ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юрова О.А., Гаврилова К.А. Дошкольное образование в условиях пандемии

Полный текст

Юрова Ольга Алексеевна, Гаврилова Кристина Андреевна – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Малинка» (Новороссийск, Россия)

Данная статья посвящена проблеме дошкольного образования в период пандемии. В условиях напряжённой эпидемиологической обстановки образовательная система была вынуждена в кратчайшие сроки перестроить модель обучения. Педагоги столкнулись с недостаточной технической оснащённостью дошкольных образовательных учреждений, слабой организационной системой, что не позволило в полноценном объёме реализовать педагогический потенциал, кроме того, негативно сказалось на качестве образовательного процесса, в силу слабой эмпирической составляющей проводимых занятий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольное образование, педагог, пандемия.

В период пандемии система образования России была вынуждена принять меры по минимизации негативного влияния коронавируса (COVID-19) на образовательный процесс. Высшим приоритетом для министерства образования страны стали альтернативные учебные решения, которые в основном коснулись дистанционного обучения школьников и студентов. Организация процесса дистанционного образования и воспитания детей дошкольного возраста имела второстепенное значение [5, с.102].

Система дошкольного образования Российской Федерации имеет особую специфику, обусловленную особенностями возраста обучения, различиями частной и общественной структуры организации дошкольных учреждений. Исходя из напряженной эпидемиологической обстановки, государство было вынуждено принять в период пандемии определенные решения [3, с.90].

Так, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а п. 2 ст. 16 нормативно закрепляет право, в том числе дошкольных образовательных организаций, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Тем не менее большинство субъектов Российской Федерации закрыли учреждения дошкольного образования по причине недостаточной технической оснащенности помещений, что препятствовало организации и проведению эффективного образовательного процесса [2].

Дошкольные образовательные организации оказались перед выбором: закрыть учреждение или продолжить деятельность в период самоизоляции с учетом социально-экономических, демографических особенностей региона и сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

В целом большинство дошкольных образовательных организаций столкнулись с неопределенностью, и процесс дистанционного обучения происходил спонтанно, малоуправляемо со стороны администрации и интуитивно со стороны педагогических работников [1, с.134].

Следует отметить, что основные проблемы дошкольного образования связаны с переходом на дистанционный формат. С целью профилактики распространения пандемии коронавируса педагоги детских садов начали проводить занятия дистанционно. Соответственно, педагогический состав столкнулся с рядом трудностей.

Проблема профессиональной подготовки педагогических кадров

Преподаватель дистанционного образования – это новый образ учителя XXI века. Педагог должен владеть в совершенстве не только знаниями относительно своей специальности, но и «держать руку на пульсе времени», следить за технологиями, научными тенденциями, обладать широким кругозором, одним словом– постоянно развиваться и совершенствоваться. Таким образом, педагог должен обладать арсеналом пользовательских навыков работы с использованием ИКТ, интернет-технологий. Однако самым важным пунктом является психолого-педагогическое мастерство преподавателя. Педагогу следует искусно определять психологический настрой и эмоциональное состояние детей на расстоянии. Если в процессе очной формы образовательного процесса педагог сможет определить психологический климат в группе, то на расстоянии оценка психологического настроя занимает достаточно длительное время. Например, интровертов следует стимулировать и мотивировать на протяжении всего занятия, а экстравертов подчас приходится сдерживать, тем самым соблюдая эмоциональный баланс [4, с.81].

Для профессиональной переподготовки педагогов с целью дальнейшей работы в дистанционном формате обучения требуется большое количество времени и средств, поскольку дистанционное обучение – это не только методическая работа, но квалифицированный технический труд.

Другая проблема – состояние учебно-материального обеспечения дистанционного формата обучения. Готовые, комплексные курсы и программы не всегда предоставляются учреждениям на бесплатной основе и стоимость их достаточно высока. Создание собственных дистанционных курсов требует значительных усилий не только IT-специалистов, педагогов, но и методистов, имеющих опыт работы с интернетом и коммуникационными технологиями, а также знакомых с современными тенденциями в образовательной системе, усовершенствованными концепциями, теориями, методиками, педагогическими технологиями, психологическими особенностями интернет-коммуникации. Так, если методические материалы еще можно найти в электронном формате (pdf), то проведение подвижных игра, дополнительных кружков – не представляется возможным [3, с.19-20].

Проблема дистанционного формата обучения в дошкольной образовательной организации имеет актуальный характер с точки зрения технологий. Необходимость постоянного доступа к источникам информации, а именно доступ в интернет. Процесс обучения в дистанционном формате напрямую зависит от качества – скорости интернет-соединения. Однако сложившиеся обстоятельства отразили плачевную ситуацию в системе образования. Если в городе интернет-соединение более-менее стабильно, то на периферийных участках доступа к интернету практически нет, что негативно сказывается на системе образования в целом.

Высокая трудоёмкость профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения влечёт профессиональное выгорание педагогов. Так, занятие в группе, где 15 человек и дистанционный формат обучения – две разные вещи. Требуется намного больше времени и энергетических ресурсов для поддержания дистанционного процесса обучения в дошкольной образовательной организации.

Кроме того, педагог ограничивается в возможностях самореализации в области профессиональной деятельности, следовательно – эмоционально выгорает. Педагог в современных нестабильных условиях должен решать проблемы и стандартные задачи, которые возникают в реальных ситуациях в профессиональной деятельности [5, с.39].

Наряду с этим должна присутствовать субъектная позиция педагога, которая находит отражение в качествах личностного характера, саморазвитии, выработке индивидуального подхода к профессиональной деятельности.

Кроме вышеизложенных проблем, существуют такие проблемы, как:

– необходимость комплексной продолжительной индивидуально-психологической работы как с детьми, так и с педагогическим составом;

– проблема нехватки педагогических кадров;

– недостаточная интерактивность курсов и программ дистанционного дошкольного обучения;

– отсутствие прямой коммуникации между детьми и педагогом, проблема эмоционального обеднения.

Таким образом, проанализировав все вышеупомянутые проблемы, следует сделать вывод. Внедрение в образовательную систему такой инновации, как дистанционный формат обучения, в силу своей беспрецедентности имеет большое количество недостатков, которые формируют комплексные существенные проблемы на уровне дошкольного образования. Следует обозначить как проблемы технического характера, так и психологической направленности. Особо насущной представляется проблема социального взаимодействия – педагог не всегда в состоянии выстроить коммуникативную связь с детьми в экстремальных условиях дистанционного формата. Вопрос дистанционного формата в дошкольном образовательном учреждении требует отдельной глубокой проработки как в законодательном, так и в научно-методическом простран­стве.

Литература

  1. Гладких О.В. Дошкольное обучение. – М.: Флинта, 2020. – 89 с.
  2. Дистанционное обучение. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id= 196&op=doDoc (дата обращения: 12.12.2021).
  3. Лысых И.А. Проблемы и перспективы дистанционного образования. – М., 2020. – 247 с.
  4. Нормативная база дистанционного образования. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/82935792 (дата обращения: 11.12.2021).
  5. Широбоков С.М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования – актуальная задача развития системы образования в России. – М.: Альма Матер. – 2008. – №4. – 290 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.