В статье рассказывается об исследовательской деятельности в МБДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» через экспериментирование, проектную деятельность. Особое внимание уделяется организации и условиям исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.
Говоря об игре, мы непременно выходим на проблему организации игровой среды. Что зависит от нас, взрослых, чтобы ребенок играл? Может ли игровая среда быть задана раз и навсегда? Даже для конкретного возраста? Даже если педагог попытался изначально оформить группу с учетом количества мальчиков и девочек? Эти вопросы всегда актуальны для нас, педагогов. Безусловно, среда должна быть гибкой и реагировать на изменения, связанные с интересами и предпочтениями детей.
Детям всегда интересно самостоятельно изменять, дополнять игровую среду, поэтому в ней должно быть достаточно таких игровых модулей, которые позволяют детям самостоятельно ее трансформировать в соответствии с игровым замыслом. Моделирование предметно-пространственной среды способствует движению мысли ребенка, взлету его творчества и фантазии. В любом случае оно выступает способом исследования в игре.
Возможность трансформировать игровое пространство самостоятельно детям могут обеспечить такие модули, как различные ширмы, выкатные полки, тумбы, передвигаемые на колесах, пуфики.
Различные маркеры игрового пространства (объёмные и плоскостные) – переносной домик, замок, напольные ширмы, накидка-ширма на стол могут стать прекрасным элементом среды для игрового творчества ребенка.
Дети в процессе игры по-разному обозначают игровое пространство, строят множество разнообразных сооружений. С такими игровыми маркерами или моделями можно играть подолгу, придумывать новые игровые действия, не боясь неосторожно разрушить их. Исчезают такие конструкции по желанию самих «архитекторов» игры.
Для развертывания игры детям доступно все групповое пространство: игрушки, дидактический, бросовый материал и др. Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для создания своего игрового образа.
Универсальный «Чудо-сундучок» может использоваться детьми при организации сюжетной игры, драматизации сказок, спектаклей. Размещаются в нем разные предметы – верёвочки, ленточки, лоскутки, детали конструкторов, различные ткани, шарфики, шапочки волшебников, галстуки, палочки и т.д.
Любимым местом для детей может стать «Гримерная», которая наполняется такими элементами, как разнообразные шляпки, кокошники, короны, шапочки волшебника, сказочных персонажей, платки, шарфики, ободки с ушками животных, акварельные краски для создания игрового образа и др.
Но самым удивительным и интересным для детей путеводителем в мир игры может стать такой элемент среды, как обычная платковая кукла.
Ценность таких кукол возрастает, когда дети вместе со взрослым, а затем самостоятельно включаются в процесс волшебства» или, проще говоря, перевоплощения куклы из одного персонажа в другой. Главное – предоставить ребенку огромное разнообразие материалов, с помощью которых творческие руки ребенка могут превратить обычную куклу в любой, задуманный им сказочный персонаж.
Например, если к неоформленной кукле прикрепить волосики, бантики, прикрепить глазки с пышными ресничками, губки бантиком, то получится... Машенька или Аленушка? Из какой сказки – дети придумают сами! Так рождается новый сюжет игры.
Технология изготовления платковой куклы проста, универсальность в том, что лицо у куклы двухстороннее, это позволяет ребенку создавать одновременно лица двух игровых персонажей и обыгрывать их с помощью куклы, лишь переворачивая ее при этом. По желанию ребенок может менять платок или ткань, которая прикрепляется к голове куклы:
• Вырезаем круг из поролона диаметром 25–30 см.
• Подбираем ткань с ворсом для «лица куклы», вырезаем еще два круга, такого же диаметра. Сшиваем, оставляя небольшое отверстие. Выворачиваем, внутрь вставляем поролон. Отверстие зашиваем, вставляя в шов резинку, сложенную пополам.
• Из ниток формируем причёску (прикрепляем небольшие кусочки липучей ленты, в местах соединения с головой).
• Части лица и дополнительные детали изготавливаем по отдельности, на каждую прикрепляем липкую ленту, чтобы ребенок смог самостоятельно, по своей задумке создать образ игрового персонажа.
• На платок или любую ткань подходящего размера в центре пришиваем липкую ленту или пуговицу. На уголки платка пришиваем резинки, для удобного крепления на руках ребёнка. Соединяем все детали – кукла готова.
Платковые куклы могут легко использоваться как педагогом, так и самими детьми в разных видах деятельности – игровой, музыкальной, коммуникативной, изобразительной, театральной, на праздниках и развлечениях. Платковые куклы – это поистине источник радости для ребенка, выражения своих чувств, эмоций.
И мы вернемся к тому, с чего начали: предметно-игровая среда — это не обстановка в комнате. Как развивающая она работает только тогда, когда у нее есть душа. Игровая душа. А рождается эта душа из союза взрослого и ребенка – играющего взрослого и играющего ребенка.
исследовательская деятельность, экспериментирование, метод проектов
Ваша корзина пуста