ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Вязовская Ж.Г. Мастер-класс с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению её в педагогический процесс

Полный текст

Вязовская Жанна Геннадьевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №62», г. Тверь, ds62@detsad.tver.ru

В данной статье рассматривается одна из современных форм вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада, которая является необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: мастер-класс, родители, педагоги, дети, сотрудничество, партнерство.

Работа с семьей – это кропотливый труд, где нужно учитывать современный подход в работе. С одной стороны, сохранять всё лучшее и проверенное временем, а с другой –искать и стремиться внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между дошкольной организацией и семьей. Одна из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС ДО, создавать условия для активного участия семьи ребенка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

«Мастер-классы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. Такой подход делает педагогов единомышленниками, поднимает психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сближает их со своим ребенком.

С целью организации интересной, содержательной жизни ребенка в нашем учреждении и повышения уровня взаимодействия с семьями воспитанников был разработан педагогический проект «Вместе учимся, творим, познаем…». Данный проект реализован через такую форму работы, как мастер-класс. Мастер-класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагогов, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей.

Мастер-классы проводились в режиме реального времени и включали в себя следующие этапы:

  1. Организационный.
  2. Теоретический.
  3. Практический.
  4. Рефлексия, обратная связь.

Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны обучающихся (родителей и воспитанников), так и со стороны педагога. Эта форма была выбрана неслучайно, т.к. она помогает решать основную задачу ДОУ, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Она дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями, а они вместе с ребенком могут получить новые знания, освоить новые технологии, и совместное творчество доставляет им несравнимую радость.

Уникальность мастер-классов заключается в нетрадиционных социальных ролях «родитель» – «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности и такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей.

По типу проект «Вместе учимся, творим, познаем…» является:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
  2. По содержанию – интегративный.
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
  4. По характеру контактов – осуществляется внутри группы в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой.
  6. По продолжительности – долгосрочный.

Цель проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Предполагаемые результаты проекта:

  • расширение представлений педагогов о требованиях к структуре и проведению мастер-классов с родителями;
  • повышение уровня практических умений воспитателей и вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс;
  • пополнение методического кабинета информационными, наглядными и методическими материалами по организации мастер-классов.

Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содержанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части.

Участники мастер-класса выполняли совместные задания, что позволяет воспитывать коммуникативные умения и навыки через выполнение совместных заданий. В конце каждого мастер-класса проходит рефлексия, которая способствует развитию осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегулированию.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.

Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры может быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители находятся в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.

Список литературы

  1. Деркунская В.А., Иванова О.М., Баран Ю.Я. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Центр педагогического образования», 2013.
  2. Дигурова Т.М. Как провести мастер-класс / Т.М. Дигурова, Н.В. Кленова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. – №3. – С. 13–22.
  3. Лыкова И.В. Мастер-классы. Шаг за шагом. – М.: Цветной мир, 2016.
  4. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: Планета, 2012.
  5. Санатуллина А. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Дошкольное воспитание. – 2012. – №6. – С. 38–42.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  7. 7. Интернет-ресурс: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.