ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юлдашева А.П., Макарова Ю.В., Иевлева С.В. Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда

Полный текст

Юлдашева Анастасия Павловна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №171, Uld-ap@bk.ru

Макарова Юлия Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №491

Иевлева Светлана Викторовна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №1034, г. Москва

Нейропсихологические методы на сегодняшний день прочно входят в логопедическую работу, так как приносят хороший результат и дают возможность в игровой форме закрепить необходимый материал. В статье приведены примеры использования технологий нейропсихологии в работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: развитие, фонематический слух, фонематическое восприятие, логопедия, игры, нейропсихология, дошкольники, младшие школьники, развитие внимания, развитие памяти, развитие мышления, инновации, логопедическая работа.

 

В настоящее время одной из задач, реализуемых ФГОС дошкольного образования, является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования в рамках образовательных программ различных уровней. Необходима комплексная подготовка ребенка к школе. У детей с нарушениями речи отмечаются: снижение внимания, памяти, мышления и других высших психических функций. Опыт работы по использованию нейропсихологических методов и приемов показал хорошие результаты. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей нарушения: речевые, двигательные, интеллектуальные, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое упражнение активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается. Также данные кинезиологические упражнения способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

В рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий для повышения результативности была разработана и апробирована серия игр, целью которых являются: развитие двигательной активности общей моторики, совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа), формирование межполушарных связей, концентрация внимания, формирование межполушарных связей и позитивного настроя, концентрация внимания.

Игра «Зайчики»

Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться (зайчик греет ушки), если они услышат заданный звук в слове, если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к занятиям.

Игра «Старый друг»

В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо выполнять действия, при необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог предлагает попеременно менять положение (правое плечо – левый бок, левое плечо – правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например: Маша встретила зайца, и он здоровается: ТА-ТА-КА. Никита встретил волка, и он здоровается: ТО-ТО-КО и т.д.

Данная игра способствует развитию межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепляет понятия частей тела, и позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело. В игровой форме закрепляет дифференциацию звуков, улучшая фонематический слух.

Игра «Ловим звук»

Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.

Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости. Формирует положительное отношение к занятиям.

Игра «Робот»

Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия: слог, слово. Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость и позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.

В ходе работы можно увидеть, что некоторые движения с первого раза не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Хочется отметить, что занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются.

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в работе учителя-логопеда.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.