Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями; Глухов В.П. – блоками-квадратами; Большева Т.В. – коллажем; Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Задачи мнемотехники:
1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
2. Расширение представлений об окружающем мире.
3. Развитие связной устной речи.
4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
5. Развитие внимания.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
• модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно- пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
• картинографию;
• коллажи;
• планы-схемы;
• мнемотаблицы.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения;
• контрастные рамки и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов.
Например: «большой дом».
Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, идет работа по составлению предложения.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: Осенний лист.
Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.
Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (Морковь).
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.
одержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Например:
Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!
Мнемотаблицы используются для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений.
Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.
Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
• при составлении рассказа;
• при заучивании стихотворения;
• пересказа сказки.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повышается концентрация внимания, усидчивость.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –
М.: Ось-89, 2006. – 272 с.
2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
3. Одинцева А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 52-53.
4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10.
Ваша корзина пуста