ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Томас Хенчель, Т.В. Волкова. Особенности современной дошкольной образовательной среды: опыт Германии

Полный текст

Общественное дошкольное воспитание в Германии имеет отличительные особенности и очень давние традиции.

Важно отметить, что в каждой федеральной земле Германии есть существенные отличия, как в самом образовательном процессе, так и в администрировании и финансировании образовательных учреждений.

В Германии нет единого образовательного стандарта и программы, поэтому сам педагогический процесс более вариативен, чем в России, а нормативно-правовая база дошкольных учреждений регулируется законами конкретной федеральной земли.

В детском саду может быть от 20 до 200 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент) вместе, а не посменно. По норме в группе на двух педагогов при этом приходится от 9 до 15 детей. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.

В целом весь образовательный процесс фокусируется на познавательном, языковом развитии, физической активности и здоровье. И самый главный акцент ставится на воспитании не столько успешного, сколько счастливого ребенка.

Каждый детский сад развивает свою педагогическую концепцию и направления в работе с детьми, делая акценты на определённом профиле, например, активность (спорт), здоровьесберегающие технологии, окружающая среда и экология (занятия при этом проходят в естественной среде, на природе), творческое развитие и так далее. В детском саду могут быть, как и привычные для российской практики групповые помещения, которые посещают дети одной возрастной категории, или реализуется принцип открытого пространства, когда каждый ребенок внутри детского сада может по своему выбору находиться в любом месте учреждения и, где бы он ни оказался, везде для него найдется привлекательное занятие. Большинство детских садов Германии в работе с детьми реализуют элементы философии педагогической системы Монтессори.

Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные, в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно-воспитательной работы.

Часто в детских садах работают: исследовательская лаборатория, комната для конструирования, физкультурный зал, детская кухня, комната для творческих занятий, библиотека и т.п. Обычно существует тема недели, и по утрам, когда дети приходят в детский сад, воспитатели вместе с детьми садятся в круг и обсуждают планы на день: кто чем хотел бы заняться в рамках текущей темы, и что, можно было бы сделать всем вместе. То есть, как таковых занятий, в той форме, как принято в России, в немецких садиках нет. Исследование, то есть самостоятельное нахождение ребёнком пути решения какой-либо задачи – основополагающий, приоритетный модуль немецкого образования.

В Германии нет специальных детских садов для детей с особенностями здоровья – все детские сады (Kita) инклюзивные. Родители ребенка с особенностями развития (с ОВЗ) могут отдать ребенка в любой детский сад, и ребенку обеспечат соответствующий уход и присмотр. Если в саду, в который обратились родители, нет условий для конкретного ребенка с инвалидностью, родителям посоветуют другой детский сад, где эти условия есть. И, как правило, родители следуют рекомендациям. Индивидуальные занятия предусмотрены для всех детей. Но есть и экспериментальные площадки, например, когда инклюзивный детский сад специализируется по одному профильному направлению в работе с особыми детьми, то есть с одним определенным диагнозом, например, с детьми с синдромом Дауна, которые посещают детский сад соответственно совместно с нормотипичными детьми.

Основная идея инклюзивного образования в Германии связана не с изменением ребенка, а с изменением взрослых: как они должны измениться, изменить среду, чтобы создать для ребенка комфортные условия для развития.

В России чаще считается, что тьютор должен непосредственно помогать конкретному ребенку, то в Германии он, прежде всего, должен так грамотно организовать образовательное пространство, чтобы ребенок имел возможность учиться и играть, быть органично интегрирован в группу (класс).

То есть тьютор организует пространство для всей группы воспитанников/учащихся и предоставляет свои услуги всем детям. Он работает, прежде всего, с нормотипичными детьми и педагогами, чтобы научить их принимать «особых» детей/взрослых и находиться в одном сообществе с ними. 

Например, берлинская образовательная программа одинакова для всех детей, как обычных, так и с нарушениями здоровья. На детей с ОВЗ также, как и на всех других составляется портфолио, которое ведется на протяжении всего дошкольного периода, при этом для каждого ребенка с особенностями здоровья составляется индивидуальная программа. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают воспитатели, в чьей группе находится ребенок с ОВЗ, совместно с психологами, дефектологами, логопедами. Но данные специалисты не являются штатными работниками дошкольных учреждений, а приглашаются из других профильных организаций. В Германии разведены дошкольные учреждения, здравоохранение и диагностика, но при этом осуществляется теснейшая взаимосвязь между всеми организациями. Создание органичного образовательного пространства для всех детей: и нормотипичных, и с особенностями развития – это прежде всего работа воспитателя.

С каждым ребенком занимаются индивидуально, независимо от того, есть ли у него особенности в развитии или нет. Воспитанник сам выбирает педагога, тему, которая ему интересна. Такие занятия очень важны не только для воспитанника, но и для педагога, который в их ходе наблюдает за ребенком и его развитием.

Однако программы и методики – не самое главное. Гораздо важнее отношение педагогов к образовательному процессу и детям, их готовность учиться через наблюдение за воспитанниками: какие у них потребности, интересы, как они развиваются, что необходимо у них формировать, чтобы участвовать полноценно в общественной жизни.

В организации образовательной среды детского сада чаще реализуется принцип открытой педагогики в разных формах, когда детских саду нет групп в привычном для российской практики понимании, а есть тематические комнаты. Воспитатель «закреплен» не за группой детей, а за конкретным помещением. Дети свободно перемещаются по комнатам, согласно своим интересам, и реализуют себя в выбранных деятельности и пространстве, например, занимаясь в лаборатории, библиотеке, творческой мастерской или в спортивным залом.

Каждый ребенок в свою очередь закреплен за конкретным педагогом, который и составляет для него образовательный маршрут. Помещения оснащены по принципам избыточной достаточности и доступности, т.е. так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

Образовательное пространство тематических комнат (групп) организовано как инклюзивное: то есть присутствует оборудование и для особых, и для нормотипичных детей. Безбарьерная среда организуется педагогами так, когда в центре их внимания актуализируются потребности и ресурсы каждого ребенка, которые отражаются в дизайне помещений, выборе игр, проектной работе и пространстве.

Перед педагогическим коллективом ставится задача так использовать возможности ребенка, чтобы компенсировать его нарушения. Прежде всего, отмечаются не проблемы воспитанника и его дефициты, а сильные стороны, умения и способности.

Таким образом, в Германии иной взгляд на инклюзию, организацию и реализацию инклюзивной среды, которая не существует сепаратно, не относится к какому-то особому направлению образования, а является естественной составляющей жизни общества, и общей педагогической концепции. Нет отгораживания детей от реального мира, от его правил и рисков. Педагоги делают установку не на запреты, а на правила. Ключевая составляющая в системе дошкольного образования Германии – формирование и развитие самостоятельности, зоны ответственности ребенка, формирование навыков коммуникации, приспособления/выживания в разных ситуациях, умения принимать других, толерантно взаимодействовать и воспринимать разнообразие мира.

В Германии давно и широко распространена практика вовлечения детей и подростков в знакомство и активное взаимодействие с городской средой. Существуют детские научно-исследовательские центры, в которых дети активно учатся мастерить, изобретать, экспериментировать, рисовать и т.д., в зависимости от тематического направления деятельности центров. В черте города также могут функционировать детские фермы, как внешкольные образовательные организации, транслирующие неформальное обучение детей, целью которых является развитие самостоятельных навыков ребёнка посредством проведения занятий в мастерских фермы (уход за животными, сельскохозяйственные и строительные практики).

Также в Германии существует практика взаимодействия детского сада с домом престарелых. Цель гуманная: поддержать пожилых людей, и приучать малышей к заботе о другом человеке. Дети и пожилые люди разговаривают, читают сказки, делятся историями из жизни, вместе разучивают песни, мастерят, танцуют. К встречам готовятся основательно и ждут их с нетерпением. Педагоги наблюдают интересные изменения: дети с проблемами концентрации устанавливают с пожилыми людьми более тесный контакт. Таким образом реализуется социально-значимое взаимодействие, прививание детям гуманистических прин­ципов.

Список литературы

1. Волкова Т.В., Прочухаева М.М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: Учеб.-метод. пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2019
2. Волкова Т.В. Организация работы в разновозрастной дошкольной группе. Отечественная и зарубежная практика // Современное дошкольное образование. – 2018. – №5(87).
3. Волкова Т.В. Как воспитать счастливого ребенка. Особенности дошкольного образования Германии // Школьный психолог. – 2015. – №10 (535).
4. Хенчель Томас. Детский сад в Германии: коротко о главном https://pedsovet.org/beta/article/detskij-sad-v-germanii-korotko-o-glavnom?fbclid=IwAR0qKgna6bRh_SVP1z1g4VAGyJCOzRAfc1rCvlMQS7mMPJOMFT_v4PJchwQ
5. Хенчель Томас. Нам понадобится не одно десятилетие для создания органичной инклюзивной среды // https://pedsovet.org/beta/article/tomas-hencel-nam-ponadobitsa-ne-odno-desatiletie-dla-sozdania-organicnoj-inkluzivnoj-sredy

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.