Тема безопасности дошкольников – одна из основных в образовании. Вместе с родителями педагоги дошкольного учреждения решают задачу по обеспечению сохранности жизни и здоровья ребенка и по обучению безопасному поведению в окружающем мире.
ФГОС ДО предусматривает передачу знаний о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге, правильного поведения в природе, об опасных ситуациях, с которыми могут столкнуться воспитанники в быту и пути выхода из них.
Знания даются детям в соответствии с возрастной группой, и по мере взросления воспитанников расширяются и усложняются. В начале образовательной работы в младших группах детям даются элементарные представления о поведении в природе: не подходить к незнакомым животным, не рвать растения, не тянуть их в рот. По безопасному поведению на улице детям рассказывается о транспорте и дороге. А по ситуациям в быту и играх детей даются представления из разряда «можно и нельзя», «опасно – не опасно».
К концу дошкольного возраста спектр передаваемых знаний настолько широк и разнообразен, что охватывает практически все стороны жизни, с которыми сталкивается человек. Детям рассказывают о спасательных службах, о сфере их деятельности, номерах телефонов этих служб, взаимовлиянии человека и среды с точки зрения безопасного поведения в природе. Полностью охватывается тема пожарной безопасности (от предметов, представляющих опасность, до правил эвакуации в случае тревоги), дети получают знания о безопасности дома, поведении с посторонними, можно ли принимать самим лекарства, пользоваться электроприборами, колюще-режущими предметами и многое другое.
Детям не только передаются знания о чем-либо, воспитанников учат анализировать, сопоставлять, делать выводы, принимать правильные решения. Безопасность дошкольника – это не сумма всех знаний, полученных ребенком за годы нахождения в детском саду, а умение вести себя в различных ситуациях с точки зрения безопасного поведения, понимать и предугадывать варианты развития ситуаций, сознательно избегать их негативного влияния на жизнь и здоровье.
Методическая разработка по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста включает в себя предварительную работу под названием «Неделя безопасности», а также сам квест, который подытоживает знания и опыт, приобретенные и систематизированные детьми на этой тематической неделе.
«Неделя безопасности» – это серия воспитательно-образовательных мероприятий, тема которых определена для каждого дня:
• Понедельник – День дорожной безопасности.
• Вторник – День пожарной безопасности.
• Среда – День безопасности в лесу.
• Четверг – День безопасности в быту.
В эти дни с детьми проводятся беседы и чтение художественной литературы на соответствующие темы, организуются дидактические, сюжетно-ролевые игры, организуются тематические эстафеты.
Завершает «Неделю безопасности» мероприятие, подытоживающее всю воспитательно-образовательную деятельность педагогов – Квест по безопасности, который состоит из пяти «станций». На этих станциях детям предлагаются задания по пяти различным темам.
Проводятся эти мероприятия в июне или в сентябре. Время проведения выбрано не случайно. Перед тем как дети уезжают на дачи, в путешествия с родителями, лесные походы, необходимо напомнить воспитанникам о безопасности. Если квест проводится ранней осенью – это позволяет напомнить детям о правилах безопасности в начале учебного года. Тем более, что погода в данное время позволяет проводить мероприятие на улице. Таким образом, мы решаем не только образовательную и воспитательную задачи, но и укрепляем здоровье детей.
Важным для нас является не только содержание квеста, но и принципы, по которым мы его проводим. Дети учатся работать в команде, слушать мнение друг друга, выбирать наиболее подходящий ответ. Это полностью соответствует основным принципам дошкольного образования, прописанным в федеральном государственном стандарте. Сценарий квеста проходит в дружной деловой обстановке, когда каждый член команды принимает активное участие в работе.
Цель квеста: закрепление правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о безопасном поведении в различных ситуациях. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать правила безопасного поведения. Обобщить и закрепить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам («Дорожная безопасность», «Безопасность собственной жизнедеятельности» «Пожарная безопасность», «Безопасность
в лесу»).
2. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, умение рассуждать, делать выводы.
3. Совершенствовать навыки общения: умение договариваться, налаживать диалогическое общение в совместной игре, распределять обязанности, умение работать в команде.
Оборудование и материалы:
– оборудование для каждой тематической станции (перечень в сценарии каждой станции);
– костюмы ведущих:
• Спасатель;
• Врач;
• Старичок-лесовичок;
• Мухомор;
• Огнетушитель;
• Инспектор ГИБДД;
• Светофор;
• Помеха.
– украшение стартовой площадки;
– маршрутный лист команды (по количеству команд) и наклейки-награды.
Концепция квеста: команды проходят пять этапов, на которых зарабатывают баллы (наклейки) в «Паспорт безопасности». Команд-участниц не более пяти, по числу станций. Передвижение от станции к станции, от этапа к этапу идет по четкому графику, таким образом, что группы не пересекаются. Перемещение идет одновременно у всех команд. Продолжительность мероприятия на каждой площадке – 20 минут. На перемещение – 3–5 минут.
Этапы квеста:
• Станция «Пожарная безопасность».
• Станция «Дорожная безопасность».
• Станция «Безопасность дома и на улице».
• Станция «Безопасность в лесу».
• Станция «Вместе весело шагать» (полоса препятствий).
Перед проведением квеста по безопасности в дошкольном учреждении проводится тематическая неделя безопасности, расписанная по дням недели:
• День дорожной безопасности.
• День пожарной безопасности.
• День безопасности в лесу.
• Безопасность в быту.
В течение тематической недели воспитатели осуществляют:
• чтение и обсуждение художественной литературы: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Кошкин дом» и др.;
• проводят беседы об опасных ситуациях, электроприборах, опасных предметах;
• проводят беседы о поведении на улице, в лесу, с чужими людьми и т.д.;
• организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• организуются досуги с отгадыванием загадок и театрализованной деятельностью по соответствующей тематике;
• организуются тематические эстафеты и т.д.
Накануне квеста группы-участники выбирают капитана, придумывают название команды, эмблему, девиз.
Команды-участницы строятся на стартовой площадке. Звучит музыка. «Спасатель» открывает квест по безопасности.
Спасатель:
Чтобы жить нам без опасностей,
Я хочу сказать, друзья,
Надо правила безопасности
Выполнять всем и всегда.
При пожаре и в квартире
Всем ребятам нужно знать –
и в лесу, и на дороге
Надо правила выполнять.
Дорогие ребята! А вы выполняете правила безопасного поведения? Давайте проверим, все ли вы запомнили эти правила. Мы приготовили для вас необычные задания, интересные вопросы. Каждой команде предстоит пройти по пяти станциям и заработать наклейки в свой паспорт безопасности.
Прошу капитанов команд подойти за вашим паспортом. (Вызываются капитаны команд, каждой команде вручается паспорт безопасности. В паспорте указано, в какой очередности команда проходит этапы квеста).
Итак! Мы начинаем увлекательную квест-игру по безопасности. Старт дан! (Звучит музыка, команды расходятся по этапам-станциям).
Автор-составитель: Титова Л.Ю. воспитатель высшей категории.
Ведущий: «Огнетушитель».
Оборудование и материалы:
• плакаты по пожарной безопасности;
• знаки пожарной безопасности, противопожарное оборудование;
• книжная выставка;
• растяжки с противопожарной символикой;
• загадки;
• мячи, 4 корзины, 2 ведра – для эстафеты.
Распределение оборудования на площадке:
• Уголок для беседы: плакаты, тематические картинки, знаки пожарной безопасности, огнетушитель, противогаз.
• Книжная выставка.
• Место проведения эстафеты.
Детей на станции встречает Огнетушитель.
Огнетушитель: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей). Да, правильно, я – Огнетушитель! А знаете, для чего я нужен? (Ответы детей.) Я хочу вам загадать загадку. Можно? (Ответы детей.)
– Спасибо. О чем идет речь в загадке?
Все ест – не наестся.
А пьет – умирает.
(Огонь)
– Как вы думаете, как получается огонь? (Предположения детей)
– Дети, а огонь – это хорошо или плохо? (Предположения детей)
– Огонь – это хорошо, потому что в холодное время он согревает человека, дает ему тепло, пищу, свет; огонь – это плохо, потому что от огня человек может погибнуть.
– А почему происходит так, что от огня можно погибнуть? Давайте посмотрим на эти картинки. Правильно ли ведут себя дети?
Огнетушитель рассматривает картинки на плакате вместе с детьми, задает вопросы:
– Что может случиться с непогашенной спичкой?
– К чему приводят игры с огнем?
– Что случится, если оставить без присмотра включенный утюг, телевизор, компьютер, электроприборы?
– Какая опасность исходит от газовой и электрической плит?
– К чему могут привести детские шалости с пиротехникой?
– Чем грозит беззаботная встреча веселых праздников?
Огнетушитель подводит итог: нужно выполнять правила пожарной безопасности.
– Но все-таки бывает так, что наступает беда. Что же делать, если вдруг начался пожар? И в такой ситуации вы можете воспользоваться мной и моим другом. (Показывает огнетушитель.) Нужно действовать быстро и не паниковать, никуда не прятаться. А чтобы не задохнуться дымом, люди придумали противогаз (показывает), пожарные им всегда пользуются, спасая людей.
Рассматривает с детьми картинки на плакате.
– Вызови пожарную службу 101. Для этого необходимо знать свой домашний адрес.
– Если огонь небольшой, затуши его при помощи воды или мокрой ткани, если источник пожара – не электричество.
– Привлеки внимание взрослых при помощи крика: «Пожар!»
– Покинь квартиру. Нельзя прятаться в шкафы, под кровать, так как можно задохнуться от угарного газа, и пожарным будет трудно вас найти.
– Если в квартире много дыма, нужно намочить полотенце (или любую ткань) и дышать через него.
– Покинув горящую квартиру, сообщи соседям, что у вас в квартире пожар. Если в квартире много дыма, ее лучше покидать ползком, внизу меньше дыма.
– Не пользуйся лифтом, его могут отключить.
Но чтобы этими правилам никогда не пользоваться, запомните:
Дома, на улице,
Ночью и днем
Будьте всегда
Осторожны с огнем.
– Чтобы мы не забывали про соблюдение правил пожарной безопасности, есть специальные знаки, которые вы уже, наверное, видели. Они есть везде.
(Перед детьми знаки пожарной безопасности. Огнетушитель спрашивает детей, что обозначают эти знаки. Поясняет ответы):
• В местах нахождения комплекта пожарного крана с пожарным рукавом и стволом.
• В местах нахождения пожарной лестницы.
• В местах размещения огнетушителя.
• Указатель выхода. Над дверями эвакуационного выхода или в составе комбинированных знаков безопасности для указания направления движения к эвакуационному выходу.
• Запрещается пользоваться открытым огнем и курить. Использовать, когда открытый огонь и курение могут стать причиной пожара. На входных дверях, стенах помещений, участках, рабочих местах, емкостях, производственной таре.
• Выход здесь (левосторонний, правосторонний). Над дверями (или на дверях) эвакуационных выходов, открывающихся с левой (правой) стороны. На стенах помещений вместе с направляющей стрелкой для указания направления движения к эвакуационному выходу.
Огнетушитель: Какие вы молодцы! А загадки отгадывать умеете?
Днем ли, ночью, утром рано
Если что–то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится.
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ!
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь. (Огонь)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома. (Лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар.
Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут ... пожарный.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей ... водой.
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими ... спичками.
Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).
Огнетушитель: А теперь посмотрим, какие вы ловкие, смелые, сильные. Сможете справиться с огнем?
Дети делятся на две команды.
Оборудование: два ведра, 4 корзины, пластиковые шары (кубики).
Ребенок на старте берет ведро и кладет (зачерпывает в него шар(кубик), бежит к корзине, «выливает» шар (кубик), оббегает корзину, возвращается к команде. Передает ведро следующему.
Огнетушитель: Вы, молодцы! С огнем справились! Получайте наклейку в паспорт безопасности! Я с вами прощаюсь. Не забывайте выполнять правила пожарной безопасности! Счастливого пути!
Авторы-составители: Купцевич Г.В., Темченко Л.Е., воспитатели высшей категории.
Ведущие: «Инспектор ГИБДД» и «Светофор».
Оборудование и материалы:
• Дорожные знаки.
• Магнитная доска для размещения знаков.
• Светофор, жезл.
• Дорожные конусы.
• Корзина с игровым инвентарем: рули, куклы, сумки, мячи для подвижной игры.
• Площадка с дорожной разметкой.
• Детские педальные автомобили.
• Наклейки для команд.
Детей встречает Ведущий в форме инспектора ГИБДД.
Ведущий: Ребята, вы прибыли на станцию «Дорожная безопасность».
Отгадайте загадку:
Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать. (Светофор)
Выходит Светофор.
Светофор: Здравствуйте ребята! Молодцы, вы быстро отгадали про меня загадку. А теперь и мои загадки попробуйте отгадать.
1. Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
2. Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Чтоб друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)
3. Что за транспорт такой,
Что везет тебя домой?
Он бежит туда-сюда,
Упираясь в провода. (Троллейбус)
4. Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (Зебра)
5. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
6. Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место?
Всем нам интересно. (Перекресток)
7. Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
8. Двух колес ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести –
И счастливого пути! (Мотоцикл)
9. Это что за магазин?
Продается в нем бензин.
Вот машина подъезжает,
Полный бак им заливает.
Завелась и побежала.
Чтоб другая подъезжала. (Заправочная станция)
Ведущий: Светофор, а у нас ребята не только могут отгадывать загадки, но и знают знаки дорожного движения.
На магнитной доске закреплены знаки дорожного движения. Ведущий задает вопросы о знаках, вызывает ребенка, который первым поднял руку, показать знак.
• Какой знак обозначает пешеходный переход?
• Какой знак запрещает движение на велосипедах?
• Какой знак показывает, что рядом находится школа?
• Какой знак показывает велосипедную дорожку?
• Какой знак обозначает, что в данном месте можно получить первую медицинскую помощь?
• Какой знак обозначает, что транспортное средство перевозит детей?
• Какой знак обозначает дорожные работы или ремонт дороги?
• Где знак, показывающий место остановки автобуса?
Светофор: Какие молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю поиграть со мной.
Проводится подвижная игра «Светофор» под музыку
Дети делятся на две команды: пешеходы и водители. Дети берут себе из корзин атрибуты для игры (куклы, сумки, мячи, рули и т.д.) На дороге регулировщик, который помогает водителям и пешеходам. Включается музыка со звуками автомобилей – движение осуществляет группа детей, изображающих водителей, музыка меняется – движения осуществляют дети, изображающие пешеходов.
Ведущий: А сейчас проведем викторину на знание правил дорожного движения.
1. Почему опасно разговаривать при переходе улицы?
Если ты, переходя, будешь разговаривать,
Можешь угодить в дорожную аварию.
2. Можно ли играть у дороги с мячом?
Надо помнить ежечасно: у дорог играть опасно!
Надо место выбирать, где не страшно поиграть.
3. Можно ли бежать при переходе улицы?
Перед быстрою машиной никому нельзя бежать!
У дороги надо маму крепко за руку держать!
4. Какая опасность грозит вам, когда вы выбегаете из-за кустов?
Из-за кустов бежать опасно,
Выскочишь беде навстречу.
Осмотрюсь – все станет ясно,
Все машины я замечу.
5. Можно ли переходить улицу там, где нет перехода?
Если перехода нет,
Дай друзьям своим совет,
Поспеши предупредить:
Здесь нельзя переходить!
6. Как обходить автобус?
Стой! Автобус обходить страшно и отчаянно!
Под машину угодить можем мы нечаянно.
7. О чем говорит зеленый свет?
Свет зеленый, не забудь,
Говорит: «Свободен путь!»
8. Что означаете красный сигнал светофора?
Нам на улице не страшно,
Знаем все мы с давних пор:
Красный свет – идти опасно,
Путь закрыл нам светофор.
9. Почему опасно выходить на проезжую часть улицы из-за стоящего транспорта?
Из-за стоящей машины
Выскочить может другая.
Чтоб не попал ты под шины,
Помни – опасность большая!
10. Что означает желтый сигнал светофора?
Желтый свет горит – смотри,
Скоро сможем перейти
Светофор: Молодцы, ребята! Вы были внимательными на дороге, дружными в игре, активными и сообразительными в викторине. Получайте в маршрутный лист наклейку.
Ведущий: А сейчас вам пора отправляться дальше. Счастливого пути!
Авторы-составители: Толмачева Т.Е., педагог-психолог высшей категории, Жегалина Е.Е., воспитатель высшей категории.
Ведущие: «Старичок-лесовичок» и «Мухомор».
Оборудование и материалы:
• Картинки лесных грибов (съедобных
и ядовитых).
• Картинки лесных ягод (съедобных
и ядовитых).
• Игра «Подбери одежду» (магнитная).
• Белые магнитные доски – 2 шт.
• Столики переносные.
Детей на станции встречает Старичок-лесовичок.
Ведущий Старичок-лесовичок: Добрый день! Я рад видеть вас у себя на лесной станции! А какая в лесу может подстерегать опасность? (Ответы детей.) Вы правильно сказали, что в лесу есть опасные насекомые. Может кто-то знает, как называются насекомые, которые могут причинить неприятности человеку?
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает. (Пчела)
Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Кто над нами
Вверх ногами? (Муха)
Старичок-лесовичок: Каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей.) Да, существует такое насекомое как клещ, его укус очень опасен для человека. И для похода в лес надо подбирать правильную одежду, чтобы клещ не смог навредить человеку.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Подбери одежду для прогулки». Давайте мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет подбирать одежду для летней прогулки в городе, на детской площадке. А вторая – для прогулки в лесу.
Цель: подобрать соответствующую одежду и обувь для прогулки в лес и возле дома.
У каждой команды на столе лежит человечек, разнообразная одежда и обувь для прогулки. Дети одевают человечков на прогулку. Побеждает та команда, которая правильно оденет своего человечка. Вместе с детьми обсуждается правильность выбора той или иной детали одежды.
Старичок-лесовичок: Молодцы! Правильно, в лес мы надеваем удобную, закрытую одежду, которая оберегает нас от опасностей в лесу. А на прогулку в городе – легкую одежду. И конечно, не забываем никогда про головной убор.
Одежду мы подобрали, теперь можно отправляться в самую чащу леса, где для вас приготовлены новые задания.
К детям выходит Мухомор.
Мухомор: Сейчас я буду читать вам стихи о правилах поведения в лесу, если эти правила не правильные – вы топаете ногами! Если стихи говорят о правильном поведении в лесу – хлопаете в ладоши. Договорились? (Ведущий перед началом игры топает и хлопает вместе с детьми.)
Дети с ведущим становятся в круг. После каждой пары стихотворений проговариваются правила поведения.
Незнакомых ягод
Полон целый лес,
Оставлять не надо,
Надо срочно съесть.
И грибов здесь много,
Неизвестных нам.
Мы съедим их разом,
Не оставим вам!
Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы-поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот
И от отравления
Доктор не спасёт…
***
Посмотри в гнездо ты птичье
Там на дне лежат яички.
Забери одно домой,
Будет птенчик только твой.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнёзда у птичек
Нельзя разорять!
***
Ежика возьми домой,
Будет ежик жить с тобой.
Молока ему налей,
Приласкай и обогрей.
Для ёжиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом, и зимой:
Поэтому не стоит
Их в город забирать…
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать…
***
Всем нам нравятся цветы,
Лес весь полон красоты,
Ты нарви букет большой,
Он украсит домик твой.
Не надо цветы полевые
Бессмысленно рвать,
Не надо букеты
Из них составлять…
Завянут букеты.
Погибнут цветы…
И больше не будет
Такой красоты!
***
Ты возьми сачок большой,
В лес пойди за красотой.
Бабочку скорей поймай,
Смело в банке закрывай!
Бабочка цветная
Над тобой порхает,
Стрекоза резвится,
Пляшет, веселится.
Лету все так рады!
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
***
Спички в лес возьму я точно,
Разожгу костер я срочно
Под березой, под кустом,
Чтоб горело все огнем.
Без взрослых с огнём
Развлекаться опасно –
Закончиться может
Забава ужасно.
В лесу очень сухо
Бывает порой,
Костёр обернётся
Серьёзной бедой!
Представьте, что пламя
Легко разгорится,
Начнёт полыхать,
Разбегаться, искриться –
Его потушить
Невозможно тогда…
Пожары лесные – Большая беда!
***
Если в лес пошел гулять,
Не забудь поесть ты взять.
Как поешь, ты мусор брось
Под кустом, что рядом рос.
Лесу не обидно,
Под кустом не видно.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Старичок-лесовичок: Вот какие молодцы! Знают, как себя в лесу вести. Что же мы можем увидеть в лесу?
Дети: Цветы, ягоды, грибы.
Старичок-лесовичок: Все ли грибы, ягоды можно собирать?
Дети: Нет.
Старичок-лесовичок: Давайте вместе с вами грибы соберем. Я загадку загадаю, а вы отгадайте название гриба, если он съедобный, в корзинку положу, если нет, отложу.
Дети отгадывают загадки:
Растут в лесу сестрички,
Рыжие…. (лисички).
На пеньке сидят ребята,
Называют их ….. (опята).
Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпа есть, нет головы. (Подосиновик)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... (поганки).
На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает… (боровик)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как петрушка,
Ядовитый… (мухомор).
Мухомор: Ой, и про меня вспомнили! А я вам загадаю загадки про лесные ягоды. Полезные и неопасные мы положим в кузовок. А опасные – даже не будем трогать руками!
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?.. ежевика.
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи – ягода
Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет. (Волчья ягода)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с… малиной.
Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли – не слышно.
Послушайте, дети,
Скажу вам сердито
Что ягоды эти
Весьма ядовиты. (Ягоды ландыша)
Много тёмно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины – … черника.
Старичок-лесовичок: Вот и ягоды мы разобрали! Но я вам хочу сказать: существует правило, которое надо строго соблюдать – и грибы, и ягоды мы собираем только со взрослыми! Есть такие хитрые грибы и ягоды, которые притворяются полезными, очень похожи на съедобные, но они очень ядовитые. Только взрослый человек может их отличить.
Перед тем как попрощаться с вами, я хочу спросить вас о том, что нужно делать, если заблудился в лесу? (Ответы детей.) Я хочу объединить все ваши ответы и повторить их.
Итак, основные правила, как нужно вести себя в лесу, если заблудился:
1. Не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь.
2. Если вас не нашли, не пришли на помощь, а у вас есть с собой телефон – значит, пришло время звонить родственникам, друзьям. Если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда.
3. Если у вас нет телефона, то прислушайтесь к звукам вокруг, заслышав голоса людей, звук машин или поездов – идите в том направлении.
4. Если нет таких звуков, то следует отыскать ручей, он обязательно приведет к реке, если есть река, значит, поблизости будут люди.
5. Если увидели линии электропередач, то следуйте вдоль них, они приведут к деревне или городу.
Старичок-лесовичок: Гуляя по лесу, наслаждайтесь его звуками, красками, дышите чистым воздухом. Человек, который любит и бережёт лес, кто соблюдает правила безопасности, тот становится другом леса. За ваши правильные ответы хочу вручить вам наклейку в маршрутный лист.
Старичок-лесовичок и Мухомор: Счастливого пути!
Авторы-составители: Казакевич Е.В., воспитатель высшей категории; Толмачева Т.Е., педагог-психолог высшей категории.
Ведущие: «Врач» и «Милиционер».
Оборудование и материалы:
• Корзина с предметами для дидактической игры «Раздели предметы на опасные
и безопасные».
• Два подноса: красный и зеленый.
• Магнит на веревочке для опыта.
• Столики переносные.
Детей на станции встречает Врач.
Ведущая-Врач: Здравствуйте ребята!
А вы знаете, что даже дома мы можем встретить опасные и неопасные предметы. Это могут быть приборы, инструменты, лекарства.
Ведущий-Милиционер: Попробуйте отгадать загадки. Они помогут вам узнать домашние предметы, которые при несоблюдении правил обращения с ними могут принести неприятности и даже беду.
Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно! (Нож)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик. (Ножницы)
Врач: А как надо передавать ножницы друг другу? (Повторение правил передачи ножниц друг другу.)
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются? (Иголки)
Демонстрация подушечки-игольницы, где хранятся иголки.
Врач: Как можно найти потерянную иглу? С помощью какого предмета?
Дети: С помощью магнита.
Милиционер: Это действительно так! Посмотрите! (Демонстрация опыта)
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спички)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
Врач: Почему детям нельзя пользоваться стеклянным градусником самостоятельно, без взрослых? (Ответы детей.) А можно детям самим лечиться, если они заболели? Можно самим принимать таблетки? Что нужно сделать? (Надо сказать взрослым.)
Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это?.. (Нож)
Милиционер: Как правильно передавать нож друг другу? (Ответы детей.)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
Милиционер: Где нужно хранить гвозди? Как отыскать потерянный гвоздик? (Ответы детей.)
Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой.
(Молоток)
Врач: Ребята! Я предлагаю вам сыграть в игру «Раздели предметы на опасные
и безопасные».
В корзине лежат предметы (коробок спичек, спицы вязальные с клубком ниток, таблетки в упаковке, молоток, гвоздь, термометр в упаковке, фен, книга, гвоздь, яблоко, печенье в упаковке, кукла, игрушечная машинка, пластмассовая игрушечная посуда, карандаши в коробке, строительный деревянный конструктор, альбом для рисования).
Детям предлагается разложить предметы из корзины на два подноса: на красный – опасные предметы, на зеленый – неопасные предметы.
Милиционер: А сейчас, ребята, мы вам расскажем о разных ситуациях, которые могут произойти дома. Попробуйте найти правильный выход в каждой из них, ответов будет несколько.
1. Представьте такую ситуацию: родители оставили вас дома одних, а в дверь кто-то постучал или позвонил.
• Обязательно впущу.
• Впущу, если скажут, что они знают моих родителей.
• Никого не впущу, позвоню родителям.
2. Вы гуляете на улице. К вам подошла женщина и попросила помочь найти ее котенка около соседнего дома. Что вы будете делать?
• Хорошие дети всегда помогают, я тоже ей помогу.
• Нельзя разговаривать с чужими на улице, и уходить с чужими тоже нельзя.
3. Представьте, что вы потерялись в магазине или на улице. Как вы думаете, что нужно сделать?
• Надо громко плакать.
• Пойду искать свой дом.
• Надо спросить помощи у взрослых: на улице у милиционера, в магазине у продавца.
4. Представьте такую ситуацию: вы гуляете на детской площадке, вдруг какой-то незнакомец схватил вас за руку и хочет увести с площадки. Как вы думаете, что нужно кричать?
• Отпусти, мне больно руку.
• Я не хочу с тобой идти.
• Я вас не знаю! Помогите, я не знаю этого человека!
5. На улице бегает чужая собака. Что нужно сделать?
• Погладить ее.
• Угостить бутербродом.
• Нельзя подходить к собакам на улице, они могут быть опасны!
6. Какую ошибку совершили козлята из сказки «Волк и семеро козлят»?
• Не с первого раза открыли дверь.
• Не предложили волку выпить чаю.
• Открыли дверь, не посмотрев в дверной «глазок».
7. Что делать, если посторонний человек на улице угощает тебя шоколадкой?
• Надо быстро ее съесть.
• Надо сказать сначала «спасибо», а потом съесть.
• Нельзя брать ничего из рук чужих людей.
Врач: Спасибо, ребята, Мне было интересно беседовать с вами. Мы рады, что вы знаете и стараетесь соблюдать правила пользования опасными предметами. Соблюдая эти правила, вы никогда не окажетесь в опасной ситуации!
Милиционер: Помните, что к вам на помощь всегда могут прийти взрослые люди. Получайте в маршрутный лист наклейку. А сейчас вам пора отправляться дальше. Счастливого пути!
Авторы-составители: Курочкина Т.К., педагог высшей категории; Толмачева Т.Е., педагог-психолог высшей категории.
Ведущие: «Спасатель» и «Помеха».
Оборудование и материалы:
• обручи 10–12 шт. среднего диаметра;
• бревно гимнастическое;
• барьеры;
• комплекс для лазания («лабиринт»).
Проводится на физкультурной или любой другой просторной площадке. Дети заходят на площадку.
Ведущий-Спасатель: Здравствуйте, ребята! Ответьте мне на вопрос: «Дружные ли вы?» «Поможете ли вы другу в случае опасности или беды?» (Ответы детей.) Вы большие молодцы! Потому что вместе легче преодолеть любое испытание и справиться с любой бедой.
С другом твоим приключилась беда?
Не покидай ты его никогда,
А подбодри, «Все в порядке!» – скажи,
Помощь посильную сам окажи.
Если ему не сумеешь помочь,
Не убегай ты испуганно прочь,
Взрослых на помощь зови поскорей!
Время и силы свои не жалей!
Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают в беде!
А теперь я предлагаю вам выполнить задание на моей площадке. Только есть одно условие: вы будете все делать, держась крепко за руки, если вдруг ваша цепочка порвалась, вся команда отправляется на линию старта и испытание выполняется снова.
Входит Помеха.
Помеха: Ага! Взялись за руки! А я вам не дам проходить испытание и буду вам мешать!
Спасатель: Помеха! Не мешай ребятам. Вот увидишь, у них все получится.
Дети, взявшись за руки и образовав цепочку, выполняют различные предложенные испытания: пройти по дорожке из 10 обручей (перешагивая из обруча в обруч), пройти боковым приставным шагом по гимнастическому бревну, пройти в наклоне под высокими барьерами, пройти «змейкой» между стойками, пролезть между перекладинами гимнастической лестницы боком и т.п.
Помеха и Спасатель следят за правильным выполнением задания.
Спасатель: Молодцы, ребята! Вот видишь, Помеха, ребята справились с заданием, они были внимательны и преодолели все препятствия. Ребята знают, что только вместе можно преодолеть трудности!
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он?
Он ринется помочь.
(Валентина Кошелева)
Получайте в маршрутный лист наклейку. А сейчас вам пора отправляться дальше. Счастливого пути!
Команды-участницы строятся на стартовой площадке. Звучит музыка. Персонажи, ведущие тематических станций, выстраиваются в костюмах перед детьми: «Спасатель», «Врач», «Старичок-лесовичок», «Мухомор», «Огнетушитель», «Инспектор», «Светофор», «Помеха».
Спасатель: Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш квест по безопасности. Расскажите, интересные были задания? Вам понравилось? Пришлось ли вам столкнуться с трудностями при выполнении заданий, которые вам подготовили ведущие? А все ли команды заработали наклейки в паспорт безопасности? Молодцы! Теперь мы уверены – вы знаете все правила безопасного поведения и будете их соблюдать.
Если вдруг беда у нас случится,
На кого мы можем положиться?
Кто нам руку помощи протянет?
Кто надеждой на спасенье станет?
Есть в стране спасательный отряд
Смелых и находчивых ребят.
К нам на помощь мчат под вой сирены,
Чтоб решить возникшие проблемы.
Я желаю вам, чтобы вы никогда не попадали в опасные ситуации! Счастливого пути!
Команды-участницы проходят круг почета под марш.
Паспорт безопасности
Команда ____________________
Прохождение этапов квеста:
Пожарная безопасность_______
Дорожная безопасность_______
Безопасность дома и на улице_______
Безопасность в лесу_____
Полоса препятствий_____
«Вместе весело шагать»______
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
2. Вохринцева С. Раскраска. Окружающий мир. Пожарная безопасность. – Екатеринбург: Страна фантазий, 2000.
3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2010.
6. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. – М., Центр педагогического образования, 2008.
7. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – М., 2006.
8. Наглядное пособие. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Чтобы не было пожара. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
9. ОБЖ. Безопасное общение «Беседы с ребёнком». – М.: Карапуз, 2013.
10. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой. – М.: Ритм, 2016.
11. Павлова О.В. Пожарная безопасность в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.
12. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: в 2 кн./ Сост. С.Д.Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
13. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, Беседы. Игры.
14. Правила противопожарной безопасности. – М.: Маленький гений-Пресс.
15. Сайт с загадками http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei
16. Сайт с загадками http://zagadki1.ru
17. Сайт с загадками https://klub-drug.ru/doshkolniki/zagadki-pdd.html
18. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М., 2006.
19. Стихотворения про ПДД http://azbez.com/node/1702
20. Усачев А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей. – М., 2007.
21. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
22. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет. – М., ТЦ Сфера, 2009.
Ваша корзина пуста