Переход к новым формам отношений родителей и педагогов делает педагогический процесс более свободным и гибким. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Нами были поставлены следующие цели:
• Развивать совместные творческие процессы в детско-родительском коллективе; создавать доверительные отношения с детьми, развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
• Зародить новую традицию ДОУ – «День родительского самоуправления» (Делегирование родителям отдельных полномочий сотрудников детского сада).
• Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду через показ родителям многогранности педагогического процесса и предоставление возможности принять участие в организации режимных моментов, занятий и игр.
В Дне самоуправления принимали участие дети всех возрастных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель и руководитель ДОУ. Таким образом был охвачен весь педагогический, родительский и детский коллектив учреждения.
«День самоуправления» проводился в четыре этапа.
На педагогическом совете детского сада педагоги обсудили проект «Дня самоуправления», наметили дату его проведения.
Заключительной частью первого этапа стало общее родительское собрание, на котором был представлен проект и план проведения Дня самоуправления.
Организационный этап начался с подготовки необходимой документации старшим воспитателем: положение о «Дне самоуправления», перспективный план работы, подбор консультации и выпуск буклетов с регламентом Дня самоуправления, режимом и рекомендациями для участников. Далее началась длительная кропотливая работа по подготовке родителей к непосредственной образовательной деятельности.
Для родителей-участников руководитель ДОУ организовала инструктажи по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности и правилам пожарной безопасности.
Инструктор по физической культуре оформила конспекты образовательной деятельности по физической культуре и комплексы утренней гимнастики для всех возрастных групп. Предварительно для родителей, которые решили взять на себя роль инструктора по физической культуре, были организованы открытые просмотры утренних гимнастик и занятий по физической культуре. Инструктор по физической культуре провела индивидуальные беседы с каждым будущим инструктором-дублёром об особенностях физического развития тех детей, с которыми «дублеры» будут проводить занятия, обсудила с ними структуру утренней гимнастики и занятий по физической культуре.
Музыкальный руководитель подготовила примерный сценарный ход проведения музыкального занятия для детей старшей и подготовительной групп.
Воспитатели знакомили родителей с возрастными особенностями детей, с режимом дня, с организацией образовательной деятельности и режимных моментов в течение дня. Совместно с родителями готовили конспекты образовательной деятельности, создавали атрибуты. Организовывали открытые занятия для родителей.
По длительности организационный этап продолжался в течение двух недель. И вот всё готово. Для родителей наступил момент истины: каково это – быть воспитателем?
День начался с приёма детей. В одной из групп раннего возраста приём осуществлял папа одного из воспитанников, он проводил с ребятами индивидуальную работу, утреннюю гимнастику.
В младшей группе ребята с воспитателем-дублёром работали в уголке природы, учились правильно ухаживать за комнатными растениями.
А в старшей группе во время приёма детей вовсю шла подготовка новогодних украшений для группы.
Очень интересные виды утренних гимнастик провели воспитатели-дублеры: музыкально-ритмическую гимнастику с детьми старшего дошкольного возраста, театрализованную игру «Цирковые медвежата» как вариант утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста и др.
Педагоги-дублёры с большой ответственностью отнеслись к организации образовательной деятельности, все конспекты были проработаны, атрибуты заранее подготовлены.
В интересных формах были организованы режимные моменты: «воспитатели»-дублёры использовали кукольный театр для закрепления культурно-гигиенических навыков, проводили хороводные, словесные и пальчиковые игры.
В подготовительной группе была организована индивидуальная работа с дидактических игр по развитию математических представлений и речи.
В младшей и в одной из старших групп в роли инструктора по физической культуре выступали папы. Уверенно и чётко они давали указания детям. Ребята, выполняя упражнения, были собраны и дисциплинированы, ведь воспитатели-мужчины – это редкость, а это значит, что успех гарантирован!
Отдельно хочется отметить одну из групп раннего возраста – это вновь прибывшие дети, у ребят только что прошла адаптация, и мы не планировали включать их в реализацию проекта, но родители совместно с педагогами проявили инициативу и захотели принять участие в данном проекте. Мама одной из воспитанниц провела игру-занятие, где в гости к малышам пришла испачканная кукла, ребята все вместе отмывали куклу, затем вытирали её полотенцем и в итоге с помощью пальчиковых красок, сделали бумажные полотенца для всех кукол в группе.
Также для ребят одной из групп родители устроили красочное театрализованное представление, показали им музыкальную сказку «Репка», которую поставили совместно с музыкальным руководителем и педагогами группы. В конце сказки все персонажи пригласили малышей на весёлые танцы.
Педагоги-дублёры осуществляли весь образовательный процесс в детском саду с 7:30 до 13:00 в той возрастной группе, где находились их собственные дети.
На следующий день родители (участники) и педагоги собрались за круглым столом «Легко ли быть педагогом?». Каждый участник проекта рассказал о своих ощущениях, переживаниях, о том, что больше всего понравилось. Руководитель детского сада вручила всем участникам проекта благодарности и торжественно посвятила их в педагоги-дублёры. Все родители и педагоги отметили необходимость проведения таких мероприятий в ДОУ и решили День самоуправления сделать традиционным. В реализации проекта приняло участие 25 родителей, но в идеале, каждый родитель должен побывать в роли воспитателя.
Ваша корзина пуста