ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

V Всероссийский съезд работников дошкольного образования

№6 2018 V Всероссийский съезд работников дошкольного образования
Аннотация

23–24 ноября в Москве прошел V Всероссийский съезд работников дошкольного образования «Федеральная и региональная политика в сфере дошкольного образования». В его работе приняли участие более 300 человек – представители Минпросвещения России, Государственной Думы Российской Федерации, члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, руководители профильных министерств и ведомств из регионов, педагоги и методисты.

Полный текст

Открытие съезда прошло под председательством заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной и транслировалось в онлайн-режиме на сайте Минпросвещения России.

Выступая перед делегатами съезда, министр просвещения О.Ю. Васильева отметила, что сегодня более 7 млн воспитанников получают дошкольное образование, а также присмотр и уход в детских садах всех форм соб­ственности. Это почти на 1,5 млн больше, чем в 2012 году.

– Главное достижение предыдущих пяти лет – реализация мероприятий, направленных на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, – сказала министр.

О.Ю. Васильева сообщила, что доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет в среднем по Российской Федерации на 1 ноября 2018 года составляет 80,84%.

Глава Минпросвещения России также рассказала, что 1 сентября текущего года началась апробация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра (АООП ДО РАС).

– Апробация проходит на базе детских садов 6 субъектов Российской Федерации. Это Воронежская, Псковская, Тамбовская, Тюменская области, Краснодарский край и Москва. В рамках апробации программы запланирована разработка учебно-методического комплекса и соответствующих примерных рабочих программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на разных этапах дошкольного образования, – заявила министр.

О.Ю. Васильева информировала, что Министерством совместно с регионами начата работа по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет.

– Эта задача решается в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях и стратегиче­ских задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», – пояснила Ольга Юрьевна.

Министр также сообщила о разработанном Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проекте Профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)».

– Сейчас профстандарт одобрен Наци­ональным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В ближайшей перспективе мы рассчитываем на его утверждение Минтрудом России, – сказала министр.

Она обратила внимание, что свидетельство, подтверждающее уровень квалификации «няни», повысит социальный статус этих работников.

– Нам еще предстоит определить содержание услуги по присмотру и уходу за детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, для повышения качества выполнения таких услуг, – резюмировала О.Ю. Васильева.

Второй день форума был посвящен федеральной и региональной политике в сфере дошкольного образования. На пленарном заседании выступила заместитель министра образования Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

Заместитель главы Минпросвещения России подчеркнула, что работа по совершенствованию системы дошкольного образования должна быть не только зафиксирована в отчётах, но и очевидна для родителей, сотрудников образовательных организаций и управленцев.

Т.Ю. Синюгина проинформировала, что в России были успешно реализованы мероприятия, направленные на обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, следующий шаг – обеспечение такой же доступности для детей раннего возраста – от 2 месяцев до 3 лет. При этом особого внимания требует методическое обеспечение работы с детьми раннего возраста, для детей данной возрастной категории также должен быть обеспечен не только присмотр и уход, но и реализация соответствующих образовательных программ.

Заместитель министра призвала навести порядок с передачей данных из региональных информационных систем электронной очереди по учёту детей дошкольного возраста в федеральную систему.

– В рамках решений, принятых на этом съезде, нам нужно навести порядок на уровне муниципальных и региональных информационных систем с передачей всех сведений по учёту детей дошкольного возраста в федеральную систему. Всё должно работать без сбоев, – заявила Татьяна Юрьевна.

Она также обратила внимание делегатов съезда на содержание и реализацию стандартов дошкольного образования.

– Прошу сосредоточиться в течение этого года на глубоком анализе содержания дошкольного образования, в каждом субъекте и муниципалитете разобраться в том многообразии образовательных программ, которое существует, чтобы на управленческом уровне было чёткое понимание, что даёт реализация конкретных образовательных программ на уровне образовательных организаций, муниципалитета и региона, – сказала Татьяна Юрьевна.

Т.Ю. Синюгина отметила необходимость взаимодействия с педагогическими колледжами и вузами в целях обеспечения системы дошкольного образования квалифицированными кадрами.

– Мы должны взаимодействовать с педколледжами и педвузами по вопросам подготовки кадров, выстраивать мотивационную систему, чтобы к нам приходили самые успешные, нужные системе дошкольного образования выпускники с возможностью их поддержки в получении высшего образования в том числе. Это должна быть системная работа со стороны управленцев. Если в этом вопросе не будет поддержки на уровне субъекта, то никакой муниципалитет с этой проблемой самостоятельно не справится. Причём профориентация должна начинаться еще со школьной скамьи. Нужно разрушить стереотипы, связанные с тем, что воспитатель – это тот, кто занимается присмотром и уходом. Сегодня это другой уровень, и об этом надо говорить! – заключила Т.Ю. Синюгина.

В рамках пленарного заседания также были рассмотрены стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе двухдневной работы съезда состоялись мастер-классы, доклады лауреатов
IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2018», дискуссионные площадки и работа по секциям на базе образовательных организаций Москвы.

По материалам официального сайта Минпросвещения РФ https://edu.gov.ru

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.