ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

В.Е.Евдокимова. Организация турниров по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста

№19 2019 В.Е.Евдокимова. Организация турниров по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста
Аннотация

В статье рассмотрены испытания турнира по робототехнике для детей дошкольного возраста «Сказочный турнир», проходившего в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в декабре 2018 года. Одной из задач, которые ставит перед педагогами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является развитие логического мышления. Для решения столь сложной задачи требуется создание особых условий обучения детей, изменение концепции образовательной деятельности. В последние годы получает развитие использование робототехники и в детском саду, и в школе. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области художественно-эстетического и познавательного развития, организации игрового обучения с помощью образовательного конструктора. При работе с образовательным конструктором необходимо учитывать, что занятия должны быть для детей увлекательными, творческими и познавательными. При внедрении образовательных конструкторов в работу дошкольных образовательных учреждений педагог ставит перед детьми множество задач, которые дошкольники незаметно для себя реализуют и изучают в процессе обучающих, познавательных занятий. Данные занятия позволяют лучше подготовить детей к школьному обучению по таким критериям, как развитие речи, ведь участок мозга, отвечающий за речь, развивается лучше при развитии мелкой моторики рук; в свою очередь, развитая моторика позволяет легче и быстрее овладеть техникой письма. Помимо этого, у детей развиваются психические процессы: память, внимание, мышление, лучше развивается познавательный компонент, а также формируются многие важные качества личности: умение доводить начатое дело до конца, мотивация к учению, ответственность за результат.

Полный текст

Актуальность

Современное поколение детей дошкольного возраста способностью свободно и легко оперировать быстроразвивающимися техническими новинками (игровыми приставками, техническими игрушками, планшетами, телефонами) отличается от детей, приходивших в детский сад пять-десять лет назад. Современный ребенок – это исследователь и изобретатель.

По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии является наиболее дефицитной в российском обществе. Готовить специалистов для этих сфер, с учетом постоянного роста объемов информации, необходимо с дошкольного возраста.

Кружок по робототехнике для дошкольников

В ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» уже несколько лет в рамках отделения дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста, младших школьников, а также учащихся старших классов общеобразовательной школы организуются занятия по робототехнике [3; 6; 7; 9; 11].

Целью кружка является формирование у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Реализация программы кружка позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы [9; 10].

Занятия по робототехнике способствует развитию:
• мелкой моторики;
• навыков математики и счёта;
• навыков конструирования;
• навыков работы в команде.

На занятиях детям предлагаются конструкторы LEGO Education «Простые механизмы» и «WeDo полный» в соответствии с возрастными особенностями. Это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить много полезной информации о современной науке и технике. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами крепления деталей, у них формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Лего-конструирование и робототехника являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), а воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

«Сказочный турнир» по робототехнике для детей дошкольного возраста

Приведем пример организации городского турнира по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказочный турнир».

В турнире, кроме детей, посещающих кружок по робототехнике для дошкольников, принимали участие и дошкольники образовательных организаций города Шадринска Курганской области.

Целью турнира по робототехнике «Ска­зочный турнир» (далее Турнир) является выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей детей, повышение интереса дошкольников к техническому моделированию, популяризация и развитие робототехники в образовательных организациях.

Основными задачами Турнира являются:
• привлечение обучающихся к инновационному, научно-техническому творчеству
в области робототехники;
• пропаганда робототехники и LEGO-конструирования как учебной дисциплины;
• формирование новых знаний, умений и компетенций у детей дошкольного возраста в области инновационных технологий, механики и программирования.

Турнир проводится в очной форме в виде личного первенства в двух категориях:
• начинающие;
• любители.

Длительность Турнира не более 40 минут. В турнире участвуют только дети от образовательных организаций.

В категорию «Начинающие» попадают дети дошкольного возраста, посещающие кружки по робототехнике, в категорию «Любители» – дошкольники, не посещающие кружки, но которые любят заниматься конструированием.

Турнирные испытания

Дошкольники внутри каждой категории соревнуются друг с другом. В каждой категории предусмотрено по четыре испытания.

Для категории «Любитель»: «Визитка», «Викторина по сказкам», «Мороз-воевода», «Мастерская Деда Мороза».

Для категории «Начинающий»: «Визитка», «Викторина по сказкам», «Василиса Премудрая», «Мастерская Деда Мороза».

В начале Турнира дошкольникам выдаются зачетные книжки, в которые выставляются баллы за испытания. На каждом испытании есть судьи соревнований, которые и выставляют баллы в книжку. На рис. 1 и рис. 2 представлены зачетные книжки для категорий «Любители» и «Начинающие».

Участники Турнира сами выбирают, с какого испытания им начать или консультанты помогают дошкольникам определиться с выбором испытания. Все испытания подобраны так, чтобы были задействованы разные виды деятельности дошкольников.

Рассмотрим более подробно турнирные испытания.

Первое турнирное испытание – «Визитка» – одинаково для категории «Начинающие» и «Любители». Каждый участник представляет себя в роли определенного сказочного персонажа, к которому он себя относит. Сказочный персонаж должен быть из русских народных и авторских сказок.

 

Рис. 1

Рис. 2

Второе испытание – «Викторина по сказкам». Участникам предлагаются разные задания, связанные с персонажами русских народных и авторских сказок, их действиями и привычками. Стоит отметить, что в положении турнира в качестве приложения участникам предлагался примерный список сказок, задания по которым представлены в викторине.


Рис. 3

Данное задание представлено в виде теста, созданного в программе PowerPoint. Всего в тесте дошкольникам предлагается 10 вопросов. Каждый вопрос закрытого типа с одиночным выбором ответа. Первая страница теста выглядит как на рис. 3. На первой странице не использовались лишние объекты (рисунки), чтобы дошкольники сосредоточили внимание на дальнейших ответах на вопросы.

После запуска теста перед участником появляются вопрос, на который необходимо выбрать верный ответ, щелкнув на картинку (рис. 4). Так как не все дошкольники умеют хорошо читать, каждая страница теста (задание) озвучена. Звук появляется автоматически после запуска слайда, значок звука «Граммофон» на слайде не отображается. Все остальные вопросы имеют такую же структуру.

 

Рис. 4

После того как все вопросы будут пройдены, программа считает верные ответы и выдает результат, представленный на рис. 5. Судья смотрит количество верных ответов и выставляет их в зачетную ведомость.


Рис. 5

Следует отметить, что участники могут исправить свои ошибки или пройти тест еще раз, но при этом они получают новый результат на балл ниже. В этом случае судья объясняет дошкольникам, какой результат они могут получить и вместе определяют, стоит использовать данный шанс или нет. Например, при ответе на вопросы викторины участник получил 9 баллов из 10. Если он использует дополнительные возможности и пройдет тест еще раз и наберет 10 баллов, то ему все равно в зачетную ведомость поставят 9 баллов. Но если участник получил 8 баллов, как на рис. 5, то он может в итоге получить 9 баллов. Это сделано для того, чтобы дошкольники могли продумать свои действия «на шаг вперед», что очень важно для дальнейших занятий по робототехнике.

Третье испытание – «Мороз-воевода». Участникам предлагается выполнить графический диктант. Так как Турнир проводится в канун Нового года, то и объекты графического диктанта связаны с Дедом Морозом. Задание – нарисовать по клеточкам, например, дом Деда Мороза (рис. 6), или ключ от дома Деда Мороза (его домашних животных: кошку, собаку или животных, живущих в его лесу: зайца, медведя). Все задания графического диктанта одинаковой сложности, с одинаковым количеством шагов.

Рис. 6

Четвертое испытание – «Мастерская Деда Мороза». Участникам предлагается за ограниченное время собрать по инструкции как можно больше моделей разной сложности. Для этого задания используется конструктор фирмы LEGO Education «Простые механизмы» (рис. 7).


Рис. 7

При сдаче готовой модели участники должны не только верно собрать представленные модели, но и правильно назвать все детали, которые были использованы в конструкции.

Турнирные соревнования для категории «Начинающие»

Как уже было сказано выше – первое и второе испытание были аналогичны испытаниям категории «Любители», поэтому начнем сразу с третьего испытания – «Василиса Премудрая». Участникам предлагается по картинкам с изображениями персонажей русских народных и авторских сказок выстроить правильную последовательность их действий в сказке, например, няньки мышонка в сказке «Сказка о глупом мышонке», а именно выложить последовательность героев, к кому она приходила в гости: утка – жаба – лошадь – свинка – курица – щука – кошка.

Четвертое испытание называется также как в категории «Любитель» – «Мастерская деда Мороза» – но в качестве испытания проводится конкурс, направленный на развитие технического творчества. Участники должны выполнить домашнее задание, которое прописано в положении турнира – из своего кон­структора собрать конструкцию, придумать название и объяснить ее предназначение. Участники к нему готовятся заранее, дома собирают конструкции, модели. Но при представлении их должны правильно назвать детали конструктора.

Общий счет баллов за Турнир формируется суммой баллов, полученных в испытаниях. Ребенок, набравший наибольшее количество баллов, считается победителем.

Подобные соревнования дают возможность дошкольникам в социально приемлемой форме раскрыть личностные качества: целеустремленность, настойчивость, принятие быстрых решений.

Обсуждение результатов соревнования, как положительных, так и отрицательных, закладывает основы адекватной самооценки. Беседы помогают ребенку увидеть свои сильные и слабые стороны и поставить новые цели для самосовершенствования, учат преодолевать огорчение от проигрыша.

Проведение подобных турниров, без сомнения, будет очень полезно для дошкольника. Робототехника полностью соответствует духу времени, позволяет подготовить ребенка к реалиям жизни, где механизмы играют ключевую роль.

Список литературы

1. Аленина Т.И. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.-метод. пособие / Т.И. Аленина, Л.В. Колотова, И.О. Сичинская. – Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012. – 156 с.
2. Барбашина Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы / Г. Барбашина, Г. Глушкова, Е. Муратова // До­школьное воспитание. – 2014. – №5. – С. 84–91.
3. Бельков Д.М. Задания турнира по робототехнике «Малые олимпийские игры роботов» / Д.М. Бельков, М.Е. Козловских, И.Н. Слинкина // Информатика в школе. – 2018. – №2. – С. 47–55.
4. Бусова С.Ю. Особенности внедрения образовательной робототехники в обра­зо­вательном учреждении / С.Ю. Бусова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф., 2013.– С. 218–220.
5. Гагарина Д. Робототехника в детском саду: зачем, сколько стоит и как проходят занятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/. – 23.04.2019.
6. Гордиевских В.М. Развитие интереса школьников к механике и программированию средствами образовательной робототехники / В.М. Гордиевских, А.А. Кораблев // Не­пре­рывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конфе­ренции, 2016.
7. Гордиевских В.М. Роль робототехники в подготовке будущих инженеров-программистов // Вестник Шадринского государственного педаго­гического университета. – 2016. – №2 (30). С. 47–50.
8. Гордиевских В.М. Микроконтроллеры LEGO EV3 и ARDUINO UNO как технологиче-ская основа для курса робототехники в вузе робототехники / В.М. Гордиевских, А.А. Ко­раблев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – №3 (31). – С. 160–163.
9. Евдокимова В.Е. Использование робототехнических устройств как основы для обучения конструированию и про­граммированию в старшем дошкольном возрасте / В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова // Мир науки, культуры и образования. – 2018. – №2. – С. 250–253.
10. Евдокимова В.Е. Организация заня­тий по робототехнике для дошкольников с ис­пользованием конструкторов LEGO WEDO / В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова// Информатика в школе. – 2019. – №2 (145). – С. 60–64.
11. Мирошина Т.Ф. Образовательная робототехника в ДОУ / Т.Ф. Мирошина, Л.Е. Соловьева, А.Ю. Могилева. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 216 с.
12. Неродигречка М.В. Робототехника в школе: особенности и актуальность. [Элект­ронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/robototehnika_v_nachalnoy_shkole_aktualnost_i_osobennosti.-356181.html. – 23.04.2019.
13. Основы Лего-конструирования: мето­дические рекомендации / В.А. Калугина, В.А. Тавберидзе, В.А. Воробьева. – Курган: ИРОСТ, 2012. – 67с.
14. Официальный сайт LEGO EDUCATION [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://education.lego.com/ru-ru. – 23.04.19.
15. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей. – Челябинск, 2012. – 72 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html. – – 23.04.2019.
17. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,2013 г. – 149 с.
18. Халамов В.Н. Робототехника в об­разовании. – Всероссийский учебно-мето­ди­че­ский центр образовательной робо­тотех­ники. – 2013. – 24 с.
19. Чекалёва Е.А. Робототехника: конст­руирование и программирование // Школьная педагогика. – 2017. – №2.1. – С. 58–63.
20. Шадронов Д.С., Крылов Н.В. Робо­тотехника в современном образовании // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 241–243.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

турнир по робототехнике, турнирные испытания, дети дошкольного возраста, конструктор LEGO Education