ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Т.С.Комарова. О некоторых вопросах развития способностей и одарённости детей

№4 2019 Т.С.Комарова. О некоторых вопросах развития способностей и одарённости детей
Аннотация

Тема способностей и одарённости не нова. Общество заинтересовано в формировании творческих личностей. В статье рассмотрена история взглядов на одарённость великих педагогов, предпосылки развития одарённости.

Полный текст

Tема способностей и одарённости не нова. Общество заинтересовано в формировании творческих личностей. Многие крупнейшие педагоги мира считали необходимым выявлять и развивать одарённость и способности детей, начиная с дошкольного детства. Об этом говорили уже в XIV–XV веках. Томас Мор и Томмазо Кампанелла считали необходимым сознание для этого эстетически оформленной среды, включая картины природы. И.Г. Песталоцци выделил компоненты одарённости:

• хотение (мы бы назвали это интересом к тем или иным явлением, предметам);

• воление – волю – как стремление выполнять какие-то действия, и, наконец

• умения – возможность создавать что-то по своему желанию и умению.

Я.А. Коменский в 1650 г. выступил с докладом «О культуре природных дарований». В этом докладе он убедительно доказывал, что культура одарённости может успешно развиваться только на основе хорошего образования всех детей в государстве. Педагог-ученый горячо убеждал правителей европейских государств создать в своих государствах условия, чтобы все дети получали хорошее образование.

Процесс развития способностей сложен и достаточно длителен. Как человек, долгие годы работавший с детьми раннего и дошкольного возраста, считаю, что способности и одарённость можно и нужно развивать как можно раньше. Разумеется, это, как правило, не способности в полном смысле этого слова, а предпосылки, которые по мере их развития становятся основой развития различных способностей. Что мы имеем в виду под предпосылками? Это – развитие движений обеих кистей рук и всех органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и кинестезические ощущения.

Б.М. Теплов, раскрывая понятие способностей, отмечал, что способности – это не врожденные особенности человека, как считали многие до него. Врожденными, по мнению ученого, могут быть анатомо-физиологические особенности, он называет их задатками, которые лежат в основе развития способностей. А сами способности являются результатом развития.

Наш отечественный педагог К.Д. Ушинский в капитальном труде «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» раскрывает функции каждого органа чувств, их связь с нервными волокнами, передающими информацию от периферии (непосредственно от органов чувств) в центр (головного или спинного мозга). Именно от него идёт импульс по другим нервным волокнам (ответная реакция) к мышцам в виде движения.

Для развития художественной деятельности и способности к ней необходимо развитие искусности движения рук ребёнка, как одного из важнейших компонентов способностей к рисованию, созданию образов на основе сформированности представлений в процессе непосредственного рассматривания окружающих предметов и объектов действительности. Этому было посвящено моё исследование проблемы «Формирование графических навыков у дошкольников», которое было опубликовано и переведено на японский язык и издано в Японии в 1972 году.

Утверждая необходимость наглядного обучения, К.Д. Ушинский раскрывает его суть: это обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком, будут ли эти образы восприняты при самом учении под руковод­ством наставника или прежде, самостоятельным наблюдением ребёнка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нём строит учение.

Ф. Фрёбель первый из выдающихся педагогов мира посвятил свою деятельность воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и написал две большие книги: «Воспитание человека» и «Детский сад». Он считал необходимым и советовал родителям с первых же дней после рождения ребёнка подвешивать к его колыбели разные предметы, меняя их по форме, величине, цвету по расстоянию от глаз, от рук младенца, чтобы он мог тянуться к ним руками, схватывать их, охватывая и ощупывая форму предмета.

Великий отечественный ученный И.М. Сеченов говорил о необходимости познания предмета не только зрением (ведь глазами человек видит предмет с одной стороны, а руки помогают «увидеть» предмет с другой стороны). При этом мы отмечаем, что малыш отчетливее воспринимает форму предмета и запоминает ее, если в её познании участвуют не только глаза, но и руки.

Особого внимания требует период раннего детства от рождения и до школы, включая и начальную школу. С рождения и до двух лет требуется повышенное внимание к развитию у детей органов чувств и движений. Недаром на это обращали внимание как величайшие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фрёбель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский), физиологи (И.П. Павлов, И.М. Сеченов) и психологи (Э. Мейман, Б.Ф. Ломов), психофизиологии (В.М. Бехтерев, Н.А. Бернштейн), педагоги (Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), художники (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, Е.И. Чарушин, П.П. Чистяков) и многие другие.

Особенно важно развивать восприятие и движения обеих рук и пальцев. Недаром японцы говорят, что ум ребёнка – на кончиках пальцев, и после трёх лет уже поздно начинать их развитие.

А наш педагог – директор Павлышской школы В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И это значит, что развитие рук ребёнка необходимо не только для успешного овладения рисованиям, что само по себе весьма ценно, но и для интеллектуального развития детей, для развития у них художественных способностей.

Изучая исследования по проблемам способностей, я пришла к выводу, что способности нужно не только выявлять, но развивать, начиная с раннего детства через развитие органов чувств.

Развитие способностей определяется развитием органов чувств детей. Большое значение развитию органов чувств придавал К.Д. Ушинский, который в своём фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» подробно описывает строение каждого органа чувств (зрения, которое он считает самым сложным, слуха, тактильные чувства, чувства вкуса, обоняния и мышечные чувст­ва, вызываемые мускульными движениями) и раскрывает функции каждого органа чувств.

Известный отечественный педагог-дидакт И.Я. Лернер выделил черты творчества, которые в процессе художественной деятельности могут быть сформированы у детей
в начальных и более старших классах школы.

Однако проведенные нами исследования показали возможность формирования ряда черт у детей пятого, шестого и седьмого года жизни в процессе изобразительной, конст­руктивной и проектной деятельности, что, безусловно, способствует развитию способностей и одарённости.

По мере расширения исследований по способностям и одарённости философы, психологи, педагоги стали выделять конкретные составляющие тех или иных способностей. Так, профессор Э. Мейман провел ряд экспериментов, направленных на выяснение причин, не позволяющих многим детям и взрослым людям овладеть рисованием. Проведенные наблюдения позволили ученому выделить 9 причин, мешающих человеку создавать изображения.

Предлагая разные задания по рисованию, он выявил и другие причины неспособности к этой деятельности.

Обобщая результаты своего исследования, автор объяснил неспособность к рисованию следующими причинами:

1) не пробуждена воля к анализирующему видению и замечанию» красок вещей;

2) даже при наличии такой воли анализирующее видение не даётся человеку;

3) неудовлетворительностью (в особенности неполнотою и неясностью) зрительных вспоминаемых образов, неудовлетворительностью памяти на формы и краски; отсутствием памяти на пространственные положения;

4) неспособностью сосредотачивать внимание на зрительных вспоминаемых образах, особенно в течение самого акта рисования;

5) неудовлетворительностью координации зрительных вспоминаемых образов (и воспринимаемых образов) с движениями, выполняемыми при рисовании;

6) тем, что вспоминаемые образы нарушаются видом возникающего рисунка и несоответствием последнего намерениям рисующего;

7) полным отсутствием усвоенных схем для рисунка. Здесь имеется в виду закрепившийся опыт рисования тех или иных предметов, что впоследствии Н.П. Сакулиной было названо графическими образами (Прим. Т.К.);

8) тем, что человек не понимает проецирования пространства трёх измерений на плоскости;

9) недостатком искусности руки.

Ученый подчёркивает необходимость развивать у детей и взрослых соответствующие представления и умения. Эта позиция автора нам представляется гуманной и, с нашей точки зрения, заслуживает одобрения.

Мы заботимся о том, чтобы все дети смогли овладеть рисованием, лепкой, аппликацией и испытать радость творчества. В этом мы видим гуманизм разработанной нами методической системы и путь к развитию способностей и одарённости, и не только художественно-творческого и интеллектуального направления.

После того как исследователи стали выделять виды способностей и одарённости, появилась возможность представить структуру разных способностей. Это позволило обнаружить, что кроме специфических для каждого вида способностей компонентов есть такие, которые включены не в одну какую-либо способность, а в ряд способностей. Вместе с тем они являются психическими процессами, качествами личности. Это такие компоненты, как интеллект, воображение, трудолюбие, воля, эмоциональное отношение
к искусству, окружающему миру и творческой деятельности.

По мере развития науки, появления новых данных о проявлении способностей и одарённости у детей на разных этапах их жизнедеятельности стали выделяться наряду с интеллектуальной одарённостью другие её виды (музыкальная, художественная, двигательная и т.д.).

Фундаментальные работы зарубежных и отечественных учёных В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ко­ва­лёва, А.М. Матюшина, А.И. Савенкова, Н.П. Са­кулиной, С.И. Карповой, Т.С. Ко­ма­ровой, М.Б. За­цепиной и других, определили компоненты одарённости и способностей детей от рождения и до окончания школы по разным направлениям способностей.

Проблема формирования и развития способностей и одарённости детей, с нашей точки зрения, может и должна решаться в двух направлениях. Первое – потенциальные возможности у малышей в первые же дни после рождения. В качестве потенциальных возможностей мы рассматриваем органы чувств и нервно-проводящие пути, по которым импульсы от органов восприятия передаются в соответствующие центры головного мозга.

Этот путь связан с сенсомоторным развитием младенцев. В зарубежной и отечественной педагогике, в том числе и в наших исследованиях и исследованиях наших учеников по проблемам воспитания и развития детей от рождения до трёх лет и далее до школы, а затем и в школе. При этом необходимо учитывать интересы детей, которые проявляются очень рано. Это можно обнаружить уже в 1–2 года от рождения.

Второе направление – выявление одарённых детей и разработка пути их дальнейшего сопровождения с целью развития их одарённости.

Проведенные нами исследования показали, что формирование способностей невозможно без развития психических процессов и качеств для успешного осуществления ребёнком приоритетной для него деятельности:

• Ощущения, восприятие качеств предметов: форма, цвет, величина, основной части и составляющих частей, пропорций, положения в пространстве и др., включение операций сравнения, установление сходства и различий.

• Формирование образных представлений.

• Формирование воображения.

• Развитие памяти, интеллекта.

• Формирования творчества (развитие творческих черт личности в разработке И.Я. Лернера).

• Эмоциональное положительное отношение к создаваемым изделиям, рисункам, конструкциям.

• Овладение способами деятельности.

• Развитие самостоятельности, дисциплинированности.

• Стремление заканчивать начатое дело.

• Желание усовершенствовать результаты своей деятельности и дополнять созданные изображения и проекты новыми деталями.

Анализ трудов зарубежных и отечественных психологов и педагогов, а также результатов собственных исследований и исследований моих учеников позволил мне выделить три обязательных составляющих способностей и одарённости любого направления:

Первая – интеллектуальный компонент.

Вторая – трудолюбие.

Третья – чувство ритма, необходимое для осуществления любой деятельности, особенно же двигательной, музыкальной, изобразительной, создания комплексных проектов, коллективных композиций.

Важнейшие условия, обеспечивающие развитие способностей и одарённости у детей в разные возрастные периоды: бережное, уважительное отношение к детям, проявляющим более высокий уровень развития, интерес к тому или иному направлению деятельности, области знания; поощрять любознательность детей, развитие интересов, поиск ответов на возникающие у детей вопросы; индивидуальный подход к каждому ребёнку; создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей в приоритетном для каждого направлении в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования; включение родителей в совместную работу по развитию одарённости и способностей; повышение квалификации педагогов всех уровней образования в направлении работы по выявлению одарённых детей и формирования способностей у детей от рождения и на всём протяжении обучения.

Необходимым условием для развития творческого мышления, ассоциативных связей, воображения и творчества, обязательных компонентов способностей и одарённости является интегрированное построение жизнедеятельности ребёнка, взаимосвязанное включение в образовательный процесс разнообразного содержания и видов деятельности.

В нашем исследовании разработана и апробирована диагностика уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ушинский показывает механизм дейст­вия органов чувств и подчёркивает необходимость их раннего развития. Большое значение К.Д. Ушинский придавал мускульным чувствам, определяя эти чувства как сложные, сравнивая с самым сложным органом –
глазом.

В мускульных чувствах педагог-ученый выделил произвольные, вызываемые произвольными движениями. Мускульные чувства, связанные с движением от воспринимающего органа волокнами нервными, вызывают напряжение большее или меньшее, постоянное или прерывающееся. Они идут от центра и к периферии создают впечатления истрачиваемой нервной силы. Второе ощущение по мысли педагога-ученого – это ощущение результатов движения, и идёт оно от периферии к мозговому центру.

По мнению Ушинского, мускульные ощущения следует разделить на пассивные и активные. К пассивным он относит «чувство тяжести предмета, положенного на руку, лежащую спокойно, а к активным – чувство веса, когда мы поднимаем тяжести. Тогда становится понятным, почему при перерезе задних корней спинномозговых нервов, т.е. тех, которые передают мозгу внешние впечатления, сильно страдают сложные движения мышц».

Чтобы показать важное значение мускульного чувства, Ушинский подчёркивает, что почти всё человеческое тело состоит из бесчисленного множества мускулов, составляющих одну его массу, поэтому человек беспрерывно получает бесчисленное число мускульных ощущений из разнообразных движений тела.

Педагог, изучая проявления мышечных чувств, подчёркивает важное значение мускульных чувств в жизненных актах и результаты, доставляемые ими. Мышечные (мускульные) чувства возникают при любых движениях человека. Благодаря осознанию связи движения с мышечными ощущениями и чувствами ребёнок постепенно начинает понимать возможность изменять движения, подчиняя их своим желаниям и возможностям.

Чтобы понять важность мускульного чув­ства и оценить его функции, нужно знать, что почти все человеческое тело состоит из бесчисленного множества мускулов, от которых мы получаем множество ощущений от разнообразных движений.

Б.М. Теплов в своём исследовании подчёркивает, что при установлении основных понятий учения об одарённости наиболее удобно исходить из понятия «способность».

Учёный отмечает, что в понятие «способности» можно выделить три признака.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отделяющие одного человека от другого…

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. И далее подчёркивает: «Мы не можем понимать способности как врождённые возможности индивида, потому что способности мы определяем, как индивидуально-психологические особенности «человека», а эти последние по существу не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

способности, одарённость, развитие способностей и одарённости