Янкина Р.С. – доцент кафедры общей педагогики Андижанского госуниверситета.
Азизова Замира Фермановна – PhD , доцент педагогического института при Андижанском госуниверситете (Андижан, Узбекистан)
В статье рассматриваются особенности узбекских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сказки показывают детям положительные и отрицательные образы героев, учат правильно оценивать их поступки. В содержании сказок всегда заложен урок, который дети дошкольного возраста постепенно воспринимают, и без морального и эмоционального ущерба можно рассказать им об отрицательном в жизни, и проводить параллели с современной действительностью. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Ключевые слова: сказки, узбекские народные сказки, волшебные сказки, общественно-бытовые сказки, сказки о животных, мир, добро и зло, нравственное воспитание, дети дошкольного возраста.
Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В то же время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций. В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах нашей действительности, в государственной системе образования, наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания в процессе социализации подрастающего поколения. За годы независимости Узбекистана проведена большая работа по сохранению и дальнейшему развитию культурных ценностей и самобытных национальных традиций.
Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры в Республике Узбекистан невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей узбекского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков. Духовное богатство этноса всегда было связано с народной педагогикой, с духовно-культурными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям национальных ценностей, их культурного и духовно-нравственного содержания особенно актуализируется в наши дни, особенно в сфере дошкольного образования.
Фольклор народов, издавна проживающих на территории Узбекистана, запоминаются своей самобытностью, поучительностью и яркостью. Он насчитывает много веков и тесно связан с фольклором других народов Средней Азии. Из-за того, что большая часть узбекской литературы существовала в устной форме, в нее привносились различные элементы культурных и этнических особенностей народа. Узбекские народные сказки вобрали в себя большое разнообразие жанров: поговорки и пословицы, остроумные анекдоты, смешные, волшебные, душевные песни. Читая узбекские сказки, можно заметить элементы богатого фольклора, которые еще 20 веков назад имели народы, проживающие на территории Узбекистана.
В данной статье будут рассматриваться особенности узбекских сказок, а также ее роль в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Народная сказка является одним из первых произведений искусства слова, которое ребенок слышит в раннем детстве. При помощи сказочных героев мы можем заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Сказки являются мудрым воспитателем ребенка и всегда поучительны. Сказка впервые знакомит ребенка с искусством и моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, мышление, речь и фантазию ребенка. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми.
Общеизвестно, что дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить, потому что сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира. Через сказку ребенку легче объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают разными: добрыми и злыми, ласковыми и грубыми, хитрыми и завистливыми. С помощью таких персонажей детям можно показать плохое и хорошее, как можно и нужно поступать и как нельзя в определенных ситуациях.
По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы – сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.
Сказки о животных мы считаем одним из наиболее древних видов фольклора. В изображении животных и их жизни обычно отражены классовые взаимоотношения общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто здесь высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбиль» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников – льва, тигра, волка и т.д.
Рис. 1. Сусамбиль
В тех сказках о животных, где появляется человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.
Рис. 2. Умная коза
Волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров – драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы.
Постепенно люди, приобретая знания, находили средства борьбы с природой и все смелее мечтали о покорении ее могучих и грозных сил.
В сказках это нашло художественное воплощение в победе героев над враждебными им силами – драконами, дивами, колдунами.
Герои сказок летают по воздуху на коврах-самолетах, мчатся с невероятной быстротой на тулпарах, взмывают к небесам на чудесной птице Семург.
В волшебно-фантастической сказке есть чудесные помощники, которые в самый трудный момент помогают положительным героям. Чаще всего эти помощники – мудрец-старик, волшебные животные, птицы, разные таинственные предметы – кольцо, нож, перья и др.
В сказке «Эрназар и Кимоназар» главную роль играет волшебный нож, подаренный герою отцом.
Рис. 3. Эрназар и Кимоназар
В сказке «Воспирохун» и некоторых других героям помогает волшебник – Хизр.
Рис. 4. Воспирохун
В сказке «Мусофирбек» герою при исполнении самых трудных условий хана помогает его жена-пэри.
Рис. 5. Мусофирбек
В сказке «Кенджа-батыр» (Младший богатырь) из-под земли на своем крыле героя поднимает легендарная птица Семург.
Рис. 6. Младший богатырь
А в сказке «Сахибджан и Ахмадджан» герою помогает волшебная рыба, принимающая образ джигита.
Рис. 7. Сахибджан и Ахмадджан
Волшебные помощники и предметы, действующие в волшебной сказке, не снижают роли героя, не умаляют его достоинства. Наоборот, чтобы подчинить их или завладеть ими, требуется сообразительность, ловкость, мужество. Всё это подчеркивает моральную и физическую силу человека, его неизмеримое превосходство над самыми сильными проявлениями волшебства.
Наряду с положительными героями в волшебных сказках ярко показаны отрицательные образы: Алмауз кампыр, (нечто вроде Бабы-яги), злые духи, дьявол-шайтан, колдун.
Рис. 8. Алмауз кампыр
Часто они наделяются фантастическими свойствами. Например, див в сказках рисуется так: он великан-страшилище, обладает необыкновенной физической силой, а иногда и колдовскими свойствами. Он может в любую минуту навредить человеку, погубить его или, что гораздо реже, служит герою, доставляет ему богатство, власть.
Разнообразны по своему содержанию бытовые сказки. В них отражены лучшие стороны жизни узбекского народа: его ум, труд мужество, гуманность, дружба и другие положительные качества.
Основной особенностью бытовых сказок является их сатирический характер. Они разоблачают жестокость ханов, шахов, баев и всевозможных, эксплуататоров.
В сказке «Шах-тиран» призывается к уничтожению мучителя народа ненавистного шаха. Эти мотивы в той или иной мере находят отражение и в сказках других жанров.
Рис. 9. Шах-тиран
Так, в сказке «Храбрый воробей» клеймится презрением шах – носитель социального зла, что соответствовало духу народа, его мечте о свободе.
Рис.10. Храбрый воробей
В узбекской сказке отражены подлинно народный юмор и сатира. Ни в одном жанре устного народного творчества нет столь широкого простора для осмеяния пороков и отрицательных нравов, как в сказках «Глупый падишах», «Эшондим деп эшагимдан айрилдим» и др.
Рис.11. Глупый падишах
В сказках позднего времени фигурирует сатирический образ богатого хозяина, которому противопоставляется крестьянин-бедняк, батрак. Богатому хозяину дается реалистическая характеристика. Он скуп, жаден, безжалостен и беспощаден по отношению к своим батракам и слугам («Скупой бай и вор Абдурахман» и др.).
Рис.12. Скупой бай и вор Абдурахман
Положительные герои – представители трудового народа, не имеющие ни имущества, ни власти, – высмеивают баев, ханов и царей, делают их посмешищем в глазах народа и таким образом укрепляют веру народа в свои силы и разум.
В сказках высмеиваются отрицательные черты характера и дурные привычки человека – лень, косность, глупость и т.д. Сатирические сказки имеют большое воспитательное значение.
Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины.
Отражая в какой-то мере самостоятельность женщины в доисламское время, в то же время эти сказки выражают протест против тяжелого, бесправного положения узбекской женщины до революции.
В таких сказках, как «Хуснобод», «Озадочехра» и в других героини отличаются большой самостоятельностью, они равноправны с мужчинами, обладают глубоким умом, трудолюбием, храбростью.
Рис. 13. Хуснобод
В сказках воспевается человеческий труд, возвышаются ремесла. Не богатство красит человека, а уменье и знание – эта идея лежит в основе многих сказок. Каким бы искусством, ремеслом и знанием человек ни владел – всё это идет на пользу людям («Бахром и Шерзад»).
Ваша корзина пуста