ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Тимофеева М.Н. Повышение качества познавательного развития дошкольников через внедрение образовательных технологий

Полный текст

Тимофеева Марина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №163,
г. Тверь, mtmtmt163@mail.ru

В статье рассматривается проблемы познавательного развитие у дошкольников и пути их решения, формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательная активность, качество образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагают поиск новых форм организации деятельности ДОУ, методов, приёмов работы с детьми. Качество современного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, видение перспектив развития каждого ребёнка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов, и воспитанников [4, с.5]. ФГОС ДО определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО). Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития.

В содержание образования входят такие компоненты как:

  • освоение ребенком различных культурных практик, а не приобретение конкретных знаний, умений и навыков.
  • описание новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

В процессе приобретения универсальных культурных умений дети овладевают культурными практиками.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Одна из самых актуальных проблем в обучении – развитие познавательной активности дошкольников, ведь важнейшие черты детского поведения – это постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, любопытство и поиск новых сведений об окружающем мире. Рождаясь исследователем, ребёнок внутренне стремиться к исследованию, что порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы развитие психики ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Следует отметить, что ФГОС дошкольного образования ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых компонентах, особое внимание уделяя организации познавательно-исследовательской деятельности, решению познавательных задач, применению экспериментирования, использованию проектирования.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Познавательный интерес содействует проникновению в сущность отношений, связей, закономерностей освоения действительности. Также к эффективным методам познавательного развития дошкольников относится и проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов, умения самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В качестве дополнения к основной образовательной программе, с целью активизации познавательной деятельности детей в детском саду были использованы технологии развивающего обучения авторов: Г. Альтшуллер (элементы технологии ТРИЗ), А. Савенкова (метод исследовательского обучения) и созданная на базе детского сада «Экологическая тропа» [3].

Была подобрана оптимальная форма овладения детьми разными технологиями, которые давались детям через игры, алгоритмы в совместной и самостоятельной детской деятельности. Путем решения противоречий дети овладевали новыми знаниями, изобретали неизведанное, придумывали что-то новое, ранее неизвестное.

В старшем дошкольном возрасте наибольшую актуальность приобретает практический метод, при котором главное – не подача информации, а совместная деятельность, где ребенок равноправный партнер, а не объект воздействия. Один из приемов, который часто используется в педагогической практике, – взаимообучение. Это когда ребенок вовлекается в процесс самопознания, самооткрытия. Заключается он в том, что до занятия дети получают определенное задание, которое выполняют, используя следующие источники информации: «подумать», «спросить у другого человека», «узнать из книг, интернета», «понаблюдать и поэкспериментировать». После чего презентуют свой материал перед сверстниками (например: ребенок готовит мини-сообщение о водяных часах, изготавливает вместе с родителями их модель и презентует сверстникам на занятии или в свободной деятельности).

За счет таких заданий дети повышают свой познавательный интерес. Неуверенные дети имеют возможность самореализации. Получают не готовые знания, а «открывают» их самостоятельно под руководством взрослого. И важным условием такой работы с детьми является готовность педагога идти за познанием воспитанников, без ограничения их рамками своих знаний. Кроме того среди практических методов обучения детей, используемых при формировании познавательной активности дошкольников, выделяется ряд наиболее эффективных с точки зрения развивающего обучения:

  • моделирование (дети учатся действовать при помощи моделей, схем, заместителей), модели находятся в свободном для детей доступе и изготавливаются по мере необходимости детьми совместно с педагогом «Календарь погоды», «Условия роста и развития растения» и др.»;
  • макетирование (ребенок непосредственно познает тайны окружающего мира, взаимодействие предметов и явлений в нем, причинно-следственные связи).
  • Детьми, родителями, педагогами были созданы макеты «Климатические зоны», «Русская изба», «Динозавры», «Солнечная система» и др.
  • коллекционирование – дает ребенку не только возможность удовлетворения права обладания чем-либо, но и несет большую познавательную нагрузку.

Взаимодействуя с предметами коллекции, дети узнают об их свойствах, происхождении, применении и т.п. В течение года, учитывая желания детей, собирались коллекции: камней, значков, природных материалов, семян, сувениров «По городам и странам», предметов с изображением государственной символики. Познавательный интерес содействует проникновению в сущность отношений, связей, закономерностей освоения действительности.

Основную роль в развитии ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом гуманистические ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на реализацию познавательных возможностей дошкольника. Педагог должен уметь так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. А это требует тщательного анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Список литературы

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учеб. пособие. – СПб., 2005. – 203 с.
  2. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольника / Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – с. 96–106.
  3. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Феникс, 2005. – 98 с.
  4. Сосункевич О.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Молодой ученый, 2014. – С. 59–61.
  5. Кривомлина О.В. Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.10. – С. 131–135.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.