ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Ярошенко М.А. Развитие и профилактика нарушений фонематического восприятия у дошкольников посредством игровых технологий

Полный текст

Ярошенко Марина Анатольевна – педагог дошкольного образования, ГБОУ школа №2087 «Открытие», ДГ 7 (Москва, Россия)

В данной статье рассмотрена одна из проблем правильного и своевременного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Проанализированы особенности фонематического восприятия дошкольников. Раскрыты компоненты фонематического восприятия и условия его правильного формирования.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематические способности, речь, развитие речи, дошкольники.

Проблема восприятия фонем у детей с различным уровнем развития речевого аппарата стоит достаточно остро. Под восприятием фонем в различных источниках понимается:

  • функция психики, приводящая к фонематическим изменениям речевого потока. Это специфическая психическая деятельность по осуществлению операций выделения, изучения, и различения фонем;
  • умение воспринимать и различать фонемы (звуки речи) составляющие звуковую оболочку слова.

В статье мы опираемся на следующие определение фонематического восприятия – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки и их последовательность в словах.

Нарушение функций фонематического восприятия приводит к снижению фонематического слуха. Недостаточное развитие фонем на слух и в произношении снижает развитие у детей готовности к слуховому анализу. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики, следовательно, для определения направления КР (коррекционной работы) и правильного ее планирования.

Можно выделить два этапа по формированию фонематического восприятия.

Первый этап – подготовительный. Это коррекционно-развивающая работа. У детей в процессе игры развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у детей развивается внимание и слуховая память. Для коррекционной работы над восприятием фонем (фонематическим восприятием) у детей предлагаем вам придумать сказочного персонажа. У нас это волшебный зайка и зовут его Ушастик. Ушастик – друг детей, и он помогает попасть деткам в волшебную страну «Слушандию» и услышать все волшебные звуки. Помните, что вся работа происходит в игровой форме, только через игру ребенок сможет обучиться и у него будет желание и понимание, важное для нашей успешной совместной работы. Ушастик предлагает ребятам научиться слышать то, что они никогда не слышали, или слышать то, на что они никогда не обращали внимания, и поиграть с ним в различные игры в волшебном царстве.

Важно помнить, что в игре должна быть долгосрочная цель. Ребенок понимает, что, например, когда он начнет слышать, получит какой-то бонус, например, большую наклейку или шарик. Цель для нас, конечно, долгосрочная и стратегическая, но для ребенка это игровая цель. Мы помним, что ведущая деятельность у дошкольника игровая.

Далее приводятся разработанные нами игры, направленные на развитие фонематического восприятия с участием нашего сказочного персонажа – зайки Ушастика. Для детей мы разработали интересный сюжет, он поможет ребятам переходить от этапа к этапу, не теряя интерес к путешествию. Приведем в пример две игры с проблемными ситуациями.

Игра первая. «Найди такую же коробку»

Цель: развить слуховое восприятие. Для игры используются пластиковые контейнеры из «киндер-сюрпризов».

Ход игры: Ушастик просит детей попробовать услышать, в какой из предложенных коробочек находится соль. Коробочки парные, чтобы звук не различался, в них насыпано одинаковое количество сыпучего материала (соль, мука, рис, горох). Вы можете использовать свои крупы или сыпучие материалы, важно, чтобы они были парными. Одну коробочку (например, с солью), мы кладем перед ребенком, другая остается у взрослого. Просим найти такую же коробочку из оставшихся, то есть с таким же звучанием.

Игра вторая. «Высоко – низко»

Цель: развить понимание высокого голоса.

Ход игры: Дети идут по кругу, персонаж (от него действует взрослый) на музыкальном инструменте воспроизводит высокие и низкие звуки. Услышав высокие ноты, дети приподнимаются на носочки, услышав низкие ноты – приседают.

На втором этапе (основном) ведется коррекционная работа над звуками речи. Путешествие с нашим героем продолжается. Проводятся игры на фонематический анализ, синтез представлений, и на различие слов, близких по фонетическому составу.

Приведем две игры.

Игра первая. «Придумай»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход игры: Ушастик задает условия, а дети, основываясь на имеющемся у них опыте, выполняют задание.

• «Придумай слово, начинающееся на звук…»:
− придумай 3,4,5 слов, начинающихся на звук…;
− найди картинку с 3 звуками (какой звук вы сегодня проходите), не называя его;
− найди слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

Помните, что наша основная задача не навреди, и если вы видите, что ребенку сложно, то звуки можно простучать, или можно положить руку под подбородок, опираясь локтем на стол и попробовать сказать слово по слогам, считая, сколько раз опустился подбородок. Еще интересный лайфхак из практики: можно назвать слово по слогам, приглашая его к себе, в момент того, как слово произносится по слогам, рукой махать к себе, считая слоги. Вы сами видите уровень возможностей ваших деток, используйте и модернизируйте упражнения. Главное для ребенка, чтобы на занятии он оставался в состоянии успеха, даже при вашей помощи. Фонематическое восприятие – это не врождённый фактор, его можно и нужно развивать.

Игра вторая. «Расставь по местам»

Цель: развитие фонематических представлений

Ход игры: Ушастик рассказывает стишок, и ребята выбирают из слов (близких по звуковому составу) предметы, нарисованные на картинке, правильное слово. Непосредственно перед заданием просмотрите с воспитанником изображения и узнайте, знакомы ли ему они, не вызывают ли сложности, при возникновении сложностей, расскажите малышу, что на карточке.

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:
Что сказали мы зимой…? Что построили с тобой…?
На крючок в реке попал…? Может все, хоть ростом мал…?
Слова для выбора: дом, ком, сом, гном.
Я опять задачу дам – всё расставить по местам:
Что стащил игривый кот…? Детям мамочка плетет…?
С гор спускается, течёт…? Что за скользкий, ровный лёд…?
Слова для выбора: каток, паток, венок, моток.

Представленные методические рекомендации по развитию фонематического слуха средствами проблемных игровых ситуаций будут содействовать становлению фонематического восприятия. Конечно, мы не специалисты, чтобы ставить диагнозы, и, если вы видите, что у ребенка сложности с фонематическим восприятием, его нужно отправить к специалисту – логопеду-дефектологу. Восприятие фонем (фонематическое восприятие) требует развития, и здесь мы можем с вами включить игры на развитие фонематического слуха в свою работу.

Мы надеемся, что развивающие (дидактические) игры в процессе формирования фонематического слуха воспитанников помогут вам заинтересовать ребенка, легко включить его в игровой процесс, развить слуховое внимание ребенка, память, а также сформировать навыки распознавания неречевых звуков, дифференцировать высоту, силу, тембр голоса и многое другое.

Желаем вам удачи и конечно вдохновения в вашей ежедневной деятельности.

Литература

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000.
  2. Горбенко Е.Л. Формирование фонетического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Теория и практика образования в современном мире: Материалы междунар. заоч. науч. конф. – СПб.: Реноме 2012.
  3. Конькова Н.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук». – М.: Сфера. – 2013. – №2. – С. 14.
  4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред.Л .С. Вылковой, В.И. Селивертова.
  5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Владос, 2004.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.