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Проводимая работа способствует тому, что дети не только получают определённые экономические знания, у них расширяется экономический словарь, они овладевают экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.

Создание условий практической деятельности, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры дошкольников. Эта работа позволяет повысить активный интерес, познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, в лучшую сторону меняются взаимоотношения со сверстниками. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию.

Работа по финансовой грамотности заключается в разработке методических материалов, использованию инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным героем. Финансовое просвещение необходимо начинать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком.

Мы продолжаем поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности. Результатом нашего опыта становится расширение кругозора ребенка, помощь его нравственному становлению. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, это не только расширяет экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономия, помогает ребенку осознать, что достичь экономических благ можно лишь трудом.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.