ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Захарова О.Н. Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста на примере дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности

Полный текст

Захарова Ольга Николаевна – заведующая МАДОУ «Детский сад №34» (Рязань, Россия), автор программы по обучению раннему чтению «АБВГДЕЙКа» (в соавторстве с Г.Б.Павловой)

В настоящее время вопрос обучения детей дошкольного возраста чтению является актуальным и предполагает ответы, как минимум, на два вопроса: нужно ли учить дошколят читать и, если да, то как это делать правильно и грамотно, руководствуясь основной заповедью любого педагога: «НЕ НАВРЕДИ!».

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями чтения и письма (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудростью: «Сперва аз да буки, а там и науки»). Задачи периода обучения грамоте следующие: развитие фонематического слуха и формирование элементарного навыка чтения и письма. Основным методом обучения грамоте сегодня является звуковой аналитико-синтетический метод, основоположником которого стал К.Д. Ушинский.

В пункте 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Так как все примерные образовательные программы дошкольного образования в настоящее время переработаны в соответствии с ФГОС ДО, то задач по обучению чтению и требований к овладению элементарным чтением по окончании дошкольного учреждения нет ни в одной из них.

Как же реализуются в детских садах поставленные выше задачи? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить периоды обучения грамоте. Их три:

  • добукварный (добуквенный или подготовка к обучению грамоте);
  • букварный (буквенный);
  • послебукварный (послебуквенный).

В современной школе основное время отводится на букварный период, задачей которого является знакомство ребёнка с буквой и тренировка в чтении слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученной буквой. Первый и третий периоды в современной школе – это время от 2–3 уроков до двух месяцев (возможный максимум). Параллельно чтению ребёнка учат записывать букву и тренируют его в письме. А как же эти этапы реализуются в детском саду?

Для того чтобы решить задачи, обозначенные в ФГОС ДО и продублированные ООП ДО, достаточно лишь добукварного периода. Основными видами работы на этом этапе являются:

  • выделение предложений из речевого потока;
  • выделение отдельных слов в предложении;
  • скандирование слов, выделение слогов;
  • сравнение по размеру предмета и слова;
  • выделение ударного слога;
  • подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
  • упражнения в звукоподражании;
  • выделение первого (последнего) звука в слове;
  • подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
  • выделение каждого звука в слове;
  • определение на слух количества звуков в слове;
  • выделение в слове гласных (согласных) звуков;
  • объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук – ключ, сыр – дым).

Такая работа проводится с младшего возраста на занятиях по развитию речи и занимает 3–7 минут занятия в зависимости от возраста. Некоторыми программами предусмотрены отдельные занятия (так называемое занятие по подготовке к обучению грамоте) как итоговые или занятия-закрепления в младших и средних группах и самостоятельные занятия в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, в детском саду ОБЯЗАТЕЛЬНО идёт работа над звуковой стороной речи. Детей знакомят со звуками речи, особенностями их артикуляции, характеристикой, учат выделять звуки в речевом потоке и т.д. Но как только возникает необходимость обозначить звук определённым символом, т. е. буквой, мы переходим к решению задач, которых нет в нормативных документах ДОУ. Как быть? Способов провести такую работу несколько:

  • индивидуальная работа с ребёнком;
  • приобретение статуса «речевой» группы и обучение по коррекционным программам и методикам (см. ниже);
  • введение платных дополнительных образовательных программ.

Особенно хочется сказать об обучении письму в детском саду. Таких требований нет. И на мой взгляд, делать этого нельзя ни в коем случае, т.к. педагоги, работающие в ДОУ, не владеют методикой обучения письму, не могут делать это профессионально и грамотно. Переучить же ребёнка всегда многократно труднее, чем научить. Таким образом, на дошкольной ступени мы можем и должны говорить о подготовке руки к письму и о печатании букв и элементов букв.

В последние годы, как показывает практика, резко вырос запрос родителей на обучение детей чтению ещё в дошкольный период. И никакие аргументы относительно стандартов и программ не являются для родительской общественности действенными и весомыми. Это с одной стороны. С другой же стороны, в том же ФГОС ДО в пункте 2.11.2. сказано: «Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов». То есть документ признает право родителей на удовлетворение их потребностей. В третьих, не надо забывать и о детях. Среди них есть такие, у которых в среднем, а чаще в старшем дошкольном возрасте появляется интерес и желание научиться читать. Педагог видит это и часто и слышит: «А я уже знаю буквы. Это буква «мэ», это буква «пэ» и т. д. или «А хотите, я вам это слово прочитаю: “С-Л-О-Н”». Что сказать в этом случае? Ребёнок ждёт одобрения и похвалы, но мы-то понимаем, как тяжело будет ему переучиться, и насколько некомпетентны родители, когда берутся научить своих чад читать.

Таким образом, отвечая на первый из поставленных вопросов – необходимо ли учить ребёнка читать в дошкольном возрасте, – отвечу так. Это не является необходимым, но является возможным при желании и интересе, возникающем у самого ребёнка. А уж если мы берёмся научить дошкольника читать, т. е. перейти на букварный период в процессе обучения грамоте, то мы должны быть готовы к тому, что этот период будет иметь ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным периодом в школе, что определяется психолого-педагогическими особенностями самих дошколят. В чём же эти отличительные особенности?

Начиная анализ, прежде всего надо сказать о школе. Все современные учебники по обучению грамоте можно разделить на три группы по принципу построения.

Частотный принцип («Азбука». Под ред. В.Г. Горецкого) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип («Букварь». Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т. д., сонорные согласные, парные согласные и т. п.

Генетический («По дороге к азбуке». Под ред. Р.Н. Бунеева) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов «и», «п», «г», «р», «т»).

Так, если родители планируют отдать ребёнка в школу, которая работает по системе Эльконина-Давыдова, то, исходя из принципа преемственности, логично начать обучения чтению в дошкольном возрасте по программе Л.Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду», которая базируется на том же позиционном принципе изучения звуков и букв.

Однако большинство школ в России сегодня выбирают «Азбуку» под редакцией В.Г. Горецкого. На этапе дошкольного детства в пару к нему можно рекомендовать «Букварь» Н.С. Жуковой. Интересной является методика И.В. Ивановой «65 уроков чтения». Её особенностью является следующее. Сначала изучается звук и буква «а», затем все согласные звуки и буквы, в соответствии с принципом частотности, и лишь потом все остальные гласные. То есть навык чтения первоначально тренируется только на примере одной гласной, а затем усвоенная и многократно отработанная технология переносится на другие гласные.

Особенное место среди методик по обучению чтению дошкольников занимают программы и методики, разработанные для детей, имеющих речевые нарушения, так называемые коррекционные программы и методики. Надо отметить, что программы по коррекции речи детей с речевыми нарушениями составной частью обязательно имеют раздел по обучению чтению. То есть в коррекционных программах этот этап в обучении грамоте является обязательным. Сегодня существует большое количество коррекционных программ и методик по обучению чтению. Этим вопросов занимались Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Н.В. Нищева.

Каждая из предложенных программ и методик имеет свои особенности, но все они объединены общим принципом изучения звуков и букв. Это так называемый онтологический принцип, т. е. звуки и соответствующие им буквы изучаются в том порядке, как они появляются в речи ребёнка в процессе онтогенеза. То есть наиболее употребительные в письменной речи буквы «С», «Р», «Л» в букваре Н.С. Жуковой и азбуке В.Г. Горецкого будут изучаться в числе первых, в коррекционных же программах – в числе последних. Т.Б. Филичева в своих работах многократно отмечала, что обучение грамоте может вестись ТОЛЬКО на основе правильно произносимых звуков. Приведу ещё один пример. У ребёнка нарушено произношение звука «с». Если в числе первых, т. е. в 4–6 лет мы начинаем изучать букву «С», то, читая слоги, слова, предложения с этой буквой, мы в течение одного занятия будем произносить звук «с» неправильно, тем самым многократно закрепляя неправильное его произношение. Чтению научим, а как же быть с произношением, и где же главная педагогическая заповедь «Не навреди»?

Обращу внимание ещё на несколько важных, с моей точки зрения, моментов коррекционного обучения. В коррекционных методиках с целью облегчения работы по формированию навыка чтения так называемых слогов-слияний (прямой открытый слог: ма, но, ву и т. д.) не вводятся алфавитные названия букв. Буква называется твёрдым согласным звуком, например: не «пэ», а коротко «п», не «эс», а коротко «с» и т. д. Большое место уделяется работе с кассами букв и слогов. Этот вид работы, как показывает практика, не только имеет большой развивающий и обучающий потенциал, но и очень интересен и занимателен для дошкольников.

Какую же программу (методику) выбрать? А может быть, разработать что-то своё, взяв у других всё наиболее ценное и интересное? И. Успенский писал: «Один и тот же прием в руках одного учителя дает блестящие результаты, а в руках другого – плохие. Обучение имеет успех лишь тогда, когда учитель свободно владеет материалом, как послушным орудием, а не рабски следует той или другой методе. Поэтому каждый учитель должен, выбрав ту или иную методу, тщательно изучить её и сделать, так сказать, своею».

Имея опыт работы (и соответствующее образование) в начальной школе и в детском саду, с детьми, НЕ имеющими речевых нарушений, и имеющими различные речевые нарушения, апробировав различные методики, проанализировав их плюсы и минусы, мы в соавторстве с Г.Б. Павловой разработали программу по обучению детей раннему чтению «АБВГДЕЙКа». Наиболее значимые аспекты в этой программе следующие:

В программе можно выделить следующие этапы изучения звуков и букв:

1-й этап – подготовительный.

2-й этап – звук и буква «А».

3-й этап – согласные звуки (твердые и мягкие) раннего онтогенеза и соответствующие им буквы: М, Н, Т, П, В, Д, Б, Г, К, Ф, Х.

4-й этап – гласные звуки и буквы: У, О, И, Ы, Э.

5-й этап – согласные звуки (твердые и мягкие) и соответствующие им буквы: С, З, Ш, Ж, Л, Й.

6-й этап – согласные звуки и соответствующие им буквы: Ц, Ч, Щ.

7-й этап – буквы Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я.

8-й этап – заключительный.

Таким образом, говоря о грамотном, обоснованном выборе программы до обучения грамоте дошколят, мы косвенно касаемся и ещё одной проблемы – кадровой. В наших детских садах сегодня работают педагоги, имеющие либо квалификацию «воспитатель», но тогда они не имеют компетенций по обучению детей чтению, не знают методики (их этому попросту не учили, т.к. в дошкольных программах таких требований нет), либо квалификацию «учитель», но тогда они не знают особенностей периода обучения грамоте в дошкольном возрасте и существующих для этого программ. Пути преодоления противоречия я вижу в преемственности между ДОУ и школой (взаимопосещение уроков и занятий) и организацией курсов по обучению грамоте для педагогов ДОУ, имеющих дошкольное педагогическое образование.

Таким образом, думаю, я ответила и на второй из обозначенных в начале вопросов. По крайней мере, постаралась обозначить те аспекты, которые наиболее значимы при ответе на вопрос: «Как учить?» Выбор за вами.

Хотелось бы, чтобы процесс был организован таким образом, чтобы ребёнок не просто научился читать в дошкольном возрасте, но и чтобы этот процесс был для него интересным, важным, желанным, а книга стала его другом на долгие-долгие годы.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.