ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Тапиа К., Пикеринг Э., Коффино Д.Р. Шаг назад – к воспитанию

Полный текст

Тапиа Кристина – директор практики Anji Education Inc. в Саннивейле, Калифорния. Ранее она была классным руководителем детей от рождения до 5 лет.

Пикеринг Эмма – руководитель начальных классов Британской международной школы в Будапеште, Венгрия, демонстрационной площадки Anji Play.

Коффино Джесси Роберт – директор Anji Education Inc. и сопредседатель фонда
True Play.

Примечание редактора

Содержание NAEYC (Национальная ассоциация естественного обучения детей младшего возраста в помещении и на улице) основано на «практике, соответствующей развитию» (DAP), чтобы «способствовать веселому обучению маленьких детей и максимизировать возможности для каждого ребенка полностью раскрыть свой потенциал».

В этой статье представлен подход к обучению, основанный на иной образовательной философии, Anji Play. Читая, подумайте: как Anji Play отражает ценности и принципы DAP? Чем они отличаются? В каких случаях вы могли бы пообщаться с ребенком, чтобы поддержать его обучение? Бывают ли моменты, когда вы могли бы сделать паузу и продолжить наблюдение, прежде чем вмешаться? Многие школы придерживаются определенной философии. Как DAP вписывается в философию вашей программы?

Эмма Пикеринг – британская воспитательница дошкольного образования в международной школе в Будапеште, Венгрия. Однажды она заметила своего 3-летнего сына Раджа, сидящим на корточках рядом с группой детей, играющих в песке. Она предположила, что ее сын хочет присоединиться к группе, и решила продолжить наблюдение. Она начала записывать видео, через некоторое время Радж повернулся и сказал: «Это движется! Вода. Она движется!» Вместо того, чтобы присоединиться к группе и играть с детьми, Радж внимательно наблюдал за потоком воды, бегущей по канавкам, прорытым его сверстниками в песке. Радж был глубоко погружен в свои наблюдения.

Позже Эмма показала детям видео и фотографии, которые она сделала. Радж взволнованно поделился своими впечатлениями: «Я наблюдал за движением воды. Она кружится и кружится, как водоворот. Она движется медленно, а затем быстро».

Если бы Эмма вмешалась и предложила Раджу присоединиться к игре с песком, она бы прервала его процесс открытия и упустила возможность глубже понять интересы Раджа. Получив возможность задавать собственный темп, Радж сумел испытать новый опыт и взаимодействовать со сверстниками на своих условиях. И Эмма, и Радж извлекли пользу из этой практики «отступления назад».

Самостоятельная игра является неотъемлемой частью раннего детства. Однако учителя слишком часто мешают веселым, глубоко заинтересованным увлечениям детей. Мы спешим организовать определенный результат или получить продукт. Мы прерываем конфликт, чтобы предложить свои собственные стратегии посредничества. Мы указываем на то, что, по нашему мнению, дети должны изучать, а не позволяем им самим делать открытия.

Что, если мы сосредоточимся на том, чтобы просто присутствовать и наблюдать? Вместо того, чтобы постоянно вмешиваться в детскую игру, мы можем сделать шаг назад и посмотреть, как дети взаимодействуют с материалами, окружающей средой и друг с другом. Шаг назад дает нам время намеренно наблюдать, слушать и записывать детей, когда они играют. Такая позиция также дает четкий воспитательный сигнал о том, что мы доверяем детским идеям и стратегиям решения проблем и что мы уважаем их радость и свободу действий.

Доверие к выбору детей

Шаг назад начинается с предположения, что, учитывая время и пространство, дети научатся принимать правильные решения. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на взрослых в решении своих социальных ситуаций, они научатся разрешать конфликты, осознавать свои пределы и прогрессировать в социальном и эмоциональном росте. Этот подход лежит в основе Anji Play, разработанной г-жой Чен Сюэцинь из округа Анжи, провинция Чжэцзян, Китай. Г-жа Чен описывает шаг назад как «акт любви, который позволяет детям идти на соответствующий развитию риск и находить радость в глубоко вовлеченном опыте детства». Все практики в этой статье, а также авторы используют подход Anji Play.

В программах Anji Play (как и во всех качественных программах для детей младшего возраста) безопасность и взаимоотношения стоят на первом месте. Безопасность включает в себя выбор проверенных и прочных материалов, а также поддержание безопасной окружающей среды. Безопасность также означает, что учителя дают детям четкие представления о том, как обезопасить себя и друг друга. Учителя сообщают детям, что они не должны причинять вред себе, другим или окружающей среде. Если ребенку грозит физическая травма, он может причинить вред другим или нанести значительный ущерб физической или природной среде, учителя вмешиваются и рассмивают желания ребенка один на один. Если ребенок не готов играть или своим поведением показывает, что в данный момент он нуждается в любви и поддержке взрослого, то его потребность в подлинных отношениях также будет на первом месте.

Мин – 5-летний мальчик в классе Элизабет Тэм в международной школе во Вьетнаме. Многие взрослые своими словами и отношением дали Мину понять, что его поведение вызывает трудности. По этой причине, когда с ним находятся другие дети, они, кажется, ожидают, что Мин сделает что-то, требующее вмешательства взрослых. В начале года Мин ждал, что Элизабет будет вмешиваться во время игры, чтобы разобраться с его поведением. Но поскольку Элизабет практикует «шаг назад», она старалась показать Мину, что он может принимать собственные решения. Она дает ему время и пространство, чтобы узнать, кто он такой и как ориентироваться в своих отношениях и своем окружении.

Знакомая с силой наблюдений и размышлений, Элизабет решила записать Мина на видео, чтобы лучше понять, как он играет. На ее записи Мин идет рядом с группой детей, которые толкают тачку, наполненную водой. У него в руке камень, и он делает движение, как будто собирается бросить его в воду. Дети кричат ему, чтобы он остановился, но он все равно бросает его. Другие дети смеются. Один из них поднимает камень и сам бросает его в тачку, чтобы увидеть всплеск. Камень становится частью детской игры. Элизабет обнаружила, что эпизод, который взрослым может показаться конфликтом, часто является частью естественного процесса обучения детей совместной игре.

Раньше, прежде чем она обратилась к практике «шаг назад», Элизабет остановила бы детскую игру из-за страха, что ситуация Мина приведет к конфликту. Но жесты Мина не были угрожающими. Шаг назад дал ему и его сверстникам время и пространство для общения друг с другом. В течение шести месяцев, пока она продолжала демонстрировать Мину свое доверие, Элизабет стала свидетелем его значительного социального и эмоционального роста. Сверстники начали его уважать и считать ценным членом школьного сообщества.

Прокладывая путь к открытиям

Создавая безопасную среду, учителя могут сделать шаг назад и поверить, что дети, находящиеся под их опекой, будут идти на риск, соответствующий их развитию, и принимать правильные решения о своей собственной безопасности. Предоставление широкого спектра открытых материалов, хранящихся и представленных в хорошо организованном виде, побуждает детей реализовывать в игре свои собственные замыслы.

Келли Роу – преподаватель программы Early Head Start в Лумисе, Калифорния. Поначалу она беспокоилась, что, сделав «шаг назад» и предоставив своим детям возможность самим выстраивать отношения и принимать собственные решения относительно игр, будет чувствовать себя неуютно. Она боялась, что дети захотят ее помощи и не будут чувствовать себя в безопасности. Но как только она сделала «шаг назад», эти страхи исчезли.

Однажды Келли принесла в класс бочки, лестницы, доски, коврики и другие большие предметы. Она наблюдала, как Майлз и Карлос, двое самых физически активных детей, играли с этими новыми материалами. Келли видела, как Майлз поднимается на одну или две ступеньки лестницы, затем спускается вниз. Вместо того, чтобы сразу взобраться наверх, он тратит время на изучение и проверку собственных возможностей и пределов. Майлз не подвергал себя опасности и не ввязывался в то, с чем он не сможет справиться.

Келли также наблюдала, как Карлос и его сверстники начали двигать бочки. Дети заметили, что из-за небольшого наклона игровой площадки бочки набирают скорость, когда их толкают или катят. Они приняли вызов, замедляя и управляя движением бочек.

Они видели путь, по которому движутся бочки, и старались держаться подальше от них. Келли наблюдала за общением, которое происходит, когда дети исследуют и преодолевают эти трудности.

Переосмысление нашего подхода

Есть много причин, по которым воспитатели дошкольников вмешиваются в их игру. Вот некоторые вещи, которые мы могли бы сделать вместо этого.

Когда мы делаем шаг назад и узнаём больше о себе и детях, находящихся на нашем попечении, мы оказываемся в лучшем положении, чтобы продолжать предоставлять возможности и поддержку, необходимые детям, чтобы они брали на себя инициативу в собственных веселых открытиях и росте. Ниже приведены некоторые способы, которые помогут вам сделать шаг назад:

Создайте безопасную и привлекательную среду. Обеспечьте классы и игровые площадки разнообразными подвижными и открытыми материалами, которые дети могут свободно перемещать и использовать. С помощью этих материалов дети могут задействовать свое тело, строить и фантазировать без ограничений, а также решать задачи, соответствующие их собственным потребностям и способностям. Игра, которую они предлагают, дает нам больше возможностей для наблюдения, когда мы делаем шаг назад.

Опустите руки. Дайте ребенку физическое пространство для исследования и принятия рисков, не обращаясь к вам немедленно или постоянно за помощью.

Ничего не говорите. Предоставьте детям пространство для игр и решения проблем без руководства или вмешательства взрослых.

Откройте свои уши, глаза и сердце. Что движет детским любопытством? Что их привлекает? Какие проблемы они решают? Что они пытаются понять? Как они общаются?

Обладая этими знаниями, мы, учителя, получим гораздо более четкое представление о потребностях и способностях наших детей. Мы можем принимать более обоснованные решения об изменениях в материалах и окружающей среде; мы можем предоставить любую необходимую поддержку каждому ребенка, где бы он ни находился.

Незримо присутствуйте. Это ваша возможность наблюдать, записывать и слушать детей, чтобы лучше понять их. Сейчас не время для длительных разговоров с коллегами, перерывов или выполнения других обязанностей.

Сделать этот первый шаг назад может быть непросто. Тем не менее, он может оказать существенное влияние на наши отношения с детьми. Когда мы демонстрируем детям доверие, уважая их намерения, открытия и взгляды, мы демонстрируем им поддержку и понимание. Мы избавляемся от наших предубеждений о них, чтобы узнать, кто они на самом деле. Как выяснили практики в этой статье, сделать несколько шагов назад требует уверенности и целеустремленности, но это может стать важным шагом вперед в нашей практике как педагогов.

Фотографии: предоставлены авторами.

Copyright © 2021 Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.