Вязовская Жанна Геннадьевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №62», г. Тверь, ds62@detsad.tver.ru
В данной статье рассматривается одна из современных форм вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада, которая является необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Ключевые слова: мастер-класс, родители, педагоги, дети, сотрудничество, партнерство.
Работа с семьей – это кропотливый труд, где нужно учитывать современный подход в работе. С одной стороны, сохранять всё лучшее и проверенное временем, а с другой –искать и стремиться внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между дошкольной организацией и семьей. Одна из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС ДО, создавать условия для активного участия семьи ребенка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.
«Мастер-классы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. Такой подход делает педагогов единомышленниками, поднимает психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сближает их со своим ребенком.
С целью организации интересной, содержательной жизни ребенка в нашем учреждении и повышения уровня взаимодействия с семьями воспитанников был разработан педагогический проект «Вместе учимся, творим, познаем…». Данный проект реализован через такую форму работы, как мастер-класс. Мастер-класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагогов, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей.
Мастер-классы проводились в режиме реального времени и включали в себя следующие этапы:
Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны обучающихся (родителей и воспитанников), так и со стороны педагога. Эта форма была выбрана неслучайно, т.к. она помогает решать основную задачу ДОУ, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Она дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями, а они вместе с ребенком могут получить новые знания, освоить новые технологии, и совместное творчество доставляет им несравнимую радость.
Уникальность мастер-классов заключается в нетрадиционных социальных ролях «родитель» – «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности и такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей.
По типу проект «Вместе учимся, творим, познаем…» является:
Цель проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содержанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части.
Участники мастер-класса выполняли совместные задания, что позволяет воспитывать коммуникативные умения и навыки через выполнение совместных заданий. В конце каждого мастер-класса проходит рефлексия, которая способствует развитию осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегулированию.
Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры может быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители находятся в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.
Ваша корзина пуста