ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

В.И.Ашиков. Мировая культура детям. Неделя во Флоренции

№20 2019 В.И.Ашиков. Мировая культура детям. Неделя во Флоренции
Полный текст

Вот уже пять лет ежегодно по несколько раз в году мы ездим с детьми нашего Семейного клуба и их родителями в разные страны, а также по городам и местам нашего московского региона, связанным с историей, искусством и культурой России, включая, конечно, и Москву. Едем мы для знакомства с шедеврами искусства, чтобы увидеть сокровища мировой культуры.

Выбираем для этого города и страны с богатым культурным наследием. Перед каждой поездкой проводим в клубе подготовительные занятия, шьем для каждой поездки свою форму, печатаем скетч-буки, освещающие содержание поездки и в которых дети будут делать зарисовки. Для этого у них есть наборы карандашей, маркеров и маленькие складные стульчики.

Такие поездки мы назвали «Школой творческих путешествий». В этих путешествиях везде, где бы мы ни были, в какой музей, храм, галерею или природный объект мы ни приходили, везде дети рисуют то, что видят, то, на что мы обращаем их внимание, о чем им рассказываем. Делаем мы это с целью привлечения внимания детей к тому, что вместе с ними хотим увидеть и узнать, чем восхититься, чтобы усилить их восприятие красоты.

Если маленькому ребенку не помочь в этом, он может и не заметить, а значит и не воспринять ту красоту, то прекрасное, ради чего мы осуществляем наши путешествия. Делание зарисовок в этом очень помогает. Дети до трех-четырех лет рисуют в основном как хотят. С детьми постарше можно уже рисовать по определенным законам создания рисунка, так сказать строить рисунок. Это объясняют им педагоги, показывают, как это делать, рисуя перед ними и рассматривая объект рисунка. Те дети, которые проходят это у нас на занятиях без труда это понимают и делают.

Наше творческое путешествие во Фло­ренцию в октябре 2019 года мы приурочили к 500-летию памяти Леонардо да Винчи, которое отмечалось в этом году в мире, и в частности во Флоренции большой выставкой «Ботаника Леонардо».

В нашей программе также запланировано посещение галереи Уффици, и мы заранее выбрали несколько картин, экспонирующихся в этой всемирно известной галерее и решили их «оживить» в клубе. Делаем мы подобные вещи уже много лет и эта, можно сказать, игра хорошо работает. Мы выбираем наиболее похожих на персонажей картин участников поездки – кого-то из родителей, детей, одеваем их на сколько возможно в похожую одежду и фотографируем. Потом в галерее мы будем искать данные картины, и дети будут радоваться этим маленьким находкам и открытиям. Поиск, желание найти персонажа картины, в которого «превращался» ребенок или его мама, папа поможет детям больше обращать внимания на экспонируемые произведения искусства даже без нашей помощи.

В этот раз мы выбрали такие картины:

Мариотто Альбертинелли. Посещение.

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо Монтефельтро

Андреа Монтенья. Портрет кардинала Карло де Мидичи

Аньоло Бронзино. Портрет Джованни Медичи

 

Мазаччо. Мадонна с младенцем

Детям и в большей степени родителям мы рассказали, кто изображен на каждой картине, с чем связаны сюжеты, и кто авторы этих картин. Вот что у нас получилось.

Итак, в очередной раз мы летим во Флоренцию. В этот раз в нашей группе шестеро детей: София (6 лет, 5-й раз) с мамой, Егор (7 лет, 1-й раз) с мамой, Мира (6 лет, 1-й раз) с мамой, Миша (2года и 11 месяцев, 1-й раз), он с мамой и папой присоединится к нам через три дня, Катя (15 лет, 1-й раз) без родителей и Лоренцо (3,5 года, местный житель), они с мамой и папой примкнут к нашей группе во Флоренции. А также мы – четверо педагогов Семейного клуба «Семицветик»: Валерий и Светлана и наши дочери – Лада и Елена. Также с нами летят еще трое наших сыновей, один из них будет снимать фильм о поездке.

Флоренция. День 1-й

Все расселились в разных местах исторического центра города, кто где хотел. Флоренция город не большой и исторический центр – это фактически зона для пеших прогулок. Все участники нашего творче­ского путешествия заранее были занесены в группу в WhatsApp, в которой мы выкладываем информацию, фотографии, делимся впечатлениями.

В первый день в назначенное по программе время мы собрались на площади Микеланджело (Piazza Michelangelo). Это не очень большая площадь на холме, с которого хорошо видна панорама города. Здесь собираются туристы и местные жители часто к закату солнца любоваться, как оно садится над городом и исчезает за его стенами. Посреди площади стоит Давид – копия статуи Микеланджело. Кто такой Давид и Микеланджело мы заранее нашим детям рассказали. Надо еще сказать, что кроме скетч-бука, в котором размещена краткая информация о каждом объекте нашей программы мы размещали в группе WhatsApp до поездки более подробную информацию о местах
и произведениях искусства, которые запланировали посещать и с которыми знакомиться.

Вид на Флоренцию с площади Микеланджело

Сбор на площади Микеланджело

Налюбовавшись панорамой города со смотровой площадки, мы отправились в сад роз, расположенный поблизости. Это небольшой участок земли, размером один гектар, на котором более 150 лет взращивают самые нежные сорта роз, ярких ирисов и лимонов. Здесь мы рисовали рыбок в небольшом бассейне, цветы, фотографировались.

День 2-й

На следующий день была запланирована встреча у главной достопримечательности Флоренции – собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо). Напротив собора расположен Баптистерий, в котором крестили флорентийцев в прошлые века, и неподалеку музей при соборе – Опера дель Дуомо. Все это мы посетили до обеда, а во второй половине дня – знаменитая церковь Санта-Кроче, расположенная на одноименной площади.

Известный во всем мире уникальный купол Дуомо, созданный Брунелески, на вершину которого юный Леонардо да Винчи со своим учителем Верроккьо умудрились поднять золотой шар с крестом, изобретя для этого специальный механизм, известен нашим детям хорошо. В клубе можно видеть его на обложках книг, в качестве сувениров, сложенным из картона и т.д.

На занятии в клубе

Любоваться собором Санта-Мария-дель-Фьоре можно часами. Фасад собора богато украшен фигурами, орнаментом, символами. В создание фасада вложил большую сумму наш соотечественник, промышленник Демидов, чей герб в знак благодарности флорентийцев размещен у главного входа в собор.

Наши дети, рисующие на улицах и площадях, в музеях и соборах, облеченные в необычную форму (в этот раз символом на ней стало дерево Леонардо да Винчи), постоянно и повсеместно привлекают внимание туристов, они подходят, спрашивают откуда мы, фотографируются рядом. Наших ребят это не смущает, они всегда доброжелательно реагируют.

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Дети рассматривают фасад собора

Рисуем купол Дуомо

Дальше мы направились в музей Опера дель Дуомо. Это замечательный музей, в нем собраны многие произведения искусства, которые раньше находились в соборе Дуомо. Здесь же можно увидеть знаменитую Пьету Микеланджело.

В музее Опера дель Дуомо

После музея мы пошли к Баптистерию, который находится поблизости. Фло­рен­тийский Баптистерий – одно из самых старых зданий города. У него очень красивые золотые ворота, на которых изображены многочисленные библейские истории. Эти ворота высоко оценил Микеланджело через 50 лет после их создания, назвал «Вратами рая». Но это копии, оригинальные панели находятся в музее Опера дель Дуомо (на фото выше). Интересно, что копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

В Баптистерии

После перерыва на обед, собравшись в центре города у Дуомо мы пошли пешком на площадь Санта-Кроче (Святого Креста) к одноименной церкви (Базилика Санта-Кроче). По дороге обращали внимание на разные необычные для нас вещи, например, на чугунные кольца на старинных дверях. Они предназначались, для того, чтобы ими стучать в дверь, звонков ведь тогда не было. Сами по себе эти кольца представляют настоящие произведения искусства, ни одно не повторяется.

В витринах маленьких магазинчиков тоже можно увидеть много интересного.

В магазине, посвященном Пиноккио

На площади Санта-Кроче рядом с церковью возвышается памятник Данте. Мы с детьми поразмышляли об орле у ног великого писателя, отца современного итальянского языка, попытались отгадать, о чем орел думает, почему так смотрит на Данте?

Маленький Лоренцо делает зарисовки

Юный мыслитель Егор

Перед входом в базилику Мира решила побегать, а Валерий поразмышлять

В самой церкви Санта-Кроче множество захоронений великих флорентийцев и не только: Галилео Галилей, Микеланджело, Вазари, композитор Россини, изобретатель радио Маркони и многие другие. Это настоящий флорентийский Пантеон. Здесь много красоты – фрески Джотто, необыкновенно красивые витражи… В базилике Санта-Кроче мы провели несколько часов, рисовали, наблюдали, изучали.

Дети в базилике Санта-Кроче

Алтарная часть церкви

В саду при церкви можно побегать, полюбоваться растущими лимонами. Здесь же музей и капелла Пацци, которую построил тот же Брунеллески. Говорят, что при сооружении капеллы мастер опробовал технику возведения купола, которую впоследствии блестяще реализовал в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо).

Рисуем капеллу Пацци

День 3-й

На третий день в первой половине дня у нас по программе площадь Сеньории
и Палаццо Веккьо.

Площадь перед дворцом Палаццо Веккьо, названная площадью Сеньории, во все времена была центром политической и общественной жизни Флоренции. На площади большое количество статуй – персонажей древнегреческой и древнеримской мифологии. Сам же Палаццо Веккьо, что в переводе означает Старый Дворец – одно из главных туристических мест Флоренции. Здесь работал городским нотариусом отец Леонардо да Винчи – сер Пьеро да Винчи. В настоящее время дворец служит ратушей (первоначально — купеческая управа, позже — городская дума).

Палаццо Веккьо

Насмотревшись на мраморных гигантов на площади, мы задержались у входа во дворец. И вот почему. Со стеной дворца, находящейся за спиной статуи Геркулеса, связана интересная легенда. Говорят, что на этой стене нацарапан рисунок самим Микеланджело. Он вроде бы наблюдал за казнью некоего преступника на площади Синьории и поспорил с товарищем, что сумеет нарисовать лицо приговорённого на стене, стоя к ней спиной и не поворачивая головы. И мы нашли этот рисунок!

Мы, конечно, не удержались попробовать сделать то же самое, только на бумаге фломастером. Заданием было нарисовать дерево.

 

Мира и Егор рисуют не глядя

Наше занятие привлекло внимание многих туристов

Войдя во дворец, мы попали в большой зал. На стенах огромного размера фрески с батальными сценами работы Вазари. В центре зала ряды стульев, на которых мы расселись и стали рисовать.

«Зал пятисот»

На фресках очень выразительно были изображены кони, мы выбрали их.

Егор попытался изобразить лилию – герб Флоренции, который он увидел на правительственной трибуне, стоящей прямо перед нами.

В зале, называющемся «Карта мира»

После Паллаццо Веккьо у нас по программе и согласно купленным заранее билетам подъем на купол Санта-Мария-дель-Фьоре. Его верхняя точка находится над землей на высоте 90 метров. Лестницы очень узкие, вдвоем разминуться сложно и преодолеть придется 460 ступенек. Однако подниматься решили все! Для подъема на сам купол, нужно пройти по мостику с внутренней стороны купола, после этого будет еще лестница. Пока мы обходим купол с внутренней стороны, успеваем посмотреть все фрески, изображенные на нем. Фрески создавал Джорджо Вазари.

И вот мы поднялись на смотровую площадку! Какой вид!

И здесь мы не смогли не рисовать.

После обеда идем на встречу с шедеврами живописи во всемирно известную галерею Уффици. Перед входом в галерею нас встречает каменный Леонардо да Винчи. Но через мгновение мы видим, что он живой. Наши ребята по очереди опустили ему в коробочку по монетке и получили записочки на итальянском с благословением на творчество.

Для Уффици мы заранее напечатали для всех детей маленькие буклеты с нашими «живыми картинами», чтобы дети могли, глядя в них найти эти картины.

В Уффици можно провести целый день и даже больше, столько здесь прекрасных работ великих художников Эпохи Ренессанса и более поздних веков. Обо всем не рассказать. Конечно мы задерживались в залах Сандро Ботичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи, рисовали, всматривались в картины. Расскажу только о наших находках. Конечно, мы нашли все картины, которые уже стали нам близкими и любимыми. Дети восторженно вскрикивали «вот она!», «сюда, сюда!». Мы подходили к каждой, фотографировали, сравнивали еще раз с тем, что у нас получилось дома в клубе.

В галерее Уффици мы пробыли около трех часов и, конечно, не успели как следует рассмотреть все картины. Но и того, что мы увидели и на чем сосредоточили свое внимание достаточно, чтобы считать проведенное здесь время полезным для каждого из нас. Ведь дело не в том, чтобы пробежать вдоль всех стен с картинами и сказать, что видел всё.

Можно сколько угодно стоять перед самым прекрасным шедевром живописи и ничего не почувствовать. Это зависит от развитости восприятия человека, от его внутренней культуры. Поэтому мы всегда, где бы ни были, в каких странах, галереях и музеях, стараемся сосредоточить внимание и восприятие детей на выбранных нами заранее или спонтанно вместе с детьми на месте нескольких произведениях искусства, чтобы каждый ребенок сумел в них больше увидеть и что-то почувствовать, чтобы образ красоты, на который он устремил свой взор, оставил в его душе и сознании след, запомнился. Если это произойдет, ребенок захочет еще и еще раз побывать в музее, на выставке, и его впечатления будут наслаиваться и накапливаться в нем, постепенно формируя его внутренний мир, его культуру восприятия и мышления.

Надо сказать, что для этого также очень важно отношение сотрудников музеев и галерей к детям, сама атмосфера этих учреждений, насколько она доброжелательная, терпимая, спокойная. Ведь дети все чувствуют и видят, и когда к ним с раздражением, нервно подбегают смотрители и резко что-то запрещают или просто говорят, то это разрушает необходимую атмосферу, которая обязательно должна быть в каждом доме муз!

К сожалению подобные негативные явления мы уже несколько десятков лет наблюдаем и испытываем на себе у нас дома в Москве. Что не скажешь про те музеи и галереи, в которых мы были в Лондоне, Париже, Флоренции и Милане, Амстердаме или в Японии и Индии.

Мы за то, чтобы музейная педагогика всячески развивалась, и дети могли свободно и комфортно себя чувствовать в любом музее и галерее мира, рисовать, радоваться. Формально у нас все узаконено, но в жизни по-другому.

Набравшись опыта за многие годы походов и поездок, мы научились, как вести себя в подобных учреждениях, берем с собой специальные наборы водорастворимых маркеров и цветных карандашей, которыми почему-то в некоторых московских учреждениях культуры рисовать запрещается, а везде в мире можно. Также с нами всегда скетч-буки для рисования формата менее А-4, маленькие удобные складные стульчики и гигиениче­ские салфетки. А главное – мы настраиваем детей на встречу с великим искусством, передаем им свое искреннее отношение к нему, идем вместе с ними как на какую-то важную и волшебную встречу, в сказку, где мы увидим и узнаем что-то, что еще не видели и не знали.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.